Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ряжский Колледж Имени Героя Советского Союза А. М. Серебрякова
Проектная работа
На IX Международную очно-заочную научно-практическую конференцию
«Интеллектуальный потенциал молодежи – будущее России» (в рамках проекта «Николаевские чтения-2021»)
Название проекта
«МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
Номинация проекта: Инновации в строительстве
Авторы: Адулова Анна Николаевна, Маркова Мария Сергеевна, студенты ОГБПОУ «Ряжского колледжа имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»
Специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Руководитель: Калужина Ольга Игоревна, преподаватель
ВВЕДЕНИЕ
Водопропускные трубы, пожалуй, - самые распространенные искусственные сооружения на автомобильных дорогах. Они бывают бетонными, железобетонными, полимерными и стальными. Из последних все большее распространение получают спиральновитые гофрированные изделия, ГОСТ на них был введен в действие в конце 2019 года.
Данная работа посвящена вопросам технологии строительства и области применения новейших технологий применения спиральновитых водопропускных труб, в связи с тем, что наша выпускная квалификационная работа тесно взаимосвязана с тематикой новых инноваций в строительстве и мы решили поглубже изучить данную нам тему.
Увеличение масштабов строительства новых и реконструкции действующих автомобильных и железнодорожных дорог в нашей стране связанно с расширением строительства искусственных сооружений. Как бы ни петляла длинная дорога, ей не уйти от водных артерий, которых очень много в России и они требуют строительства мостовых сооружений. Но чаще дорожники сталкиваются с небольшими водными потоками, которые проще пропустить сквозь земляные насыпи по трубам. Это на порядок проще и быстрее, чем сооружении мостов, и сохраняет непрерывность дорожного полотна. Укладка водопропускных труб не требует изменения дорожного покрытия, их устраивают в любых сочетаниях плана и профиля.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Водопропускные сооружения изготавливают из бетона, железобетона, металла, или полимеров; они бывают разных форм и размеров, могут включать в себя несколько труб. В зависимости от грунтовых условий трубы укрепляют фундаментом, а откос насыпи – оголовками по концам сооружения. По работе поперечного сечения изделия различают на безнапорные, полунапорные или напорные.
В Российской империи водопропускные трубы сооружались в основном из камня или бетона как своеобразные тоннели для ручьев и протоков, поверх которых по насыпи шла дорога. Во время индустриализации СССР инженеры разработали технологию заводской сборки железобетонных труб, и долгое время водопропускные сооружения изготавливались из них. В 1875 году Петербургский металлический завод впервые изготовил стальные гофрированные трубы, которые постепенно стали вытеснять чугунные и железные изделия благодаря большой гибкости.
С 1930 года в СССР начали исследования эксплуатационных особенностей водопропускных сооружений: взаимодействие труб с грунтом, коррозийная стойкость металлических изделий и их прочностные свойства. И только в 1975 году были запущенны в производство типовые конструкции стальных гофрированных труб. Всего за четыре года, с 1975-го по 1979-й, Минтрансстрой уложил примерно 4000 таких изделий в насыпях под железными и автомобильными дорогами. Так стальные гофрированные водопропускные трубы постепенно стали альтернативой железобетонным конструкциям.
К концу 1990-х годов ассортимент металлических труб, производимых в России, пополнился спиральновитыми изделиями. Спиральновитая металлическая гофрированная труба (СВМГТ) получается в процессе непрерывной формовки листовой стали спиральной навивкой. В процессе формовки на окружности трубы образуется фальц, который дополнительно придает трубе жесткость и служит элементом, объединяющим корпус в единое целое. В большинстве случаев длина секций СВМГТ не превышает 13,5 м из-за ограничений, которые накладывают правила грузоперевозок на территории Российской Федерации. Отдельные секции соединяются бандажами, что не требует больших трудозатрат.
Производители СВМГТ заявляют о легкости, долговечности, простоте монтажа, экологичности сооружений и обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, возможность применения в любых климатических условиях, применение высокоэффективной марки стали, наличие на металлическом изделии антикоррозионного покрытия, возможность ремонта существующих сооружений методом гильзования, равномерное распределение нагрузки в системе «труба-насыпь» и высокой эксплуатации таких конструкций. Сегодня стальные гофрированные водопропускные трубы – спиральновитые и сборные – применяются на автомобильных дорогах всех категорий, от их работы зависит сохранность автодорог и транспортная безопасность на тысячах участков дорожной сети. В России была заложена основа проектирования и применения СВМГТ при отсутствии единой масштабной базы по изделиям такого типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, применение СВМГТ в строительстве и ремонте водопропускных сооружений способствует решению актуальных задач дорожной отрасли, отвечает современным требованиям к качеству и скорости производимых работ, эксплуатационной безопасности сооружений. Использование этой технологии, соответствует духу времени, когда реализация национальных проектов предполагает стремительное обновление инфраструктуры на территории всей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Водопропускные трубы на автомобильных и железных дорогах [электронный ресурс] https://spark-welding.ru/montazh-i-remont/vodopropusknaya-truba-pod-dorogoj-chertezh.html ГОСТ 32871-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования
ДОРОГИ РОССИИ международный общественно - публицистический, научно- технический журнал
Производство спиральновитых металлических гофрированных труб [электронный ресурс] https://pksz.ru/produkziya/