Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Солнышко» с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ.
Проектная работа
,
в младшей группы.
Воспитатель: Минниханова Гульназ Идвартовна
с. В-Киги
Тип проекта: игровой
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Участники: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: с 27 января 2019г. – 27 апреля 2019г.
Актуальность проекта
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
ЗАДАЧИ:
1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста;
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитательно-образовательный процесс.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ культурно-гигиенические навыки
ГИПОТЕЗА: Гигиенические навыки у детей будут сформированы, если будут созданы следующие условия:
будет разработан план мероприятий направленный на понимание важности заботы о собственном здоровье;
будут привлечены родители к совместной работе по формированию гигиенических навыков;
будут разработаны и внедрены в жизнь группы правила «Как нужно мыть руки».
НОВИЗНА: заключается в использовании новых подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Внедрение методики проектной деятельности в образовательный процесс.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
План работы над проектом
Этапы | Дети | Педагоги | Родители |
Подготовительный | Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. | Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. | Изучение литературы, подбор материального обеспечения, педагогическое наблюдение. |
Основной Заключительный | Комплекс занятий: Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки», «Пальчик-с-мальчик». Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др. Сюжетно игра: «Купание куклы Маши». Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой. Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки». Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание. Режимный процесс «Обучение умыванию». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Совместные действия: уборка игрушек после игры. Исследовательская деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная). Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой. Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. Чтение:О. Александрова «Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение потешки «Кто у нас хороший» и др. Дети рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании,кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры. | Изготовление мнемотаблицы «Водичка, водичка», алгоритм умывания. Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. Защита презентации по проекту на пед. совете | Консультация для родителей: «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 1 младшей группы», Режим дня как средство воспитания здорового ребенка». Анкетирование: « Культурно-гигиенические навыки вашего ребенка»? Анкета для родителей Консультации для родителей |
План работы над проектом
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. | Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют. |
2 этап – основной
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводит в игровую ситуацию, формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?» Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом. | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. Принятие решения: «Помочь кукле Маше: научить ее умываться, следить за внешним видом». С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. |
3 этап – заключительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Описывает и анализирует работу над проектом. Представляет конспекты, планы и другие материалы. Проводит диагностику. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно игры. |
Схема реализации проекта: «Чистюли»
Виды детской деятельности | Формы работы |
Двигательная | Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки», «Пальчик-с-мальчик». Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др. |
Игровая | Сюжетно игра: «Купание куклы Маши». Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой. |
Продуктивная | Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки». |
Коммуникативная | Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась». Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание. |
Трудовая | Режимный процесс «Обучение умыванию». Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Совместные действия: уборка игрушек после игры. |
Познавательно-исследовательская | Исследовательская деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная). |
Музыкально-художественная | Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой. Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия. Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. |
Чтение художественной литературы | Чтение:О. Александрова «Умывалочка», А. Барто «Девочка чумазая» (отрывок), И.Токмакова «Тили, тили », К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок), Чтение потешки «Кто у нас хороший» и др. |
Ожидаемые результаты для детей:
Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:
Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Единство требований со стороны персонала группы;
Изменить отношение педагогов к своему здоровью;
Улучшение отношений между детьми;
Укрепление связи с родителями.
Задачи воспитателей включенные в план воспитательно – образовательной работы по воспитанию КГН у детей 2-3 лет:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчёркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, чётко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т.е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, является одной из важнейших задач воспитания. Для того, чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия:
непрерывность воспитательного процесса,
высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Используемая литература:
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.44
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7
Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98