СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Булинг"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа посвящена проблеме буллинга в школьной среде. В работе анализируются причины возникновения буллинга, его психологические и социальные последствия для жертв и участников.

Цель проекта — привлечь внимание к проблеме буллинга, разработать и предложить меры по его предотвращению и борьбе с ним. В рамках проектной работы будут рассмотрены эффективные стратегии профилактики и методы работы с участниками конфликтных ситуаций.

Проект включает в себя исследование статистических данных, анализ научной литературы, а также разработку рекомендаций для педагогов, психологов и администрации школ по снижению уровня буллинга и созданию благоприятной образовательной среды.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Булинг"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 имени А.И.Покрышкина

станица Кавказская МО Кавказский район









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Проблема буллинга в школе»







Выполнила:

Ученица 9 «В» класса

Багмет Маргарита Антоновна

Руководитель проекта:

Бессалова Дарья Сергеевна









ст.Кавказская,

2025 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе………………………………………………………………………………5

1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе………………………….5

1.2 Причины буллинга у подростков ……………………………………………8

1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе………………………………………………………………………..…....13

1.4 Юридическая ответственность за буллинг…………………………………14

Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде………………………………………………………………………………17

2.1 Привлечение внимания к проблеме буллинга………………………….….17

2.2 Проведение анкетирования с целью выявления буллинга в общеобразовательной школе…………………………………………………....19

Заключение…………………………………………………………………….....20

Список литературы………………………………………………………….…...22

Приложение ……………………………………………………………………...23





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: в подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг – постоянная травля, террор любого вида. Подростковый возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора. Ссора – это конфликт двух сторон, два человека высказывают разную точку зрения или не соглашение с одной точкой зрения, вследствие чего возникает резкое ухудшение взаимоотношений между людьми. Буллинг – это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.

В буллинге существует ряд проблем, одна из них – чувство безнаказанности у агрессоров. Это чувство «стирает» нравственные границы и носит социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё, чтобы возникла блокировка обратной связи от «жертвы». Таким образом, намного сложнее узнать о проблеме буллинга от самой «жертвы». Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг. Непосредственно, имеется проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Примеры последствий: потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания, может выступать причиной совершения самоубийства. Также существует сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих.

В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете. Принимая во внимание то, что я указала в актуальности и последствия рассматриваемой проблемы, мною были выдвинуты гипотеза, цель и задачи.

Гипотеза исследования: актуальна ли проблема буллинга среди подростков в учебных заведениях (школе)?

Цель исследования: изучение буллинга в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с понятием «Буллинг».

  2. Изучить типы и участников буллинга.

  3. Провести анкетирование среди учащихся 9 класса МБОУ СОШ №14 им. А.И.Покрышкина станица Кавказская МО Кавказский район

  4. Изучить способы борьбы с буллингом

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих понятий «буллинга», причин его проявления среди подростков и методов профилактики буллинга в подростковой среде.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для выявления причин и профилактики буллинга в подростковой среде образовательных организаций.





Глава 1. Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в школе

1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе

Достаточно давно появились первые данные о насилии в школе – в 1905г. была опубликована работа К. Дьюкса. Тогда же были начаты первые исследования о буллинге. Дан Ольвеус в 1980-х гг. провел первое анонимное исследование в Норвегии и Швеции. Данный опрос показал, что 15% детей систематически сталкиваются с травлей; 9% являются жертвами травли; 7% агрессорами; 2% принимают обе роли. А в 1973 г. автор публикует книгу «Мальчик для битья и школьные хулиганы». Данную книгу Д. Ольвеус публикует на основе своего исследования. Эта книга оказывает большую заинтересованность людей к проблеме буллинга. В настоящее время Дан Ольвеус выступает в качестве мирового авторитета в вопросах буллинга.

Буллинг в некоторой степени схож с конфликтом, но имеет существенные отличия: неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика), повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно), возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей), решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить).

Ни для кого не секрет, что в 21 веке сфера Интернета быстро и стремительно развивается. Интернет служит средством поиска информации, но и вдобавок является средством связи. Данное направление травли представляет наибольшую опасность, ведь обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка. Буллинг может возникнуть по разным причинам: национальность, ориентация, положение в обществе, пол, раса, религия, возраст, вес и т.д.

В буллинге выделяют следующие типы:

  1. Физический буллинг – это умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и другое физическое запугивание.

  2. Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на webсайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе).

  3. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

  4. Вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

  5. Обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

  6. Запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

  7. Изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

  8. Вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

  9. Повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).

Все эти виды буллинга могут быть отнесены к наиболее общей классификации его видов:

  • скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов);

  • прямой буллинг (обидные жесты, унижение, оскорбление, преследование, вымогательство).

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети, и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Социальная структура буллинга включает в себя следующие элементы:

  • Агрессор - всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.

  • Жертва буллинга. Им может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером.

  • Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

  • Преследователь - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

  • Сторонник– люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.

  • Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.



1.2 Причины буллинга у подростков

Подростковый возраст является наиболее сложным этапом становления в жизни человека. Именно в этот период активно происходит развитие и изменение всех основных характеристик развития человека: биологических, физиологических, личностных, психических и социальных. Происходят изменения в личности и учебной деятельности, общении и взаимодействии со сверстниками, учителями и родителями.

У подростка происходит повышение физических возможностей, начинается половое созревание, происходят гормональные изменения, меняется внешность и поведение.

На фоне этих изменений появляются новые потребности, сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, из-за этого происходит множество конфликтов.

Подростки разрешают конфликтные ситуации в форме обвинений, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия.

В этом возрасте происходят как внешние конфликты – со сверстниками, окружающими людьми, так внутриличностные конфликты, связанные с переходным возрастом. Мальчики и девочки по-разному переживают этот период. У мальчиков развивается дух соперничества, они начинают бороться за лидерство, повышается уровень агрессии, самоуверенности, самоутверждения и появляется желание проводить больше времени за самостоятельными занятиями и за компьютером. Для девочек более значимой становится эмоциональная жизнь, просыпается потребность в экспериментах с внешним миром и со своей внешностью, на первый план выходит коммуникация со сверстниками, общение и близкая дружба, распускание слухов и желание поделиться своими секретами с подругой. Потеря близких взаимоотношений и конфликты обостряют чувство одиночества или потери. Средством установления новых контактов и средством снятия стресса может явиться длительное общение по телефону.

Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга.

Общая картинка представляет собой такие причины буллинга у подростков, как переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, а также защитная реакция от пережитого насилия. «Обидчики» чаще выбирают в качестве «жертвы», тех, кто уже слабее их в физическом и/или психологическом плане. «Жертвами» буллинга могут стать подростки с необычной внешностью (со шрамами, с полнотой, с косоглазием и т.п.), с проблемами со здоровьем, из необеспеченных семей, или же наоборот очень обеспеченной семьи, а также тихие и замкнутые, которые не могут за себя постоять.

Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а также развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток.

Педагоги и администрация школы могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему. Это может проявляться через унижения и оскорбления обучающихся, негативных или саркастических высказываний, устрашающих и угрожающих жестов или выражений в их адрес. Они могут быть относиться к неуспевающим обучающимся, могут быть связаны с внешностью или происхождением школьников. Также способствовать созданию ситуации буллинга может позитивное выделение обучающихся, старающихся угодить взрослому.

На основании этого можно рассмотреть факторы, выделенные Мальцевой, которые способствуют развитию буллинга в образовательной среде. Их можно разделить на индивидуальные и групповые факторы.

К индивидуальным факторам относятся:

  • внутриличностная агрессивность учащихся, которая обостряется в период подросткового кризиса личности. Она может быть связана с комплексом неполноценности и неуверенностью в себе;

  • копирование агрессивного поведения ближайшего окружения - семьи, сверстников, авторитетных педагогов, также осознание прошлого опыта собственного агрессивного поведения;

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков, негативный пример насильственного поведения во взаимоотношениях (семейных, сверстников) из-за плохого семейного воспитания.

Групповые факторы:

  • общий психоэмоциональный фон образовательной организации с высоким уровнем тревожности и напряженности субъектов взаимодействия, связанный с их конфликтностью и неумением контролировать собственные эмоции;

  • система взаимоотношений в образовательной организации с авторитарным стилем управления со стороны администрации, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований, и недружелюбными взаимоотношениями внутри педагогического коллектива;

  • взаимодействие педагогов с обучающимися, построенные на авторитарном стиле преподавания и наличие необоснованно высоких требований со стороны педагогов;

  • система взаимоотношений внутри классного коллектива, между классным руководителем и обучающимися и между самими обучающимися, отсутствие взаимопонимания и взаимовыручки, дружественных отношений;

  • наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «обидчика» в подростковом коллективе;

  • влияние общества и средств массовой информации на взаимоотношения субъектов образовательной организации.

Можно выделить следующие мотивы буллинга подростков: зависть к успехам, внешним, физическим или умственным проявлениям; месть, за причиненные ранее обиды; чувство неприязни; борьба за власть, за лидерство в классе, среди сверстников; нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; самоутверждение; стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; стремление удивить, поразить, разрядиться, «приколоться»; желание унизить, запугать непонравившегося человека

Таким образом, можно выделить такие причины буллинга как внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешние причины – это влияние атмосферы образовательного учреждения, отношение педагогов к обучающимся и к ситуациям буллинга, политические настроения в стране, наклеивание ярлыков.

Внутриличностные причины включают в себя борьбу за лидерство в подростковой среде, классе, возникновения острого конфликта под влиянием внешних факторов, агрессивность подростка, наличие комплексов, низкая самооценка, половое созревание, включающее в себя как физические, так и психологические изменения.

Внутрисемейные - низкий социально-экономический статус семьи, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка, гиперопека или равнодушие со стороны родителей, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.

Перечисленные причины могут относиться как «обидчику», так и к «жертве». Данные причины связаны в основном с психологическими изменениями подростка и его переживаниями. Они оказывают большое влияние на подростка, он может стать агрессором – «обидчиком», или же наоборот замкнуться в себе и стать «жертвой», в связи с этим, если вовремя не оказать помощь и поддержку такому подростку, может возникнуть ситуации буллинга.

1.3 Методы, формы, приемы профилактики буллинга у подростков в школе

Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.

Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.

Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачами профилактики буллинга являются:

  • подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;

  • содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

  • развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;

  • изменение представлений обучающихся, о самом себе и об отношениях с окружающими.

В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить причины проявления насилия и буллинга.

В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями.

В индивидуальной работе с подростком педагог-психолог совместно с обучающимся должны выяснить причины проявлений ситуации буллинга и проработать стратегии поведения подростка при конфликтных ситуациях.

Профилактика буллинга в образовательной организации реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном.

Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.

Профилактика проводится в три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия. На этапе диагностики проводятся опросы, анкетирования и социометрия, методы самой профилактики буллинга – классные часы на определенные темы (буллинг, толерантность и т.п.), тренинги по сплочению, беседы, воспитывающие ситуации, метод социальной пробы. На этапе рефлексии используется групповая рефлексия с классом.

1.4 Юридическая ответственность за буллинг

С точки зрения права буллинг — это физическое или психологическое насилие, которое повторяется длительное время. Дети и подростки в школе могут столкнуться с целым списком нарушений прав со стороны одноклассников: побоями, воровством и вымогательством, регулярными унижениями и оскорблениями.

Буллинг – проблема сложная и юридически никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров сложно, практически невозможно.

В обществе существует инициатива о внесении в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьи «О наказании за буллинг (школьную травлю)». Рассмотрим статьи и законы Российской Федерации, которые способствуют защите прав тех, кого травят в школе.

Основная причина, мешающая наказать агрессоров - это их возраст. В рамках Российского законодательства, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию. Примерами являются: оскорбления, побои, угрозы. Здесь все зависит от определенной ситуации.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации существует статья «Клевета», которую возможно использовать в тех случаях, когда, например, агрессоры распространяют лживую информацию о жертве. Если есть возможность доказать этот факт в судебном порядке, то ответственность будет нести родители или иные законные представители агрессора.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП Российской Федерации. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

К сожалению, бывает так, что психологическое насилие переходит в физическое, тогда, возможность привлечения к ответственности увеличивается и становится проще. Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

При условии, что жертве нанесли побои в образовательном учреждении, необходимостью является освидетельствование нанесения побоев в медпункте, с целью привлечения к уголовной ответственности, необходимо написать заявление в полицию, или же обратиться в гражданский суд, с целью получения компенсации за моральный и материальный вред.

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, агрессора поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и на родителей наложат административное наказание.

Таким образом, мы видим, что государство все же рассматривает буллинг как асоциальное явление и принимает законы, которые защищают тех, кого «травят» в школе, при условии существования доказательств. А вот эмоциональное давление не попадает под эту категорию

До 14 лет за детей несут ответственность их родители и государственные учреждения, где они находятся (школа). С 14 лет наступает личная ответственность человека по НЕКОТОРЫМ пунктам УК РФ, то есть он сам начинает отвечать за свои поступки.

УК РФ Статья 111 - Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психологическое расстройство также относится). С 16 лет наступает ПОЛНАЯ ответственность.

УК РФ Статья 110.1 - Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

УК РФ Статья 117 - Истязание



Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде школы

2.1 Привлечение внимания к проблеме буллинга

Многие люди, которые заинтересованы в проблеме травли, пытаются сообщить о её масштабе обществу. Проявление проблемы показывают в кинофильмах и сериалах про подростков. Режиссеры пытаются донести до зрителей последствия буллинга, до чего он может довести и как избежать негативных последствий.

Примеры фильмов и сериалов:

  • «Чучело» (1984);

  • Говори (2004г.);

  • Класс (2007г.);

  • Телекинез (2013г.);

  • 13 причин почему (2017г.).

Родители, чьи дети подвергнуты или были подвергнуты травли, выходят на митинги. Волонтёры, обратившие внимание на проблему, проводят игровые занятия с подростками. Занятия направленны на изменение их ситуации в классе.

Писатели создают книги, которые стоит прочесть каждому и сделать выводы. Вот несколько примеров книг:

  • «Верочка» А. Н. Богословский

  • «Девятнадцать минут» Джоди Пиколт

  • «Мыши» Гордон Рис

  • «Правда или последствия» Анника Тор

В нашей школе регулярно проводят занятия на данную тему. Слушая лекцию, подросток может узнать себя и осознать свои ошибки, или человек найдёт выход из ситуации.

На данный момент психология плохо изучена, и нет определённых способов борьбы с таким явление как буллинг. Многие утверждают, что это этап жизни и его стоит просто пережить. Но разве не ужасно быть жертвой/агрессором/наблюдателем? При ситуации травли, у человека могут возникнуть проблемы с самооценкой, общением (станет более замкнутым), работоспособностью. Я полностью не согласна с этим утверждение. Проблема буллинга есть и её нужно решать, несмотря на сложности. Если над подростками в школе совершается насилие со стороны окружающих, то следует рассказать об этом взрослым. Взрослые люди всегда могут помочь советами или действиями, неважно кем является в данной ситуации ребёнок (агрессор/жертва/наблюдатель). Чаще всего ребёнок попадает не в тот коллектив, поэтому по возможности стоит сменить окружение.

Если же травля происходит в Интернет (кибербуллинг), то человеку стоит игнорировать (если эти люди лично не знакомы); если жертва и агрессор лично знакомы, то жертве стоит рассказать всё взрослым и попробовать найти решение проблемы.

В случае родителей, стоит с детства воспитывать детей; сразу объяснять, что нельзя над кем-либо издеваться и все имеют равные права. Если их ребёнок уже попал в такую ситуацию, то стоит поговорить с родителями других участников буллинга. Если же проблема не будет решена, то по возможности сменить коллектив ребёнку. Но, в случае, если приняли все возможные меры (кроме смены коллектива, так как нет возможности), то стоит обратиться к органам правопорядка (обратиться в полицию). Ведь не стоит забывать про статьи УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Для профилактики буллинга в общеобразовательной школе нами была роздана памятка об юридической ответственности за травлю (буллинг)(см. Приложение 3).

2.2 Проведение анкетирования с целью выявления буллинга в общеобразовательной школе

Целью моего анкетирования было выявление проблемы буллинга в общеобразовательной школе, риск возникновения буллинга и защита от буллинга. Исследование проводилось в 9-ых классах МБОУ СОШ №14 имени А.И.Покрышкина станицы Кавказской МО Кавказского района (см. Приложение 1).

В ходе проведённого мной опроса, гипотеза подтвердилась. Проблема буллинга является актуальной в учебных заведениях (школах) среди подростков. На вопрос: «Испытывали ли вы буллинг на себе?», большинство ответили «нет», то есть не являлись жертвами травли, но были и те, кто ответил «да», то есть являлись жертвами травли. Данный опрос показал:

  1. 10% опрошенных испытали буллинг на себе, то есть являлись жертвами травли

  2. 44% опрошенных посчитали, что проблема появляется в подростковом возрасте (на самом деле, в данной проблеме, возраст не имеет значение)

  3. 16% опрошенных посчитали, что проблема возникает после подросткового возраста (18+)

  4. 40% опрошенных ответили, что данная проблема не имеет возрастных рамок

  5. Для борьбы с буллингом, участники предложили следующие варианты:

Игнорирование – 32% ; Дать отпор – 26% ; Юридический закон – 12%; Огласка – 10% ; Обратиться к специалисту – 5% ; Затрудняюсь ответить – 15%

Результаты анкетирования в виде диаграммы вы можете увидеть в Приложение № 2.

Заключение

С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.

Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».

Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.

В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв».

В связи с этим коллективу педагогов предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижение агрессивных реакций, оптимизацию межличностных отношений, развитие толерантности.

Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и предложена программа по профилактике буллинга среди подростков, которая должна помочь коллективу школы решать проблему буллинга среди подростков. Гипотеза исследования была подтверждена.











Список литературы

  1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга// Психология.

  2. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 216с.

  3. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа». 2006. № 11

  4. Научный публицистический журнал «Образовательная политика» № 5 (55), 2011г.

  5. Прикладная конфликтология: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельчок, 2001. – 624с.

  6. Электронный ресурс: https://tvrain.ru/lite/teleshow/psihologija_na_dozhde/bulling-455845/

  7. Электронный ресурс: https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN518.pdf

  8. Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/746/

  9. Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/27/

  10. Электронный ресурс: https://infourok.ru/profilaktika-bullinga-v- obrazovatelnom-uchrezhdenii-2615095.html

  11. Электронный ресурс: www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=21&id_position=115

  12. Электронный ресурс: https://infourok.ru/rekomendacii-dlya-roditeley-kak- pomoch-rebenku-izbezhat-shkolnogo-bullinga-1365838.html

  13. Электронный ресурс: https://childdevelop.ru/articles/conflict/3218/









Приложение №1

Анкетирование

1) Знаете ли Вы что такое буллинг?

1. Да

2. Нет

2) Испытывали ли Вы буллинг на себе?

1. Да

2. Нет

3) Кем Вы выступали во время буллинга?

1. Агрессором

2. Жертвой

3. Наблюдателем

4. Не было

4) Были ли кибербуллинг в вашу сторону?

1. Да

2. Нет

5) Как Вы справлялись с буллингом (в том числе юридически)?

1. Игнорирование

2. Рассказал (а) взрослым

3. Дал отпор (в том числе юридическим способом)

4. Не было буллинга в мою сторону

6) В каком возрасте Вы испытали буллинг?

7) Какие способы есть для борьбы с буллингом (в том числе юридические)?

8) Имеет ли данная проблема значение, и в каком возрасте люди сталкиваются с буллингом?

1. Да имеет, эта проблема возникает в подростковом возрасте

2. Да имеет, эта проблема возникает после подросткового возраста (18+)

3. Да имеет, возраст не имеет значения



Приложение №2

Результаты опроса





Приложение №3