ГКОУ «ОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк
Проект
Тема: «Песни, рождённые на афганской земле»
Выполнил:
ученик 6-а класса
Пацын Тимофей
Руководитель:
учитель музыки
Бебих Елена
Алексеевна
Троицк,2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I …… Роль военной песни в годы Афганской войны ….. ……5
ГЛАВА II ……. А.Дементьев, М.Муромов «Афганистан»………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….21
Цель работы: исследование военной песни, определение её роли в духовной жизни общества в годы афганской войны (1979-1989)
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1) Собрать информацию о значении военной песни в афганский период;
2) Познакомиться с музыкальным прошлым афганского периода через творчество самодеятельных композиторов, неизвестных авторов;
3) Выяснить, что знают наши сверстники о песенном творчестве афганской войны, выявить самые популярные военные песни в наше время.
4) Послушать песни музыкальных групп «Голубые береты», «Каскад», «Контингент»
5) Выучить наизусть под гитару песню «Афганистан» Михаила Муромова на стихи Андрея Дементьева.
Объект исследования – песни периода Афганской войны
Предмет исследования - воздействие песни на духовное состояние солдат, помогающее переносить трудности войны, воодушевляющее солдат на борьбу до полной победы. Оценка участниками событий исторической значимости песен афганского периода.
Моя гипотеза состоит в том, что есть предположение, что песни афганского периода вдохновляли солдат, поднимали на борьбу с врагом, помогали пережить тяготы войны и разлуку с домом.
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) Классификация (разделение всех изучаемых музыкальных произведений на отдельные группы в соответствии с каким-либо признаком)
2) Наблюдение (целенаправленное восприятие музыкальных произведений)
3) Сравнение (установление сходств и различий между музыкальными произведениями)
4) Анкетирование.
Актуальность данного учебного проекта состоит в том, что современному образованному человеку нужно знать историю своей страны и то, как песня помогала выжить нашим солдатам в годы войны в Афганистане.
При написании учебного проекта был использован широкий круг источников: учебные пособия, художественная литература, интернет-ресурсы.
Практическая значимость проекта состоит в том, что можно через афганские песни узнать о жизни воинов-интернационалистов, которым пришлось воевать в той страшной войне и этот материал использовать в школьных классных часах, беседах и концертах.
Глава I
Роль военной песни в годы Афганской войны
Как-то мне в руки попала книга «Когда поют солдаты», которая была выпущена в 1988 году.
В книге собраны песни на стихи армейских поэтов, которые поют советские воины, выполняющие интернациональный долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Песни свидетельствуют о мужестве, стойкости, высоких идейно-политических и моральных качествах наших воинов
Сегодняшнее поколение не знает об афганских песнях практически ничего, либо владеет очень скудной, а порою и искажённой информацией. Я заинтересовался этой темой и решил по ней писать свой проект.
Афганские песни — песенное творчество военнослужащих 40-й Армии — Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане. Наиболее яркое явление в народной песенной культуре в 1980-е годы. Называемые «афганскими песнями», они стали оригинальной моделью воинской культуры послевоенного времени.
Военная песня в Афганистане не ограничивалась территориями. Она мгновенно распространялась по всему Ограниченному контингенту — лётчиками, которые постоянно перелетали из провинции в провинцию, уезжающими в отпуск офицерами, увольняющимися в запас солдатами. Главным, в афганской песне было то, что песня быстро помогала определить «свой» от «чужой».
Это особенно читается в песне автора-исполнителя Юрия Слатова из ансамбля ВДВ «Голубые береты»:
И мы поймем друг друга.
Нам лишних слов не надо.
Глаза его засветятся особенным огнем.
Ребят своих мы вспомним и вспомним наши горы,
А после наши песни тихонько пропоём.
История зарождения
Началом народного песенного творчества в ОКСВА стал 1980-й год. Об этом свидетельствует расшифровка магнитофонной записи концерта бойцов отряда «Каскад», посвященного 63-й годовщине Октябрьской революции. На текущем этапе «Афганская» песня в национальной песенной культуре обозначила круг основных проблем, выработала поэтику и стиль, позволила осмыслить ответы на главные для сообщества «афганцев» вопросы: «зачем мы здесь, в этой чужой восточной стране; за что воюем, за что отдаем свои молодые жизни?». В «афганских» песнях начального периода с сатирой и по-доброму поётся о чуждой культуре и царящих в этой стране жёстких нравах и адаптации советских воинов той обстановке.
Песни Великой Отечественной войны на службе у Афганской войны
Многие песни Великой Отечественной войны (1941—1945), написанные на мелодии и стихотворения поэтов-фронтовиков, были переработаны в годы Афганской войны (1979—1989) военнослужащими ОКСВА. Это относится например к песне «Кукушка», изначально в 1961 году написанная автором Виктором Кочетковым, была переработана Юрием Кирсановым, став «гимном воинов-афганцев».
То же самое можно сказать о Песне «Баксанская» в которой поётся о боях за Кавказ — на стихи и мелодию Юрия Визбора, адаптированной к Афганским событиям под названием «Вспомним товарищ мы Афганистан». Афганская песня «Через перевалы и долины» была переписана с «Песенки фронтовых шоферов» военных лет авторов стихов Б. Ласкина и Н. Лобковского и музыки Б. Мокроусова — «Машина по дороге мчится» и многие другие.
В ходе службы на чужбине в сознании, отражающемся на творчестве «воинов-афганцев» складывался образ страны, в которой они несут службу, рискуя жизнью, теряя боевых товарищей. Для русского солдата военные походы на «чужую землю», какая бы она не была красивая, в стихах и песенном творчестве ассоциировалась с гибелью. Это красной строкой пронизано в «афганских» песнях:
Кто сказал, что в ДРА растет зелёная трава, Что здесь немножко даже лучше, чем Швейцария?
На самом деле — ерунда! Забыта Господом страна, и затерялась на краю земного шарика….
По мнению поэта-песенника Юрия Кирсанова, песенное творчество которого пришлось на начальный период, за годом год, ближе к выводу Советских войск из Афганистана, тексты песен эмоционально принимают более отяжелённый характер.
В стихах к песне, завершающей присутствие советского контингента «Мы уходим с Афгана» есть такие строки:
До свиданья, Афган — этот призрачный мир,
Не пристало добром поминать тебя вроде.
Но о чём-то грустит боевой командир…
Мы уходим, уходим, уходим, уходим…
Родоначальники «афганской песни»
Авторами самых популярных песен, рождённых на начальном этапе Афганской войны — в 1980—1983 годы, особо полюбившихся в среде военнослужащих и завоевавших популярность по всему Афганистану, были офицеры отряда особого назначения КГБ «Каскад» Юрий Кирсанов и Игорь Морозов. Названные впоследствии «афганскими», их песни получили широкое хождение среди военнослужащих, переписывались на магнитофонные бобины и мгновенно распространялись по гарнизонам 40-й Армии.
А самих авторов — Юрия Кирсанова и Игоря Морозова, вскоре признают родоначальниками «афганского» направления в армейской песни.
Юрий Кирсанов — автор самых известных на весь СССР, а потом и в СНГ, «афганских» песен. Не было с 1981-го по 1989-й в Афганистане ни одной роты или батареи, где бы не пели и не слушали кирсановских песен
Песни Юрия Кирсанова: «Над горами кружат вертолеты», « Этот мир без тебя», «Кукушка», «Зорька», «Бой гремел в окрестностях Кабула», « В кармане моей гимнастерки», «Второй батальон», «А на войне как на войне», «Бой затих у взорванного моста», «Песня бортстрелка вертолёта», «Не надо нам громких тостов», «Здесь над небом чужим», «Кабул далёкий», «Фотография», « В ту ночь», « Базы ракетной песня спета» и многие другие.
Песни Игоря Морозова: «Этот мир без тебя», «Батальонная разведка», «Когда солнце за скалы зайдет», «Если вам однажды», «Прости меня», «Лазурит», «Эх куда же ты попал каскадёр?», «Здесь вам не равнина», «Помирать нам рановато», «Вспомним мы — товарищ», «Два Брата», «Прощайте горы!» и другие.
По мнению Юрия Кирсанова, эволюция афганской песни за годы войны претерпела изменения: В «афганской» бардовской песне я наблюдал изменения: чем ближе к концу войны — тем больше горечи.
Знаменитая «Кукушка»
Популярная песня ветеранов-афганцев «Кукушка» была написана на мелодию и стихи Юрия Кирсанова, переписанные на «афганский» лад со стихотворения поэта-фронтовика Виктора Кочеткова «Кукушка».
Песня быстро набрала популярность и стала культовой в среде военнослужащих ОКСВА, а впоследствии, ветеранов Афганской войны (1979—1989), своего рода — «гимном всех афганцев». Песню «Кукушка» пели солдаты и на других войнах, а на сегодняшний день продолжают петь и известные сольные исполнители.
Кукушка
Часто снится мне мой дом родной,
Лес о чем - то о своем мечтает.
Серая кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает.
И прижался ласково к цветку
Стебелек багульника примятый.
И звучат ленивые ку-ку
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябинах тихая опушка.
Восемьдесят, девяносто, сто,
Что-то ты расщедрилась кукушка.
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы не скупясь,
Им знакомы холод и усталость.
Дни свои не копят про запас
Кто им скажет сколько их осталось.
Так что ты кукушка погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.
«Батальонная разведка»
Песня «Батальонная разведка» написана в марте 1975 года и посвящена отцу автора, командиру-разведчику 172-й Гвардейской дивизии Николаю Петровичу Морозову. Впервые была исполнена на День Победы 1975 года на празднике ветеранов 172-й Гвардейской стрелковой дивизии, за что получил «Спасибо!» от ветеранов и бутылку коньяка от председателя комитета ветеранов Великой Отечественной войны генерала Павла Батова.
В июне 1982 года, будучи уже в Афганистане, записал песню на магнитофонную кассету и песня «пошла в народ». Песня стала чуть ли не культовой и горячо любимой в Афганистане. Лишь четвёртый куплет «Рвали проволоку, брали языка» выдавал в ней песню о Великой Отечественной. Сам автор признается, что давно уже «перепосвятил» песню всем советско-российским бойцам.
Война навечно связывает множество людей, перемалывает множество судеб. И всякий раз, в этом кипящем котле среди страха и боли рождаются песни, которые дарят воинам надежду. Ярким примером стало десятилетие 1979-1989 годов, когда советские солдаты исполняли свой интернациональный долг в Афганистане.
«Шурави», а именно так афганцы называли военнослужащих из СССР, вошли в историю не только благодаря своей храбрости. Вокально-инструментальными группами Ограниченного контингента были написаны сотни песен и стихов, которые мгновенно распространялись среди солдат. Строки, написанные сослуживцами, становились символом войны, эхом раздаваясь над горными перевалами.
Ансамбль «Голубые береты»
Самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль «Голубые Береты» был организован в 350-м парашютно-десантном полку 103 ВДВ в Афганистане группой энтузиастов в составе: старшего лейтенантата Ярового Сергея, лейтенанта Туркина Владимира, прапорщика Гонцова Олега, с-та Лыссова Тариха.
Днем образования ансамбля считается 19 ноября 1985 года. В этот день состоялся первый концерт группы перед бойцами 350 полка.
Репетировать приходилось в основном по ночам, так как все участники группы были из боевых подразделений и постоянно находились на боевых действиях.
Первые самостоятельные песни — «Афганистан», «Память», «Серпантин», «Война не прогулка», «Знамя гвардейского полка». В первый концерт вошла и «Синева». Правда, музыку пришлось писать заново. Та, что была написана в 1974 году, до нас не дожила.
В мае 1986 г. Сергей Исаков поступил в Новосибирское высшее военное училище. За барабаны пересел Тарих Лыссов, а бас-гитару взял новый член
коллектива — Стас Уфимцев.
Концерты в основном проходили в клубе полка перед сослуживцами, а также в частях кабульского гарнизона.
В феврале 1987 года вместо Иванченко и Уфимцева пришли мл. с-т Александр Рогачев — клавишные, вокал, аранжировки и ст. с-т Марат Абашев — бас-гитара.
Этим составом была записана первая пластинка на студии «Мелодия» в Ташкенте. После этого «Голубые Береты» стали лауреатами Фестиваля народного творчества и Всесоюзного телевизионного конкурса «Когда поют солдаты».
В июне 1987 года все участники группы, кроме Олега Гонцова, возвращаются в Советский Союз. И сразу же первые гастроли в городе Омске. В этой поездке вместо Олега Гонцова, оставшегося в Афганистане, пел и играл на гитаре победитель конкурса «Когда поют солдаты» среди авторов-исполнителей, участник войны в Афганистане старший лейтенант Юрий Слатов. После гастролей уволились в запас и уехали по домам М. Абашев, А. Рогачев и Т. Лыссов.
С июля 1987 года Яровой и Слатов начали формировать новый состав группы. Начались репетиции. А в сентябре состоялся первый концерт «Голубых Беретов» в новом составе.
Начались поездки по ВДВ, ВТА, другим частям вооруженных сил Советского Союза, гастрольные поездки по городам страны. В период развала Союза, где находились десантники, там пели свои песни «Голубые Береты».
Результатом стало огромное количество песен, написанных Ю. Слатовым под впечатлением от этих командировок. И как итог — новый альбом ансамбля «Вот и кончилась война».
В 1991 году ансамбль «Голубые Береты» становится штатным отдельным концертным ансамблем ВДВ. Это позволило сохранить состав ансамбля до сих порАнсамбль получил возможность заниматься творческой работой. Это не мешало по-прежнему бывать во всех горячих точках, работать в частях ВДВ, заниматься гастрольной деятельностью. Концертами были охвачены все регионы России, включая маленькие города и поселки, самые дальние заставы и гарнизоны. Побывали на всех флотах. За период с ноября 1985 года по 2019 в багаже группы более 3,5 тысяч концертов. Записаны одиннадцать альбомов.
Всем участникам ансамбля присвоено звание Заслуженный артист России. Так же все награждены боевыми орденами и медалями.
«Голубые Береты» победители многих военно-патриотических песенных фестивалей. Награждены премиями «Гордость России», «Кремлёвский грант». Творческий путь группы «Голубые Береты» продолжается…
Группа «Каскад»
В первые годы Афганской войны по всем гарнизонам 40-й Армии военнослужащие передавали друг другу записи песен ВИА «Каскад», названного в честь одноименного отряда особого назначения ГРУ. «Бой гремел в окрестностях Кабула», «Здесь над небом чужим», «Кукушка» переписывались с бобины на бобину и стали образцами нового «афганского» направления песен про службу.
Всякая война рождает свои песни, свой фольклор. Не была в этом плане исключением и десятилетняя афганская эпопея Советского Союза. «Шурави» ярко проявили себя в поэтическом и музыкальном творчестве. Особое место в нем занимали вокально-инструментальные группы Ограниченного контингента «Голубые береты» и «Каскад». «За речкой» песни этих ансамблей, получив живой отклик, сотни раз переписывались с кассет на кассеты, звучали в клубах, на горных перевалах, в солдатских палатках. Они были эхом и символом войны. С ними на устах уходили в рейды, поминали погибших товарищей, возвращались домой, в Союз. Так сложилось, что официальную известность «Каскад» имел гораздо меньшую, нежели «Голубые береты». Может быть, потому, что своим «непричесанным» творчеством группа была менее ангажирована наверху. Зато среди бойцов популярность «Каскад» была потрясающей. Потом был вывод войск. «Шурави» покидали Афганистан, и третий к тому времени состав «Каскад» спел «Мы уходим…» — удивительно проникновенный финальный гимн Контингента. Война оставалась в прошлом. В водовороте перемен, захлестнувших Союз, казалось, канула и вокально-инструментальная группа: у кого-то из музыкантов закончился срок военной службы, кто-то получил назначение в другие военные округа. Но это не так. Судьба замечательной группы достойна того, чтобы рассказать о ней с самого начала…
Группа Каскад была создана в 1983 году в ДРА на базе военного оркестра 177 МСП и штаба 108 МСД при Баграмском гарнизонном доме офицеров военным дирижером капитаном А.А. Суховым. ВИА «Каскад» был назван в честь отряда «Каскад» ГРУ особого назначения. Ансамбль должен был быть мобильным, поэтому состоял из 5-6 человек. Репертуар состоял из самодеятельных песен, написанных солдатами и офицерами, проходивших службу в ДРА. «Каскад» пользовался особой популярностью среди военнослужащих в Афганистане и во всём СССР. Ансамбль выступал перед бойцами на заставах в труднодоступных районах, на постах, куда не могли добраться другие концертные коллективы. В ВИА «Каскад» подбирались солдаты из боевых подразделений, владеющие навыками игры на музыкальных инструментах и обладающие музыкальным слухом и вокальными данными. За весь период войны в Афганистане в группе «Каскад» участвовало в разное время около двадцати участников и три художественных руководителя — военных дирижёров: капитан Андрей Сухов (1983-1985),майор Александр Колесников(1985-1987) и майор Александр Халилов(1987-1989). За всё время в Афганистане ВИА «Каскад» выступил перед военнослужащими ОКСВА более тысячи раз. В 1988 году группа «Каскад» за исполнение песни на слова И.Морозова и музыку А. Халилова «Мы уходим» стала лауреатом всесоюзного телевизионного конкурса «Когда поют солдаты», который проводился в Германии (ГСВГ), а позже не раз выступала на фестивале «Виктория» и телепередачах «Служу Советскому Союзу», «Военный вестник» и других. В 1988 году «Каскад» стал дипломантом Союза композиторов СССР, подписанный Тихоном Хренниковым. За участие в боевых действиях все участники группы «Каскад» были представлены и награждены правительственными наградами. За период войны в Афганистане были выпущены виниловые пластинки: «Вспомним, ребята»(1987)», «Время выбрало нас»(1988) и «Пусть память говорит»(1989) и записаны тысячи кассет с песнями ансамбля. За высокую профессиональную деятельность художественным руководителям ВИА «Каскад» были присвоены почётные звания: майору Александру Колесникову – «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и майору Александру Халилову – «Заслуженный артист РФ». После вывода войск из ДРА, военный дирижёр майор Андрей Сухов по новому месту службы в городе Ярославле на базе военного оркестра ЯВВФУ создает ансамбль «Группа Андрея Сухова», репертуар которой состоял из песен ВИА «Каскад». Первый и последний художественный руководители ВИА «КАСКАД», Андрей Сухов и Александр Халилов к 30-летию группы «Каскад», при поддержке командира 108 МСД генерал-полковника Барынькина В.М. решили воссоздать ВИА «Каскад» из музыкантов, которые принимали участие в ВИА с 1983 по 1989 годы. Воссозданный ансамбль стал называться «Ветераны группы «Каскад», художественный руководитель «Заслуженный артист РФ» полковник А. Халилов. ВИА «Ветераны группы «Каскад» базируется г. Москва ул. 8-я Радиальная д.2.Российский Союз Ветеранов Афганистана. Состав группы; Основатель — майор А. А. Сухов (клавишные). Художественный руководитель — «Заслуженный артист РФ» полковник А.М. Халилов, (клавиши). Директор группы — старший сержант Валерий Рябченков (ударные). Солист — старшина, Кирилл Подойницын, (гитара, вокал). Солист – старшина, Игорь Белов, (гитара, вокал, аранжировка). За период своей сольной деятельности, группа записала и выпустила три CD- диска: «Мы выходим» (2012) «30 лет спустя» (2013) «Шагнувшие в пламя» (2016)
В декабре 2016г. выступали в Сирии. На сегодня в репертуаре ВИА «Ветераны группы Каскад» около сотни песен военно-патриотической тематики. В данный момент под руководством художественного руководителя «Заслуженного артиста РФ» полковника А.М. Халилова, коллектив работает над новыми альбомами, дает сольные концерты по городам России, принимает участие в патриотических фестивалях, автопробегах, а также участвуют в патриотическом воспитании молодежи.
♫ Мы уходим /Игорь Морозов/
С покоренных однажды небесных вершин
По ступеням обугленным на землю сходим.
Под прицельные залпы наветов и лжи
Мы уходим, уходим, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Кем были мы в краю далеком.
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей.
До свиданья, Афган, этот призрачный мир.
Не пристало добром поминать тебя, вроде,
Но о чем-то грустит боевой командир...
Мы уходим, уходим, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
В чем наша боль и наша слава,
Чем ты, великая держава,
Искупишь слезы матерей.
Нам вернуться сюда больше не суждено.
Сколько нас полегло в этом долгом походе?..
И дела не доделаны полностью, но
Мы уходим, уходим, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Какую цену здесь платили,
Врага какого не добили,
Каких оставили друзей.
Друг, спиртовую дозу дели на троих -
Столько нас уцелело в лихом разведвзводе.
Третий тост... Даже ветер на склонах затих.
Мы уходим, уходим, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Что мы имели, что отдали...
Надежды наши и печали
Как уживутся средь людей?
В биографии наши с полдюжины строк
Социологи втиснут - сейчас они в моде.
Только разве подвластен науке Восток?
Мы уходим с Востока, уходим, уходим.
Прощайте, горы, вам видней,
Кем были мы в краю далеком.
Пускай не судит однобоко
Нас кабинетный грамотей.
Прощайте, горы, вам видней,
Какую цену здесь платили,
Врага какого не добили,
Каких оставили друзей.
Мы уходим с Востока, уходим, уходим, уходим...
Песня "Мы уходим" или "Прощайте, горы" была написана Игорем Морозовым в начале вывода войск из Афганистана в 1988 году. Стала легендарной в исполнении группы "Каскад" с музыкой Александра Халилова.
Группа «Контингент»
В июле 1987 года в Оренбурге на встрече боевых товарищей была создана группа военно-патриотической песни «Контингент». Бывшие афганцы хранили память событий той войны, затрагивая темы чести и мужества в своих произведениях. В первый раз попасть в «Останкино» «Контингенту» помогла знаменитая Александра Пахмутова, благодаря чему ансамбль обрел множество новых друзей, поклонников, единомышленников.
Песни Афганской войны находят отклик в сердцах огромного количества людей, которые прошли через Кандагар, Гардез, Джелалабад, Панджшер и другие опаленные боями территории Афгана. Эта музыка и стихи – вечный памятник отваге и доблести советских военнослужащих
Идея рождения музыкального коллектива.
Июль 1987 года. В Оренбурге проводится первая встреча боевых товарищей-«афганцев», возникает необходимость объединения в Совет воинов-интернационалистов. Вопросов очень много, все спонтанно, ребята знакомятся, обсуждают будни, строят планы на будущее. На этой встрече кто-то и предложил создать свой, оренбургский, состоящий из ветеранов «ограниченного контингента», ансамбль военно-патриотической песни.
В те годы солдаты, вернувшиеся из Афгана, были признаны обществом «героями своего времени». Пик славы был в самом разгаре. Поэтому идею вокального коллектива дружно поддержали. Но разошлись, и вопрос о группе «повис».
Тем не менее, сама идея уже была подхвачена комиссаром Совета Рамилем Салимгараевым. Благодаря ему, четкое решение осеннего заседания Совета об организации группы получило единодушное «за». В ее первый состав вошли Олег Синенок и Петр Наумов, только что демобилизованные из Афганистана и поступившие в Оренбургское музыкальное училище, а также Владимир Калетин.
Выбор названия группы.
Ограниченный контингент советских войск в Афганистане — это определение необъявленной азиатской войны из перестроечных 80-х вошло в нашу жизнь с военными сводками кратких газетных обзоров и небольших сюжетов по ЦТ. Эти слова волнуют сердца многих парней, прошедших огненными дорогами войны. Аббревиатура «ОКСВА» навсегда останется в душах тех, чьи судьбы данная война разъединила черным известием о гибели родных.
Еще шла война в Афганистане. В Союз просачивались первые авторские записи «из-за речки», а на улице можно было встретить безусых солдат, на груди которых гордо сияли боевые государственные награды. Но о той войне мы знали мало — пресса и учебники истории были скупы на информацию. А вот песни... Песни доносили до людей правду о тех событиях. Творчество всегда являлось зеркалом истории.
Становление группы.
Репетировали, страшно вспомнить, где придется, аппаратура была «не ахти». Вернее, своего аппарата не было вообще — позаимствовали у другой оренбургской группы «Звуки». Репертуара своего тоже не было. Но в короткий срок, к декабрю 1987-го, были готовы три песни — «Высота» Михаила Муромоваа, «Кукушка» Юрия Кирсанова, «Я вернусь» (группа «Каскад»). Это было первое выступление ребят на первом областном слете воинов-интернационалистов. 26-е, декабрь, 1987-й год...
Вспоминает Владимир Калетин: «Нам выделили помещение в областном Доме офицеров. Аппаратуры — никакой! Гитару Олег из музыкального училища приносил. Бас — тоже из музыкального училища. Репертуар расширялся, но в основном это были песни «Каскада», «Голубых беретов», просто бардовские.»
А в феврале 1988 года к ребятам присоединился Вячеслав Пустовитов, который вернулся из ДРА в конце декабря 1987-го. Парни брали гитары и выступали в школах, госпиталях, институтах, воинских частях. Организовали концерты в тюремных учреждениях областного Управления исполнения наказаний.
Репертуар расширялся, и все же не хватало отличительного почерка группы. Потребовалось выразить свое видение войны, встал вопрос о собственном творческом поиске участников коллектива. Так стали рождаться песни, написанные Вячеславом Пустовитовым, Владимиром Калетиным. Музыку писал Олег Синенок.
Трудные были времена. Сами ребята еще некрепко стояли на ногах, учились, работали, средств на покупку аппарата «выкроить» не удавалось. Решили обратиться за поддержкой к организациям, и просьбы о помощи не прошли впустую. Первым откликнулся комсомол. Посодействовали, чем могли, другие организации. Постепенно у группы появился аппарат, отдел культуры области помог с приобретением барабанов, и в группу пришел Игорь Садыков, барабанщик. После него эстафету барабанных палочек принял Александр Матвиенко, который, как и Олег Синенок, небезуспешно писал музыку к текстам новых выступлений. Находками группы стали также Валерий Баранов, Владимир Гуляев. Творческий коллектив становился уже не просто группой музыкантов — личные и производственные отношения перерастали в настоящую мужскую дружбу.
Выход группы на профессиональный уровень.
В конце мая 1989 года комиссар Оренбургского Совета воинов-интернационалистов предложил отправить на Первый всесоюзный фестиваль «афганской» песни в Москву группу «Контингент» и братьев Заводчиковых. Так получилось, что председатель комиссии — классик афганской тематики Игорь Морозов, — предварительно прослушав участников, вынес решение, что открывать фестиваль будут братья Заводчиковы, а закрывать — группа «Контингент». Так показал себя Оренбург на Первом всесоюзном фестивале, получив высокую оценку.
И все равно приходилось тяжело. Учеба, работа, молодые семьи, творчество. Каждый в коллективе выполнял самую разнообразную работу, брал на себя любые обязанности. Были ситуации абсолютно непредсказуемые. Например, Владимир Калетин срочно выехал в Таллин «выбивать» бумагу для первого выпуска газеты «Контингент». И будто специально — концерт! Нет звукорежиссера, некому сесть за пульт. На помощь приходит Валерий Заводчиков. Заметим, не имеющий до этого ничего общего с музыкой.
Группе, считавшейся к тому времени профессиональным коллективом, пришлось «сдавать» программу специальной художественной комиссии, получать документальное разрешение на выступления по городу и области. Программа была блестяще сдана. Группа выехала на первые большие сольные концерты по Оренбургской области.
Группа.
Ансамблю давно хотелось выступить на профессиональной сцене. Пытаясь пробиться, Владимир Калетин лично ездил в Самару, в Окружной Дом офицеров. Всероссийский фестиваль солдатской песни «Виктория» был в те годы очень популярной программой. Но куда бы ребята ни обращались, очень скоро поняли: если идти по всем этапам, на фестиваль попадешь даже не за год, это уж точно. Тогда задумали занять денег и отправить Калетина в Москву с аудиокассетой записей группы. Напрямик в «Останкино»!
Для того, чтобы попасть в главную телекомпанию страны, Володе пришлось провернуть еще один хитрый ход. Он нашел телефон Александры Пахмутовой, дозвонился, и она решилась ему помочь. В «Останкино» записи прослушали и пригласили группу на cъемки «Виктории».
«Контингент» стал лауреатом Всероссийского фестиваля солдатской песни. Съемки состоялись на московском стадионе «Динамо», а в перерывах происходили новые встречи, знакомства, постоянные переговоры. «Контингент» обретал верных друзей и единомышленников.
После выступления по ТВ группу заметил Игорь Азаренок, сотрудник Главного политического управления МО СССР. Это был тогда, пожалуй, единственный человек, занимавшийся выпуском на студии «Мелодия» пластинок групп «Каскад» и «Голубые береты». В 1991-м вышел в свет виниловый диск-гигант групп «Контингент» и «Каскад» — «Южный крест».
Основоположники группы «Контингент».
Олег Анатольевич Синенок родился 26 мая 1964 года в городе Гай Оренбургской области, в рабочей семье. Трудовой путь Олег начал в 16 лет. После окончания 8-летней школы поступил в школу рабочей молодежи и устроился на работу учеником каменщика в Гайское строительное управление. Был переведен в каменщики, а позже работал водителем грузового автомобиля в Гайском пассажирском автопредприятии.
Олег Синенок - художественный руководитель группы
В 1983 году Олег был призван в ряды Советской Армии, служил в Афганистане в составе 201-й мотострелковой дивизии. Место службы — города Пули-Хумри, Кундуз. Воинское звание — сержант, специальность — командир мотострелкового отделения. За мужество, проявленное при выполнении воинского долга, был награжден медалью «За отвагу».
После демобилизации Олег возвращается в Гай, на прежнее место работы. В 1986-м поступает в Оренбургское музыкальное училище и переезжает жить в Оренбург. В 1987 году принимает активное участие в организации и становлении ветеранского движения и Совета воинов-интернационалистов города Оренбурга.
Стоит у истоков создания ансамбля «Контингент». Олег Анатольевич по сей день является лидером команды, которая за более чем 25-летнюю историю существования дала огромное количество концертов в городах и сельских районах не только Оренбуржья, а практически во всех республиках бывшего Союза.
В 1999 году Правительством Российской Федерации Олег Анатольевич Синенок награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Олег пользуется большим уважением и авторитетом в ветеранском движении России как человек отзывчивый и честный.
Владимир Калетин
Владимир Николаевич Калетин родился в 1964 году. Проходил службу в ДРА, г.Кабул, 1983-1985 гг. Старшина запаса. Начал писать стихи с 1987 года. Автор-исполнитель своих песен, а также автор текстов ко многим песням группы «Контингент», в которой работает с момента ее создания. В то время, когда другие ребята еще учились, занимался, помимо творчества, организационной работой. Неоднократно исполнял обязанности администратора при проведении гастрольных поездок. Были трудные времена — Владимир уходил из коллектива, но ненадолго. Все равно возвращался и брался за работу с новой силой.
Указом Президента Российской Федерации в 1999 году награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Вячеслав Викторович Пустовитов родился 5 октября 1967 году в городе Гай Оренбургской области. Служба в армии (1985-1987 гг.), в ДРА — 1986-1987 гг. - автомобильная колонна «1113».
Стихи начал писать в 1988 году. Автор-исполнитель своих песен, также автор текстов ко многим песням группы «Контингент», в которой работает с момента ее создания. С 1994 года является главным бухгалтером предприятия, открытого совместно с Олегом Синенком.
Валерий Заводчиков родился в 1964 году. Служба в армии в 1982-1984 гг., КДВО, 4-й УР. 1986-1990 гг. — служба в МВД оперуполномоченным уголовного розыска. Лейтенант милиции. Стихи начал писать в 1988 году. Печатался в различных периодических изданиях по всему бывшему Союзу.
Почему творчество группы всегда «на волне»?!
Тематика группы «Контингент» приоритетно направлена на военно-патриотическое воспитание молодежи. Это духовный памятник мужеству, чести, достоинству советского, российского солдата! Ушли времена восхищения перед армией, нелегкие «удары судьбы» переживает наша многострадальная Россия. Именно сейчас необходимо задуматься и позаботиться о будущем страны. Несмотря ни на что, нужно отдать должное уважение армии, простому русскому воину...
Глава II
«Афганистан»
Михаил Муромов. Андрей Дементьев.
Михаил Владимирович Муромов. Родился 18 ноября 1950 года в Москве. Советский и российский певец, актёр, музыкант и композитор. Сотрудничал с поэтами Анатолием Софроновым, Андреем Дементьевым, Риммой Казаковой, Ларисой Рубальской, Анатолием Поперечным.
«Афганистан живет в моей душе...» Михаил Муромов стал очень популярен с прекрасным "афганским" циклом своих песен. Причем самая первая его песня «Боевым награждается орденом» из одноименного фильма была посвящена сотрудникам милиции. Магнитофонные кассеты попали в Афганистан, и песню там запели. И таким же образом, Михаил Муромов написал песню "Афганистан" на стихи Андрея Дементьева, «Письмо брату», «Спроси пустыню»... Его душевные боевые песни поддерживали моральный дух наших солдат и офицеров в Афганистане и быстро разошлись на цитаты, а Михаил даже получил медаль «Слава» от Демократической организации молодёжи Афганистана.
♫ Афганистан / Песня на стихи Aндрея Дементьева.
Автор музыки и исполнитель Михаил Муромов.
Я вспоминаю утренний Кабул,
Все необычно в маленькой столице:
И сумрак гор, и робкий голос птицы,
И улиц просыпающихся гул.
Я вспоминаю утренний Кабул,
Его прохладу и его контрасты,
И вновь шепчу я сквозь разлуку: "Здравствуй!
Прости, что на покой твой посягнул".
Aфганистан живет в моей душе.
Мне слышатся бессонными ночами
Стихи Лаека* в гневе и печали
И выстрелы на дальнем рубеже.
Я помню тот попутный самолет,
В котором мы летели над горами.
И среди нас один был ночью ранен,
Hо все шутил: "До свадьбы заживет".
Все заживет... Страна излечит раны.
Всему свой срок, и, может, в этом суть.
И потому уходит спозаранок
Отряд друзей в небезопасный путь.
Aфганистан живет в моей душе.
Мне слышатся бессонными ночами
Стихи Лаека в гневе и печали
И выстрелы на дальнем рубеже.
Как много дней промчалось с той поры,
Как много слов и встреч перезабылось.
Судьба моя, ты окажи мне милость,
Дай мне побыть у той святой горы,
Где завершится наш последний бой,
Последний враг ничком на землю ляжет.
И чья-то мать слова простые скажет,
И те слова услышим мы с тобой.
Aфганистан болит в моей душе.
И все, кого я встретил и не встретил,
Пусть будут долго жить на этом свете,
Как тишина на дальнем рубеже.
Михаил Муромов - Письмо брату
Тихонько трону я свою струну
Смахнет слезу тайком платочком мама
А я для вас для всех сейчас пою
Пою для вас, ребята из Афгана.
Уж лучше может быть призвали б нас двоих
Я старше, я б прикрыл на поле боя.
Но много рядом там с тобой друзей твоих
Они надежные ребята, я спокоен.
Я тоже знаю, что такое АКС
Когда бежишь в атаку под обстрелом.
Ты не волнуйся, брат, служи, гордись
Ведь ты мужским, серьезным занят делом.
Служи спокойно брат, мы ждем тебя,
Мы помним : Мама, я , сестренка Катя.
А папа нам твердит что у тебя
Там, вдалеке есть свой военный батя.
У Андрея Дементьева кроме стихов к песне Михаила Муромова «Афганистан» есть ещё стихотворение, посвященное теме Афганской войны. Оно называется «Прости солдат». Андрей Дементьев получал много писем от читателей. Среди многих читательских писем одно письмо, словно фронтовой треугольник, обожгло страшной болью:
«Наш сын погиб в Афганистане. Его похоронили недалеко от дома на старом кладбище. Мы с отцом уже немолодые люди, и очень тяжко хоронить детей. Много писать не стану — слёзы горькие заливают глаза. Нет жизни мне без Володи. Я всё жду и жду, что он придёт и скажет: «Мама, я вернулся...» Пусть никому не придётся испытать такую муку. Простите, может, что не так написала, но я б куда угодно поползла, отдала бы себя на растерзание, абы он был живой. Я Вас попрошу, если сможете, и Вас не затруднит моя просьба, напишите стихи за моего сына Володю и пришлите мне...»
Я послал стихи, как посылают цветы на могилу, и просил Марию Николаевну и Николая Филипповича Селивановых поклониться их сыну Володе.....
Он возвращается домой
Из прошлой жизни, из разлуки.
Но край родной окутан тьмой,
И красок нет, и смолкли звуки.
Вслед за молчанием его
Пылит печальная дорога.
Но он не видит ничего
Из оцинкованного гроба.
И мать, ослепшая от слёз,
Идёт навстречу сыну, горбясь.
И возле медленных колес
Несут сельчане страшну горесть.
Прости, солдат, что отчий дом
Согреть тебя не может в холод.
Прости за то, что мы живём.
Тебе бы жить. Ты был так молод!
Прости, что все изведал сам.
Не ожил, возвратясь оттуда.
Что мать, припав к твоим глазам,
Ещё надеется на чудо.
Опустят в землю красный гроб.
И кто-то, плача, слово скажет.
И тихо вырастет сугроб
Из влажных девичьих ромашек.
Блеснёт закатный луч в окне.
Зашелестят в саду ракиты.
О, сколько ныне по стране
Таких вот холмиков нарыто.
Не дай, Отчизна, умолчать
И этих матерей обидеть.
Они идут сынов встречать,
Чтоб никогда их не увидеть.
Мы всем им воздадим сполна.
За боль, за мужество и доблесть.
Но не стихает в нас вина.
И всё больнее наша совесть.
Не знаю — у кого спросить.
Не знаю — как себе ответить:
Доколе будет голосить
Земля моя по нашим детям?
Заключение
Есть даты в нашей истории, которые навечно остались в памяти народной. И есть даты, на которые только сейчас мы смотрим по - другому, потому что долгое время этим датам не придавали должного значения, и путь к заслуженной славе и почёту был очень тернистым. Да, мы говорим об Афганской войне. Афганская война унесла тысячи жизней.
С тех пор выросли новые поколения, знающие о войне лишь понаслышке, да и то по кадрам документальных и художественных фильмов. В связи с этим, мне стало интересно узнать о том, что думали и переживали молодые мальчишки, которые шли на смертельную схватку с безжалостными моджахедами.
И с первого дня войны рядом с солдатом всегда была песня. Она поднимала боевой дух воинов, не покидала солдат в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимыми и родными, воспевала мужество, отвагу, боевую дружбу - всё то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа.
Война шла долгих десять лет, и каждый год рождал всё новые песни. Песни, сочинённые в Афганистане, - это целый пласт нашей песенной культуры.
Сегодняшнее продвинутое поколение не знает об афганских песнях практически ничего, либо владеет очень скудной, а порою и искажённой информацией. Желание узнать, кого называют «Русским Киплингом», кто такой «Аист», каким гимном заканчиваются фестивали солдатской песни подтолкнуло меня к выбору темы исследовательской работы: «Песни, рождённые на афганской земле».
Список используемой литературы:
Барабанов Борис . Несвященная и ненародная. Как и что пели про войну в Афганистане // Коммерсантъ. — 2019. — 17 февраля.
Бровко В.Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов., С-П.,М.,Краснодар, Планета музыки,2021.
Верстаков Виктор «С чего начиналась «афганская песня». Опубликовано в газете Московского округа ПВО «На боевом посту» № 77 от 7 мая 1992 года
Верстаков Виктор «Афганский дневник»,Воениздат,1983
Кирсанов Юрий «Песни Шурави»
Километры войны: Стихи о войне / С. Антонов. – 2014. – 100 с. © СВ. Антонов
«Когда поют солдаты», М., Издательство «Молодая гвардия», 1988
(Запись текстов, составление и вступительная статья Петра Ткаченко. В книге собраны песни на стихи армейских поэтов, которые поют советские воины, выполняющие интернациональный долг в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Шаронова Л.С. Гитара для начинающих. Пошаговый иллюстрированный самоучитель.- Москва: Издательство АСТ: Кладезь,2022.
Якименко Н.Freestyle Guitar: авторская школа Нины Якименко.- Ростов н/Д: Феникс,2021.
Приложение
Один из основоположников «афганской песни» автор-исполнитель Игорь Морозов на броне БТР с автоматом под рукой. Афганистан октябрь 1982—1983 год
Кирсанов Юрий - автор и исполнитель афганских песен из Донецка (Украина), офицер отряда специального назначения «Каскад» (команда «Карпаты») КГБ СССР, участник боевых действий в Афганистане, создатель гимна "афганцев" - знаменитой песни "Кукушка".
В первые годы Афганской войны по всем гарнизонам 40-й Армии военнослужащие передавали друг другу записи песен ВИА «Каскад», названного в честь одноименного отряда особого назначения ГРУ. «Бой гремел в окрестностях Кабула», «Здесь над небом чужим», «Кукушка» переписывались с бобины на бобину и стали образцами нового «афганского» направления песен про службу.
Группа «Голубые береты»
Олег Гонцов -
десантник-разведчик, ветеран Афганистана, орденоносец, основатель музыкальных групп «Голубые береты» и «Ростов», поэт и музыкант .
Группа «Контингент»
Андрей Дементьев
48