Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Физико – математическое направление:
информатика: инновационные проекты
Тема: «Безопасность в сети Интернет»
Автор работы:
………………………..,
МБОУ Суховской СОШ
Тацинского района
Ростовской области
Руководитель:
Бильник Татьяна
Николаевна,
учитель информатики
МБОУ Суховской СОШ
Тацинского района
Ростовской области
ст.Тацинская
2025 года
Содержание
Введение.................................................................................................. 3
1.Угрозы в сети Интернет
1.1.Угрозы кибербезопасности......................................................... 4
1.2.Угрозы цифрового мира............................................................. 5
1.3.Психологическое насилие............................................................. 8
2.Способы защиты
2.1.Антивирус............................................................................................. 10
2.2.Родительский контроль................................................................ 12
2.3.Правила пользования сетью для детей и родителей.................. 13
Заключение.............................................................................................. 14
Список использованных источников.................................................... 15
Введение
Интернет давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Однако далеко не все знают, какой ущерб может быть нанесен персональному компьютеру пользователя. Безопасность в интернете представляет собой принятие необходимых мер, обеспечивающих защиту от компьютерных вирусов различной сложности, а также от взлома ПК злоумышленниками с целью завладения личной или корпоративной информацией. С развитием компьютерных технологий и переходом общения в социальные сети, а также развитие различного программного обеспечения, растет число людей использующие сеть «Интернет» для мошенничества, вымогательств, шантажа и даже угроз личной безопасности. Об этом можно судить по нескольким факторам: увеличение количества сайтов и ресурсов в сети «Интернет», рост числа пользователей и самого количества социальных сетей, а также увеличившаяся статистика киберпреступлений и преступлений, совершенных с помощью сети «Интернет». При этом информированность населения о методах противодействия мошенникам и общих правилах безопасного поведения, а также методах и способах защиты данных остается низким.
Цель исследовательской работы в том, чтобы изучить самые распространенные контентные риски, сформулировать рекомендации, как избежать информации нежелательного характера, познакомить с этими материалами учеников нашей школы и их родителей, чтобы сделать их пребывание в Интернете более безопасным.
Актуальность темы: Вопрос о безопасности встает на первое место. Безопасность использования Интернета и информационных и коммуникационных технологий одна из важнейших тем современности.
Предметом исследования: безопасная пользовательская среда и способы её защиты.
Задачи:
1. Изучить литературу и интернет ресурсы и узнать главные угрозы безопасности пользователя в сети Интернет;
2. Показать безопасные способы защиты для работы в сети Интернет;
3. Представить электронную квест – игру: «Безопасность в сети Интернет».
1.Угрозы в сети Интернет
1.1 Угрозы кибербезопасности
Угроза кибербезопасности - это умышленная попытка получить доступ к системе человека или организации. Кибербезопасность тесно связана с безопасностью в Интернете. Проводя значительное время в сети можно столкнуться со следующими угрозами:
Взлом - получение посторонними пользователями к компьютерным сетям, учётным записям и веб-сайтам;
Компьютерные вирусы - программы, которые создаются специально для ущерба пользователям ПК;
Вредоносные программы - общий термин для всех вредоносных программных обеспечений, которые наносят вред путём изменения или удаления файлов, в целях извлечения конфиденциальных данных;
Онлайн-мошенничество – интернет - сервисы или программное обеспечение, которое используется для обмана жертв финансово;
Сталкинг - навязчивое преследование и выслеживание жертвы, чаще всего через электронные письма или различные сообщения.
С каждым годом количество таких атак увеличивается, а преступники разрабатывают новые методы уклонения от обнаружения. С терминами, озвученными ранее, знаком каждый пользователь, но мало кто задумывался, насколько разнообразны их вариации.
Фи́шинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователе — логинами паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
Криптоджекинг - тип киберпреступления, при котором хакеры незаконно используют компьютеры и сети людей для получение криптовалюты. Одной из основных проблем криптоджекинга является чрезмерная нагрузка на процессор, что приводит к значительному замедлению работы систем или даже полному сбою. Криптовалюта - это цифровые или виртуальные деньги, представленные в виде токенов или «монет». Самой известной криптовалютой является биткойн, но существует около 3000 других видов криптовалют. Некоторые криптовалюты перешли в реальный мир посредством кредитных карт или других проектов, но большинство из них остаются виртуальными. Криптовалютв представляет собой своего рода плату за предоставление вычислительных мощностей. В отличии от других киберпреступлений, криптоджекинг полностью скрыт от жертвы.
Спуфинг - это кибер - атака, в рамках которой мошенник выдает себя за какой-либо надежный источник, чтобы получить доступ к важным данным или информации. Подмена может происходить через веб-сайты, электронную почту, телефонные звонки, текстовые сообщения, IP-адреса и серверы. Цель Спуфинга: получить доступ к личной информации, украсть деньги, распространить вредоносное ПО и т.д.
Трояны - троянская программа- это вирус, который маскируется под обычную программу и устанавливается на компьютер без разрешения пользователя. При запуске он может выполнять такие действия, как удаление файлов, установка других вредоносных программ и кража информации, такой как номера кредитных карт.
DDoS-атаки - нацелены на службу или систему, которую заваливает большим количеством запросов, чем она может обработать. Бесконечный поток запросов вынуждает серверы отключаться, нарушая доступность информации для пользователей, пытающихся получить доступ к ней. Хакеры используют DDoS как форму протеста против веб-сайтов и их менеджмента. DDoS-атаки могут быть результатом кибершпионажа с целью кражи данных из организации, а не их уничтожения.
1.2.Угрозы цифрового мира
Мы уже не представляем свою жизнь без различных соцсетей и мессенджеров. Различные сферы деятельности человека стремительно захлестывает волна цифровизации. Можно даже говорить, что часть жизни современного человека проходит в некоем цифровом (виртуальном) пространстве. Огромный, разносторонний цифровой мир наряду с благами приносит нам различные трудности и проблемы. Из-за скрытых, недокументированных возможностей информационных систем появляются сложности в управлении ими, а зачастую преступники, пользуясь недостаточной грамотностью людей в сфере информационных технологий наносят им материальный и моральный вред. Чтобы обезопасить себя в современной жизни, надо понимать какие угрозы таит в себе современный цифровой мир. Итак, рассмотрим виды угроз цифрового мира, преступные методы использования информационных технологий, а также какие угрозы подстерегают один из менее защищенных слоев нашего общества - детей.
Виды цифровых угроз:
Груминг - это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через Интернет для вступления с ними в интимную связь, запугивания и шантажа. Для груминга злоумышленники используют социальные сети, электронную почту, текстовые сообщения, чаты в онлайн играх, а также различные интернет - ресурсы для общения между пользователями.
Манипуляция сознанием: кроме классических средств массовой информации все больше появляется информационных ресурсов в сети Интернет. Это различные соцсети, мессенжеры и т.п., информация в которых распространяется очень быстро, подобно лавине. Пользователями этих ресурсов в большинстве своем является подрастающее, молодое поколение людей. Поэтому различные методы манипулирования сознанием с использованием Интернет могут быть более эффективными для данной категории людей. Нужно всегда помнить, что манипуляция сознанием через средства массой информации может иметь как положительные так и негативные последствия.
Управление поведением человека: комплексное использование цифровых технологий может применяться для достижения желаемого результата в социальном управлении целыми регионами. Это так называемые агитационные методы. Используя соцсети и информационные Интернет-каналы, манипуляторы добиваются участия людей в несанкционированных мероприятиях. При этом часто используются методы социальной инженерии основанные, например, на обещаниях получения человеком «лѐгкого заработка». На начальном этапе для сбора «толпы» манипуляторы могут пропагандировать вполне положительные цели (улучшение качества жизни, экономического благосостояния и т.п.). Но затем с использованием цифровых технологий происходит массовый «вброс» лживой информации, приводя массу людей к агрессивному состоянию. Эта угроза очень опасна тем, что наряду со значительным материальным ущербом может возникнуть даже угроза целостности государства.
Фальшивые сайты и страницы: мошенники изготавливают так называемые сайты «двойники» (копии), банков, онлайн магазинов, государственных учреждений и сервисов. При этом сайты визуально очень похожи на настоящие. «Двойники» регистрируются на доменные имена (интернет адреса) также похожие на оригинальные, но отличающиеся на какую-нибудь букву, символ и т.п. Пользователь вводит фальшивый адрес сайта (но как ему кажется оригинальный) и попадает на фальшивый сайт «двойник». Далее пользователь на фальшивом сайте вводит логин и пароль, которые похищают мошенники и затем от имени пользователя могут совершать злонамеренные действия.
Кража цифровой личности: сейчас интенсивно развиваются технологии виртуальной реальности. Они прочно входят в сферу развлечений. Технология «Дип - фейк», например, которая широко используется в кинематографе. Это когда черты лица человека преобразуются по определенному алгоритму. Эта технология приходит и в повседневную жизнь, когда замена внешности используется для шутки в видеочатах. Но эти игры могут легко «перейти» в угрозы морального, репутационного, материального характера по отношению к людям, где изображение используется в качестве подмены. А при злонамеренном использовании технологии «Дип - фейк» в видеоконференциях и новостных выпусках можно добиться негативного влияния на достаточно большую аудиторию. Не стоит забывать и о биометрических персональных данных, которые все чаще применяются в различных сферах для идентификации человека. Утечка этих данных из мест хранения и их несанкционированное использование может привести к очень негативным последствиям.
Фейк в Интернете: Фейк – это фальшивка, подделка: новость, которая неправдоподобна; аккаунт человека в соцсети, которого на самом деле не существует; смонтированный видеоролик и т.п. На самом примитивном бытовом уровне встречаются фейки-подделки известных брендов, производящих фирменную одежду, обувь и другую продукцию. Созвучное название, где изменена всего одна буква, вводит потребителя в заблуждения, заставляя принимать подделку за товар надежного производителя. Спортивная обувь “Adibas”, костюмы “Puna”, подделки продукции известных косметических брендов служат самыми типичными примерами товаров-фейков. Для создания фейков в интернете есть множество причин, поэтому важно научиться отличать правду от вымысла. Имеет смысл проверять правильность ссылки, по которой предлагается пройти — некоторые из них очень похожи на адреса популярных сайтов.
Алгоритм проверки информации на фейк
Для проверки фейкового аккаунта в социальной сети анализируем следующие параметры:
● дата создания страницы;
● наличие/отсутствие личных фотографий владельца. Вместо них загружены картинки из сети или чужие снимки;
● дата загрузки изображений. Если снимки помещены пользователем на страницу в течение короткого промежутка времени, то это ложный профиль (снимки известных людей тоже являются признаком фальшивой страницы);
● количество записей на стене, их отсутствие или одна запись рекламного характера;
● лента изобилует приглашениями и игровыми постами от других пользователей.
● отсутствие снимков и информации о пользователе.
1.3.Психологическое насилие
В современном мире повседневное общение вышло на новый уровень, а именно в виртуальный мир. Вместе со знакомствами, вместе проведённым досугом и просто играми у людей происходят коммуникативные процессы, хоть интернет и является вторичным по отношению к жизненным реалиям, иногда он компенсирует нехватку общения, а иногда усиливает социальные процессы. Но и есть вторая сторона медали интернет общения – это кибербуллинг, новый вид травли людей, который осуществляется на интернет просторах. Естественно, это появилось не сразу, но время идёт, а технологии и функции гаджетов развиваются.
Закон против кибербуллинга:
Пока в Российском законодательстве не предусмотрено меры ответственности за травлю в Интернете. Однако это не значит, что инициатора кибербуллинга нельзя привлечь к ответственности. Такие действия подпадают под статью 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую наказание в виде штрафа за совершение оскорбления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет. [2]
Наказание может быть назначено и по другим основаниям:
- Клевета (статья 129 УК РФ).
-Нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ).
- Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ).
- Доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ).
- Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).
- Вымогательство (статья 163 УК РФ).
Последствия кибербуллинга, должны знать все пользователи сети:
Депрессия;
Недоверие;
Тревожность;
Низкая самооценка;
Аффекты;
Нарушение пищевого поведения;
Зависимости (совершенно разные, лёгкие (сдирание кожи губ и так далее) и сильные (сигареты и так далее));
Импульсивность ;
Потеря веры в себя и чувство бессилия;
Причинение боли своему телу;
Суициды
Посмотрев список последствий интернет-травли, мы можем прийти к выводу, что жертвам, к которым применяются разные виды мобильного насилия, стоит как можно раньше начать игнорировать буллеров, дабы, в первую очередь, облегчить себе жизнь. Самое главное – это быть здоровым, как и физически, так и ментально.
Также есть и последствия для троллей. Во-первых, если обидчик решается серьёзно решить проблему, то он обращается в полицию, а, как известно, проявление агрессии к личности это статья 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации, то есть идёт правонарушение. Во-вторых, осознанная травля является психическим отклонением, поэтому если продолжить кибербуллинг, то состояние буллера лишь ухудшится и приведёт к усугублению состояния агрессора.
Рекомендации по предотвращению интернет-хулиганства, кибербуллинга:
При общении в Интернете вы должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Нужно правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Лучше вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – полностью его игнорировать.
(Для родителей) Обращайте внимание на психологические особенности вашего ребенка. Признаки того, что ребенок подвергается кибербуллингу, – различны, но есть несколько общих моментов: видимый эмоциональный стресс во время и после использования Интернета, прекращение общения с друзьями, прогулы учебных занятий, нестабильные оценки, резкие перемены в настроении, поведении, склонность к депрессии.
(Для родителей) Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.
Пользователи, которые используют интернет, должны знать и понимать, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них. Обязательно нужно пользоваться настройками приватности.
Выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в черный список».
Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей семьи, то любой пользователь имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи Уголовного и Административного кодексов о правонарушениях.
2.Способы защиты
2.1.Антивирус
Антивирус – это программа для защиты компьютера или мобильного устройства от вредоносных программ. Термин «вредоносные программы» включает в себя все возможные виды опасных программ, таких, как вирусы, черви, трояны и вирусы- шпион.[1]
Сразу стоит сказать, что нет идеального антивируса. Да, антивирусы защищают компьютер, но ни один антивирус не защитит ваш компьютер на все 100%. Почему? Дело в том, что суть работы антивируса заключается в его алгоритмах, благодаря которым распознаётся наличие вирусов в компьютере. Обнаружение вирусов происходит по их активности или по определённым действиям. Когда антивирусу известен вирус и его особенности, то, при его попадании в компьютер, антивирус замечает его и информирует пользователя об опасности. Это то, что касается известных антивирусов, но также есть и новые вирусы, которые пока не известны разработчикам антивирусов и не внесены в антивирусные базы. Такая ситуация также продумана. Для этого алгоритмы антивируса контролируют активность файлов и приложений и при их подозрительных действиях информируют пользователя, предлагая определённый перечень действий. Всё это хорошо, но существуют вирусы, которые антивирус может не заметить, это, как правило, новые вирусы либо же обновлённые старые.
По каким критериям выбрать антивирус:
Антивирусный сканер: функция сканера производит сканирование жёсткого диска и оперативной памяти для поиска в них вирусов. Очень хорошо, если периодически сканер будет в автоматическом режиме проверять изменившиеся и добавленные файлы, для так называемой пассивной безопасности.
Антивирусный монитор: данная функция антивируса осуществляет непрерывный контроль деятельности вашего компьютера, то есть он мониторит все события, которые происходят на компьютере, не давая просочиться в компьютер вирусам.
Контроль сети и веб-антивирус: ещё одна необходимая на мой взгляд функция антивируса заключается в контроле локальной сети и Интернет-трафика. Таким образом, вы будете защищены от атаки компьютера из локальной сети и Интернета, а также от негативных последствий вредоносных кодов и зараженных сайтов.
Возможность гибких настроек: чем больше настроек имеет антивирус, тем лучше. Благодаря этому вы сможете выбрать уровень контроля той или иной функции антивируса: низкий, средний или высокий, либо же вовсе отключить ненужные функции для того, чтобы убрать лишнюю загрузку ресурсов своего компьютера. Кроме того, вы сможете создать свои правила поиска и обнаружения вирусов, а также предпринимаемых антивирусом действий при определении вирусной активности на вашем компьютере.
Обновление антивирусных баз: антивирусные базы – это так называемая картотека вирусов и хранилище алгоритмов для их обнаружения и нейтрализации. Для надёжной защиты компьютера антивирусные базы должны постоянно обновляться и быть актуальными, благодаря чему, при появлении в сети нового вируса, разработчики создадут алгоритм нейтрализации и внесут его в антивирусную базу. При частом обновлении антивирусных баз ваш антивирус будет иметь самые свежие алгоритмы для нейтрализации новых или обновлённых вирусов.
Самозащита антивируса: антивирус должен обеспечивать не только безопасность компьютера, но и свою собственную безопасность. То есть, антивирус должен иметь самозащиту, благодаря которой вирусы не смогут его отключить, нейтрализовать или заблокировать запуск. Это является ещё одной причиной, по которой антивирус может не обнаружить или не удалить вирус.
Рациональное потребление ресурсов в пассивном режиме: ну и последний немаловажный фактор при выборе антивируса - необходимо проанализировать потребление им ресурсов компьютера. Несмотря на то, что современные антивирусы экономно используют ресурсы компьютера при работе в пассивном режиме, тем не менее, некоторые неудачные версии антивирусов могут иметь такую проблему, поэтому нужно обратить на это внимание. Следует отметить, что нужно отличать пассивный режим работы антивируса и активный. Пассивный режим – это когда антивирус свёрнут в трей и мониторит работу компьютера, а активный – когда вы самостоятельно запустили проверку компьютера на вирусы или производите другое активное действие.
Какой антивирус Вы бы ни выбрали, помните следующее: любой антивирус не дает 100% защиты компьютера, так как с каждым часом появляются все новые и новые вирусы. Самый лучший антивирус это голова. Перед каждым открытием файла или страницы сайта, нужно внимательно читать сообщения, не кликать бездумно по баннерам и ссылкам.
2.2.Родительский контроль
Родительский контроль — это программное обеспечение и инструменты, которые позволяют родителям контролировать использование интернета своими детьми. Это отличный способ оградить ребенка от доступа к нежелательному контенту онлайн.
Типы контроля:
На уровне сети. Устанавливаются непосредственно на роутере и применяются ко всем устройствам, подключенным к маршрутизатору в домашней сети (охватывая все домашние гаджеты).
На уровне устройства. Устанавливаются на самом устройстве, например, смартфоне, планшете или компьютере, и применяются независимо от того, когда и где устройство подключено к интернету.
На программном уровне. Устанавливаются в операционной системе или в используемом приложении. Например, настройки поиска Google или просмотра видео TikTok. Нужно убедиться, что ограничения установлены на каждом устройстве, к которому у ребенка есть доступ.
Программы для родительского контроля:
Google Family Link (Полный контроль за аккаунтами. Бесплатная программа)
Avira Free SocialShield (Контроль за социальными сетями)
Kaspersky Safe Kids (Самая популярная и универсальная программа, признано Роскачеством лидером среди приложений для детской онлайн-безопасности).
2.3.Правила пользования сетью для детей и родителей
Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете - номер мобильного телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или видео с «агрессивным» содержанием.
Помогите ребенку понять, что некоторые люди в интернете говорят неправду и могут быть не теми, за кого себя выдают. Дети не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно, без взрослых.
Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на других людей в интернете.
Научите своих детей, как реагировать в случае, если их кто-то оскорбляет, или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в интернете. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться. (Телефон доверия: 8-800-200-0122 (бесплатно с любого телефона, экстренная психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям)).
Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Не указывайте свои данные, геолокацию, номер карты и тд. Мошенники могут воспользоваться этими данными.
Заключение
Стремительное развитие цифровых технологий в современном мире позволяют человеку достичь значительных успехов в различных сферах деятельности. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, чтобы противостоять угрозам, которые таит в себе богатый мир цифровых технологий. Теперь дети, подростки, родители знают рекомендации по предупреждению контентных рисков, по предотвращению интернет-хулиганства, кибербуллинга. Знают о том, что не нужно заходить на незнакомые нам сайты, скачивать неизвестные программы, размещать информацию о себе и своих близких. В случае, если все таки не удалось избежать неприятного случая, подросток будет знать, куда стоит обратиться за помощью.
С каждым годом тема кибербезопасности становится все более актуальной и необходимой в современном мире. Нам, пользователям сети Интернет, требуется сформировать эффективную политику безопасности информационных технологий, быть в курсе происходящего, т.е. следить за новостями в сфере защиты информации, а так же не забывать о том, что виртуальный мир, как и реальный - требует внимание к мелочам, даже к тем, который порой кажутся совсем незначительными.
Проблематика данного проекта связана с решением проблемы осведомлённости общества в сфере Интернет-безопасности, опасностях в сети и их решениях.
Список использованных источников
Бабаш А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2013.-135 с.
Конституция Российской Федерации.: М (принятая Всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – выдержки из статьей 129,137,119,110,5.61,163.
3.Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство. Серия: Безопасность человека и общества. М.: 2017. - 428 с;
4. https://multiurok.ru/files/
5. https://znanio.ru/media/
6. https://infourok.ru/
7. http://www.lunacharskiy.com
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фишинг
9. https://www.securitylab.ru/blog/personal/bezmaly/350275.php
10. https://www.securitylab.ru/blog/personal/bezmaly/350275.php
11. https://school-science.ru/4/4/831
12.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/03/25/proektnaya-rabota-
antivirusnye-programmy
1