Управление образования Кировградского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
Направление: окружающий мир
Тема: «Не забирайте детство у детей»
Авторы:
Брусницын Юрий |
Девятов Никита |
Кадетова Виктория |
Кочарян Марк |
Мазгалина Александра |
Мезенин Алексей |
Одинцов Александр |
Сагина Нина |
Шутов Роман |
Успешная Маргарита |
обучающиеся 4 класса «А»:
Руководитель проекта:
Зарипова Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
п. Левиха
2016/2017 учебный год
Содержание:
Содержание:
-
| Введение | |
2.1. | Дети войны | 4 |
2.2. | Судьбы детей в годы Великой Отечественной войны (практическая часть) | 5 |
3. | Заключение | 15 |
| Список литературных источников и интернет-сайтов | |
| Приложение 1 Альбом «Не забирайте детство у детей» | |
Введение.
Когда мы на уроке истории стали изучать ленту времени и дошли до событий, которые происходят на Украине, у многих ребят возник вопрос: «А как там живут сейчас дети, среди бомбежек, голодом, в разбитых домах?» И тогда наша учительница сказала нам, что во время любой войны жить и взрослым, и детям очень тяжело. А в нашем поселке Левиха живы еще люди, на чье детство пришлась война 1941-1945 годов. Но каждый год их становится всё меньше и меньше. Тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу, тех, кто может поделиться воспоминаниями с нами. А ведь это те Ветераны, кто в Великую Отечественную войну были детьми, нашими сверстниками. И мы решили, что обязательно узнаем, каким было детство у девчонок и мальчишек во время Великой Отечественной войны.
Людям, потерявшим детство, нашим землякам, мы посвящаем свой исследовательский проект "Не забирайте детство у детей".
Проблема исследования:
Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Гипотеза:
детям войны было очень тяжело: они, как и взрослые, испытали голод, холод, нужду, страх, они были несчастны.
Цель:
выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей того времени.
Задачи исследования:
Встретиться с Ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в поселке Левиха и узнать, каким было их детство;
Оформить материалы в сборник: «Не забирайте детство у детей»;
Представить продукт проекта на малой научно-практической конференции МАОУ СОШ № 17.
Полученный продукт передать в музей пос. Левиха.
Методы исследования:
Поисковый,
Интервьюирование;
Обобщение.
Продукт исследования: сборник материалов «Не забирайте детство у детей».
2.1. Дети войны
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла, где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Анатолий Болутенко
Для того, чтобы узнать о детстве наших сверстников, которые жили в Великую Отечественную войну, нам было необходимо узнать, а есть ли в нашем поселке живые дети войны? Если они есть, то где живут? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы обратились к Тамаре Петровне Проказовой, председателю совета ветеранов. Она нам подсказала адреса, где живут ветераны дети – войны. А еще нам помогала в наших поисках Нина Николаевна Рачкова. Которая в совете ветеранов имеет поручение: ответственная за детей войны. Нина Николаевна помогала нам попасть к пожилым людям в гости. И вот мы, вместе с учительницей, пошли к ветеранам. У нас были готовы вопросы:
Где и когда вы родились?
Где Вас застала война?
Расскажите о том, какое детство было у Вас?
Чем Вам запомнилась война?
В какие игры играли?
Работала ли школа в это нелегкое время? Были ли тетради и учебники у учеников?
Рокина Мария Павловна –
Я родилась 8 февраля 1929 года в поселке Черноисточинск, в семье, где было восемь детей. Мать растила детей, занималась хозяйством, в 1934 году семья переехала в поселок Левиха. Отец Павел Потапович работал в шахте, где был очень тяжелый ручной труд. Он редко приходил домой с работы. Взрослые работали на износ. Во время войны жили очень трудно и голодно. Дети помогали своим родителям на полях, по хозяйству, собирали гнилую картошку, пекли из нее лепешки, сушили листья липы, измельчали их и пекли из них оладьи, из крапивы варили суп, а из муки заваривали кисель. Ходили в лес за грибами, ягодами, корешками. У нас была корова. И мы таскали сено на своих горбах, чтобы прокормить нашу кормилицу. Частенько корова сама себе везла себе сено. Лошадей в поселке не было. Их всех забрали на фронт. Во время войны дети рано взрослели, но находили время и на игры, играли в лапту, девочки прыгали на скакалке, мальчики подражали солдатам и играли в войну. А игрушек у нас не было. Мы их делали сами. Когда мы играли, то забывали про голод.
И не смотря на то, что было голодно и носить было нечего, мы ходили в школу. Учителя у нас были строгие. Мы их уважали. Учебников было мало. А писали на газетах и оберточной бумаге. Школа в то время топилась дровами. И каждый день мальчишки вереницей шли в лес за дровами.
Пожелание: уважайте взрослых, учитесь хорошо, берегите себя и родителей.
Рачкова (Таланкина) Нина Николаевна –
Я родилась в 1940 году. Мне исполнился один год, когда началась война. В это время мы жили на улице Восьмое марта. У нас был частный дом. Отец работал геологом. Во время войны был голод. Даже хлеб был по карточкам, а стоил он очень дорого. Чтобы прокормиться, мы ходили в лес за корнями, затем варили их. Дети ходили даже на охоту, потому что все взрослые были заняты работой. Когда родители уходили на работу, я помогала сестре и брату по хозяйству. Потом в нашей семье появилась корова. И мы спасались только молоком. В школе я училась до седьмого класса. В школе дети сами мыли пол. А в 15 лет я начала работать. В то время было чудом, когда кто-то получал образование. Игрушки мы мастерили сами. Играли в лапту, катались на санках, играли мячом. Детства у нас, можно сказать, не было.
Пожелание: мирного Вам неба над головой, читайте книги.
Анна Николаевна Филенкова (Колесова)
Я родилась 15 февраля 1930 г в Калининградской области в деревне Воскресенская. Там и застала нашу семью война. Три месяца мы жили в оккупации, три дня лежали в окопах. Затем нас эвакуировали параходом по Волге. Осенью 1943 года мы вернулись обратно в свою деревню. Все вокруг было выжжено. Из всей деревни целыми остались только 6 домов. Так и жили: по 5 семей в одном доме. Человек в то время становился взрослым очень рано. В 13 лет и парни, и девчонки работали так же, как взрослые: с утра и до ночи работали в полях, таскали тяжелые корзины, трудноподъемные мешки, доставали замороженную картошку из-под ледяной воды.
Был страшный голод. Когда солдаты ели сухари, мы смотрели голодными глазами…
Не вся наша семья выжила во время войны: старшая сестра и вся ее семья умерли в блокаду Ленинграда. Всей семьей. А другая сестра прошла всю войну. А вернулась инвалидом.
Пожелания: берегите себя, будьте аккуратными, не хулиганьте. А еще читайте много книг. Они вас научат хорошему.
Кольцова Мария Васильевна
Я родилась 9 июля 1922 году в Костромской области деревне Кишкино.
А застала война меня в городе Кинешма Ивановской области. Было мне тогда 17 лет.
Голодные мы были. Но не смотря на это, люди были дружные. Помогали друг другу. Беда сплотила народ. Пели много песен, когда работали, в праздники, в горе…
Дети выполняли все работы по хозяйству, а взрослые работали в совхозе. И домой приходили очень редко. Все, что могли в совхозе собрать, сделать, сразу же отправлялось на фронт. Родители падали от голода. Я приносила родителям еду раз в три дня. Именно так нам давали хлеб на карточки. Съешь все сразу и ходишь потом голодом целых три дня.
Ели суп из крапивы и других трав, пекли лепешки из гнилой картошки. А игр и игрушек у нас не было. И в это нелегкое время мы ходили в школу. Я закончила 7 классов.
Пожелания: самое главное – дисциплина, стариков уважайте.
Сабанина Нина Алексеевна
Я родилась 9 ноября 1936 года в поселке Лёвиха.
я была еще маленькая, но помню все очень хорошо. Чтобы выжить, мы, дети, ходили в лес по грибы, ягоды. Собирали щавель, коренья, саранки… Этот цветок очень вкусный. Мы ели и корни, и листья, и стебли… а чай готовили из сушеной моркови, колгана, кровохлебки. Весной огород перекапывали, чтобы найти замороженную картошку. Из нее мы пекли оладьи. В то время помоек не было. Никто ни чего не выкидывал. Не смотря на войну, мы играли. Игрушек не было, мы сами их делали. Любимыми играми были: лапта, мяч, качели…. В школу мы ходили обязательно. Учебников не хватало, тетрадей тоже. Писали на газетах и бумаге. Но учиться надо было.
Пожелание:
дай бог вам не пережить то, что пережил народ в то время. Помогайте взрослым.
Луценко Мария Петровна
Я родилась 1 сентября 1931 года в Курской области в деревне Николая Дерябина. Там же и война застала.
Наша деревня мало пострадала от войны. По какой-то причине, ее немцы не тронули. А вокруг шла война. Мы слышали рев танков, взрывы бомбежек, выстрелы….
А вот мальчишкам приходилось переодеваться в девчонок, наряжаться в платья. А иначе немцы могли угнать в Германию. Угоняли во вражескую сторону не только людей, но и скотину, продукты, даже орудия труда, тракторы.
Во время войны в нашем доме жили немцы: военачальник и его адъютант. Мы пекли им блины, готовили другую пищу. А первые блины, доставались нам – детям. А продукты нам тоже, как и всем жителям деревни, прятать, чтобы не отобрали. Основной едой была мука и крупы. Выручал и свой огород. На котором работали тоже мы - дети.
Все дети деревни, не смотря на возраст, помогали взрослым. Потому что мужчин не было. Все были на фронте. И работа ложилась на плечи женщин и детей. Нам приходилось ухаживать за огромными площадями посадок. По 75 соток сахарной свеклы обрабатывали.
Но, не смотря на войну, мы были детьми. И нам хотелось играть. Мы играли в лапту, мяч, перепрыгивали через ноги. Игрушек не было, но мы сами их мастерили. Рисовали барыню и наряды к ней…….
Пожелания: слушайтесь, не ругайтесь плохими словами, почитайте взрослых.
Григорий Николаевич Усов
Я родился 11 июля 1933 г в селе Рогов Брянской области. Война застала нас на Брянщине. Немцы в первые же дни заняли нашу деревню. Выгнали всех из своих домов. Забрали все: скотину, жилье, продукты.
Несмотря на то, что у нас осталась одна корова, мы голодовали. Молоко, которое надаивалось, все отдавалось немцам. Очень редко перепадала нам кружечка молока. Немцы относились к местному населению очень жестоко. Мужчин угоняли в Германию.
Один год нашей семье пришлось жить в землянках среди партизанов. Таких семей, нашедших приют и защиту у партизанов, было около 10. Костры жечь было нельзя, жгли их крайне редко, чтобы приготовить пищу. Иначе немцы могли вычислить, где мы находимся. Собирали грибы, ягоды, когда был их сезон. Выручала и корова, которую берегли, как зеницу ока.
Помню однажды два молодых парня- партизана поймали фашистского генерала. И переправили его в советский штаб. За это немцы расстреляли оставшееся население в деревне. Среди них были и мои дед с братом. Они выжили благодаря смекалке: во время расстрела упали живыми и долго лежали среди мертвых. Теперь на этом месте стоит памятник.
Но партизаны – народ не робкий. Они продолжали подрывать мосты, брать в плен врагов и т.д..
Когда немцев отогнали из нашей деревни, нас всех собрали для работы в колхозе. Здесь мы работали на том же уровне, что и взрослые. Не было никаких поблажек на детство.
Играть мы не играли. Нельзя было. Вокруг немцы. И школа на оккупированной территории тоже не работала.
Мой отец тоже был на фронте с первых дней. Он погиб в Польше в 1944 году.
Пожелания: учитесь хорошо, будьте защитниками Родины.
Кабанова Клавдия Михайловна
Я родилась в 1938 году 6 декабря в г. Невьянске. Там же и война застала. Жилось нам очень плохо, бедно, голодно. Я болела. Полтора года был у меня тиф. А отец ушел на войну. Поэтому вся работа по дому ложилась на детские плечи. Мы выполняли поручения взрослых, щепки приносили, вытаскивали воду из колодца маленькими ведрами.
Ели крапиву, гнилую картошку, кисличку в лесу, подорожник, мать-и-мачеху, овсянку… Хлеб был недоступен, в магазине он стоил 600 рублей. И, не смотря на это, за хлебушком была очередь. Стояли мы за ним сутками. А хлеб в то время пекли из отрубей смешанных с опилками.
Мама копала окопы. Там она простыла и заболела туберкулезом. Нас с маленьким братом отдали в детский дом. Кормили нас там пересоленной красной рыбой. Даже когда мама выздоровела, нас ей не отдавали. Но она выкрала нас. Мы стали ходить в школу. Так как одевать было нечего, вместо обуви на ногах были варежки. Чтобы помочь хоть как-то маме, я работала в людях. Брат совсем не рос, он был очень и очень маленький. И я делилась с ним всем, что у меня было.
Помню, военнопленных вели по городу в деревянных колодках. Все они были в полосатой одежде, наручниках. Сопровождали их солдаты с собаками. Многие из немцев падали замертво, видимо, от голода. Их закидывали в машину, которая шла позади. А за машиной шел огромный танк.
Когда закончилась война, эшелоны с солдатами возвращались домой. Наш папа погиб под деревней Крюково сержантом, но мы ходили встречать победителей. Мама даже где-то находила цветы, когда вокруг не было даже травы. Это был общий праздник. Мы все верили в победу Советского народа!
Пожелания: желаю учиться хорошо, родителей слушаться. Уважайте старших. Старые люди очень обидчивы. Помните, что учитель – ваша вторая мама.
Макурина Антонина Михайловна
Я родилась 25 декабря 1930 года родилась в Байкаловском районе Свердловской области. В семье я была старшая.
Началась война. День был ясный, теплый. У маминого брата была свадьба. Вдруг всадник на лошади появился. Скачет и кричит: «Война! Война!». Было веселье, а после объявления войны, горе пробралось в каждый дом. Мне было 10 лет. Но я понимала, что скоро заберут на фронт папу.
Так и случилось. Мужчин забирали вместе с лошадьми, тракторами на фронт. В деревне остались одни женщины, дети и старики.
Мне надо было идти в 4 класс. В нашей деревне была четырехлетняя школа. А семилетняя стояла в другой деревне за 7 километров. Так пришлось жить в другой деревне, а на выходные шла домой. Но вскоре, я заболела и 5 класс я не закончила. Потом возможности учиться больше не было. А хотелось очень. И в следующий раз я пошла в школу 1 сентября 1945 года. После победы.
Дети в деревне работать начали рано. Необходимо было выкашивать и грести покосы, пропалывать, молотить, жать, вязать хлеба. Сажали, копали, перебирали картофель… Поблажек не было никаких. У меня и стаж есть колхозный – 3,5 года.
Я благодарна маме за то, что мы выжили. Жили своим хозяйством. Трудно было, голодно. Ели овощи. Суп варили из свекольных листьев. Готовили калябушки, лепешки из клеверной мякины. У нас была корова. Кормилица наша.
Но и на игры оставались силы. Катались с горки на санках, играли в лапту, самодельных кукол….
После войны я продолжила учиться, закончила педагогическое училище. И с тех пор работала в школе и учителем, и директором школы. У меня есть двое детей, 5 внуков, 1 правнук.
Пожелания: учитесь хорошо, будьте скромными!
Анфеловьева (Мамченко) Зинаида Федоровна
(рассказывает правнук Девятов Никита)
У меня была прабабушка, её звали Анфеловьева Зинаида Федоровна. Она родилась 20 августа 1933 года в селе Понуровка Стародубского района Брянской области. Семья у них была из семи человек. Три сына и две дочери. Когда началась война, то отец моей прабабушки и старший брат ушли к партизанам. А их село оккупировали немцы. У них в доме поселились два немца. Один из них был врачом. Прабабушка говорила, что не все немцы были злые, а вот финны и бандеры сильно зверствовали.
В семье была скотина – корова и куры. А все, что семья получала от них, оккупанты забирали. А в дальнейшем забрали и скотину. Жители вырыли окопы около домов. А когда наши самолеты бомбили, то немцы прятались в окопах, а наши люди стояли наверху. Вот и получалось, что наши бомбили наших.
В это страшное время детям было не до игр, игрушек у них не было. Но ребята сами мастерили игрушки из соломы, тряпок, палочек и т.д.
Заключение
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:
Дети войны жили как в тылу, так и на оккупированных территориях;
На оккупированных территориях школы не работали, а в тылу – дети учились, не смотря на голод и другие трудности;
Был голод, питались овощами, гнилой картошкой;
Дети во время войны стали главными помощниками родителей. Они работали так же как и взрослые. Не было детям никаких поблажек.
Когда была возможность учиться, дети шли в школу. Писали на газетах, было мало учебников, кто-то шел учиться в другую деревню. Из-за нехватки одежды, ходили в школу по очереди. Но тяга к знаниям была огромная.
Не смотря ни на что дети оставались детьми и играли в разные игры: мяч, лапту, самодельные игрушки….
. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.
Когда мы заканчивали работать над исследованием, поняли, что мы собрали много материалов, которые необходимо оформить в одну книгу и передать в музей истории поселка Левиха. «Надо, чтобы помнили, мы с тобою помнили имена героев своих…», - говорится в песне Наталии Осочник. Давайте никогда об этом не забудем!
Использованные литературные источники и интернет-сайты:
В. Катаев «Сын полка», Москва "Детская литература", 1981
А. Твардовский «Стихи о войне», изд. Эксмо, 2010 г.
http://wuw.su/i19000 - стихи о войне