СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Многонациональная Осетия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Многонациональная Осетия"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования Эрудит»




Проектная работа на тему:

« Многонациональная Осетия – наш дом родной!»










Выполнил(а):

___________________________________________________

___________________________________________________

Научный руководитель:

Брагер Ян Станиславович





Введение.

Наша страна – Россия, очень большая. Она объединяет много народов разных национальностей. Каждая нация имеет свой язык и историю. Это я узнала на классном часе, который проводила наш воспитатель Жанна Викторовна. Мы, люди, живем на одной планете Земля! Дышим одним воздухом, греемся под одним солнцем, смотрим на звезды и на луну. Когда в другом городе или стране случается беда, то никто не смотрит на национальность, люди просто помогают друг другу. Русские, китайцы, армяне, татары, и все другие люди, не важно какая национальность, мы дружим, работаем и обмениваемся опытом, знаниями.

Каждого человека рано или поздно начинает интересовать своя родословная. Мы спрашиваем родителей о прабабушках и прадедушках. Также и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.

В моем родном городе Владикавказ живут люди разных национальностей. Меня эта тема заинтересовала, и я решила узнать об этом побольше.

Цель работы: узнать и изучить многообразие национальностей жителей города Владикавказ, в ходе исследования мы должны доказать гипотезу сохранение национальных традиций в поликультурной среде.

Задачи:

  1. Проработать теоретический материал для организации и оформления работы.

  2. Исследовать, что такое народ и нация.

  3. Изучить сколько народов на Земле.

  4. Собрать информацию о работе «Дома дружбы» города Владикавказ.

  5. Знакомство с разными национальностями их культурой и традициями, проживающими на территории Владикавказа.

  6. Сделать соответствующие выводы.

  7. Оформить буклет «Многоликая Осетия ».

Основная часть

    1. Многонациональность – залог сохранения культуры каждого народа.


Всякий народ, заботящийся о будущем, бережет свои традиции. Сохраняя исторические традиции и используя богатейший опыт предыдущих поколений

В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций приобретают все большую актуальность. Процессы глобализации унифицируют культуры разных народов, навязывая единые стандарты жизнедеятельности. В этой связи этнические проблемы приобретают особенно острый характер. Человек обращается к этническим ценностям, дающим возможность вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиционной культуре своего народа. Традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации. 

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридианом - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты". Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений. 

Национальные традиции народов России были и остаются фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "все человечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных традиций великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры. 

Помните у Пушкина: 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, 

И назовет меня всяк сущий в ней язык, 

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык... 

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям. 

Традиции не дают человеку забыть своих предков и родных. Зная свои корни, историю и традиции, можно сохранить свою отличительность, а передавая эти знания детям – будущим поколениям. Поэтому традиции являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим.

сохранение традиций – результат общих усилий.

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.

Власти вправе принимать федеральные и региональные целевые программы сохранения и поддержки культуры, выделять и распределять средства. Но инициировать и продвигать эти проекты должны сами люди.

Основы знаний о традициях своего народа закладываются в семье. Вместе с ребенком полезно составить генеалогическое древо и красиво его оформить. Дети узнают свою историю, наглядно увидят, как одна семья дала начало целому роду. Уважая своих предков, ребенок научится уважать себя, свой народ, а впоследствии такое же отношение воспитает в своих детях.

Большие возможности для ознакомления с культурой в детском саду и в школе. Многие педагоги уже используют национальные мотивы и сюжеты на уроках, в игровой деятельности, при подготовке внеклассных мероприятий. Опираясь на помощь ученых и деятелей культуры, можно сделать это качественнее и разнообразнее. Ребят нужно шире вовлекать в исследовательскую деятельность, в том числе по сбору этнографического материала.

Хорошо в детском саду и школе организовать небольшой музей культуры народов своего региона. Дети в силах собрать этнографические материалы, передать на хранение свои лучшие поделки.

Обычаи и традиции своего народа нужно знать и соблюдать на практике, чтобы дети усваивали их из опыта своей семьи, как в селе и маленьких провинциальных городах.

Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории.


    1. Понятие народ, нация, этнос


Слово «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности.

Что объединяет людей в народ?

В качестве условий, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако каждый из этих факторов сам по себе еще не является необходимым и достаточным.

Единство происхождения? Но как нет человека, у которого был только отец или только мать, так нет и народа, у которого был бы только один народ-прародитель. Так, русский (великорусский) народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Да и после возникновения любой народ постоянно пополняется людьми иностранного происхождения (Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Брюсов, Кваренги, Брюлловы, семья Бенуа - все они потомки иноземцев).

Единство места проживания? Хотя всякий народ возникает на определенной территории, в дальнейшем его представители могут менять место своего обитания. В истории происходили переселения народов, есть народы, не имеющие своей постоянной территории (цыгане). Множество людей в наше время живет не там, где жили их предки, в диаспоре - за пределами исторической родины. Проживание в разных местах земного шара не мешает людям осознавать себя принадлежащими к одному и тому же народу.

Единство языка? Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть масса исключений. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. А существование во Франции кроме французского еще четырех языков не помешало образованию единого французского народа. Кроме того, историческое изменение языков ведет к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки: так, современный итальянский сильно отличается от латыни, а современный русский язык – от старославянского.

Единство культуры, при всей его несомненной значимости, тоже не вполне может служить определяющим критерием объединения людей в народ как особую социальную общность. Какая культура тут подразумевается? Метакультура объединяет разные народы. Люди, скажем, христианской культуры не составляют единого народа. А культура одного народа может быть весьма неоднородной (например, субкультуры северных поморов и донских казаков). К тому же в ходе истории культура народа претерпевает существенные изменения. Много ли общего между культурой московских бояр времен Ивана Грозного и современных столичных чиновников? А ведь все это - один народ! Чтобы выводить единство народа из единства его культуры, надо сначала разобраться, есть ли единство культуры и если есть, то чем оно само определяется.

Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно, только рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа в ходе этого процесса изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обуславливает его сохраняющееся единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все же это один и тот человек! То общее, что соединяет их, - это биография, запечатленная в памяти. Так и с народом. Народ цементируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти является, в частности, самоназвание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они». С самоназванием связано и самосознание-сознание своей принадлежности к этому «Мы», к данному народу.

Исторический подход приводит к необходимости разделять два понятия: народ как этническую (этногенетическую) общность и народ как этносоциальную общность.

Этносы

Этнос - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. Этническое самосознание определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своем происхождении, чьим потомком он себя считает (а не чьим потомком является на самом деле). Разумеется, люди обычно знают своих родителей, и их представление о своем происхождении основано на этом. Но большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков, и практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются «иноземцы». Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови» совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (биосоциальное).



Нации

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, - государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этносами надстраиваются этносоциальные общности. Народ может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве.

Нация является этносоциальной общностью. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры, образованием национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, символика), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко - а в нашу эпоху особенно - этническое и национальное самосознание не совпадают. Попадая в иную этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди, разумеется, не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях есть множество людей разного этнического происхождения - «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи» и т.д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность» .

В мировой истории развитие наций связано с множеством конфликтов и войн, с подавлением и угнетением одних народов другими и национально-освободительными войнами. Национальные вопросы и сегодня не утрачивают остроты, то и дело вызывая вспышки национальной розни и кровопролитные столкновения в разных регионах Земли. Но «в современном мире уже невозможно разойтись «по национальным квартирам» – слишком тесен стал мир, сильна миграция, интенсивно смешение рас и народов, взаимозависима экология. Современные народы вынуждены жить рядом и вместе. Поэтому они вынуждены уживаться друг с другом - вырабатывать в каждом человеке терпимость к «инаковости», уважение к правам живущих рядом людей другого языка и другой культуры... Принцип равноправия народов в повседневной жизни гражданского общества означает, что каждый его член не только лоялен к людям других национальностей, но сознает общую опасность всякого иного отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме «Фингалия - для фингальцев!» - это всегда фашизм; что «исторические» аргументы в территориальных спорах («кто раньше поселился») ведут только к тупикам и крови; что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию несправедливостей, разрушающую право».


    1. Народы и наиболее распространённые языки мира.


В этнографии (от греч «этнос» - «народ» и «графо» - «пишу», «описываю») - науке, изучающей происхождение, расселение, культуру и быт народов, под словом «народ» подразумевают общность людей, осознающих свою принадлежность к определённой национальности. Конечно, далеко не каждый может однозначно назвать свою национальность. Допустим, у молодого человека отец-алтаец, мать-немка, а родился и вырос он в Москве и с детства говорит только на русском языке. Возможно, ему будет нелегко определить, кто же он - немец, алтаец или всё - таки русский. Однако большинство людей чётко знают, к какой национальности они принадлежат, какой народ они представляют.

Чтобы избежать путаницы, связанной с многозначностью слова «народ», учёные обычно используют термины этнос (в значении «отдельный народ») и этнический (т.е. присущий данному народу).Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему.

Каждый этнос обычно говорит на своём языке. Впрочем, исключений здесь много. Иногда несколько народов говорят на одном языке. Например, сербы, хорваты, боснийцы-мусульмане - на сербскохорватском; немцы, австрийцы – на немецком; испанцы, кубинцы, мексиканцы и многие другие народы Латинской Америки – на испанском. В таких случаях обязательно существуют, какие-то мелкие, но для самих носителей языка очень заметные различия. Этносы отличаются друг от друга, прежде всего культурой в самом широком смысле этого слова. Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это заблуждение. Зато довольно точно можно определить национальность человека по его акценту, манере поведения, например по жестикуляции; но это признаки не физические, а языково-культурные. Наука, изучающая, в частности, внешний облик людей, называется физической антропологией. Ученые-антропологи могут определить только обобщённый, среднестатистический облик, характерный для каждого народа. Например, грузины отличаются средним и высоким ростом, умеренно светлой кожей, тёмными волосами и глазами, сильно выступающим носом с горбинкой, не очень широким лицом. Эти характеристики можно получить, измерив и описав несколько человек из разных районов Грузии. Среди них наверняка окажутся люди с очень светлой кожей, русыми или рыжими волосами, слабо выступающим носом, светлыми глазами, небольшого роста и т.д. Наличие у народа какой-то типичной внешности - это чаще всего основанный на случайных впечатлениях миф. Формы поведения и выражения эмоций у разных народов также очень отличаются: японец будет сдержанно улыбаться и скупо цедить слова там, где афроамериканец начнёт громко негодовать и бурно жестикулировать. Однако это лишь различные внешние проявление радости и огорчения, чувств дружбы и любви, благополучию и успеху, которые в равной мере присущи всем народам на нашей планете.


Заключение.

Людей на Земле много – несколько миллиардов, и все люди разные. Голубоглазые и кареглазые, высокие и низкие, с темным и светлым цветом кожи, умудренные опытом и совсем молодые. Каждый человек по-своему неповторим.

Мы говорим на разных языках, у нас разное вероисповедание. Нас по-разному зовут, у нас свои национальные герои. Мы носим различные наряды, и у каждого из нас своё хобби.

Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему. Народы нашей страны должны жить в мире. Мы и сейчас время от времени узнаем из новостей, что между людьми иногда вспыхивают национальные конфликты. У нас не всегда вызывает симпатию образ мышления и привычки представителей других национальностей, тем не менее, наши проблемы мы должны решать сообща, уважать культуру и традиции других народов, их историю, религию и обычаи. Каждый народ неповторим, у каждого - свой духовный уклад, и это создает неповторимость национальных искусств и ремесел. Живя в одной большой дружной стране, мы способны взаимно обогащать свои культуры. Единообразие в искусстве утомляет, рождает равнодушие, поэтому, чем шире будет культурный обмен между разными народами, тем богаче станет современная культура. Наша гипотеза в процессе работы доказано.