СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по историии России «История танкостроения России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках школьного курса истории, не изучается история танкостроения Россиии учащиеся об этом  имеют отрывочные представления.Данная исследовательская работа имеет цель развитие интересаобучающихся к  истории танкостроения России путем ознакомления с основными моделями российских танков, предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения, способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«проект на районную олимпиаду»

РАЙОННЫЙ КОНКУРС УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ









ТЕМА ПРОЕКТА:

«История танкостроения России»









Выполнена учеником 9а класса

муниципального общеобразовательного

учреждения «Общеобразовательная

Березниковская средняя школа»



Горбуновым Алексеем Андреевичем



Научный руководитель проекта:

учитель истории муниципального

общеобразовательного учреждения

«ОБСШ» »

Бакановская Нина Ивановна















п. Березник, 2018







Содержание

  1. Введение

  2. Первые танки

    1. Танк А.А. Пороховщикова

    2. Танк М «Русский Рено»

  3. Довоенный период танкостроения

    1. Первый серийный танк МС-1

    2. Лёгкие танки

    3. Средние танки

  4. Танкостроение во время Великой Отечественной Войны

4.1. Бронетанковые войска на начало войны

4.2. Лёгкие танки

4.3. Средние танки

4.4. Тяжёлые танки

4.5. Лучшие танки

  1. Послевоенный период танкостроения.

5.1.Танки первого поколения

5.2. Танки второго поколения

5.3. Танки третьего поколения

  1. Современное танкостроение

  2. Заключение

  3. Список использованных источников

















































Введение



Тема моего проекта «История танкостроения в России».

Практическая значимость работы состоит в том, что в рамках школьного курса истории, не изучается история танкостроения Россиии учащиеся об этом имеют отрывочные представления.Данная исследовательская работа имеет цель развитие интересаобучающихся к истории танкостроения России путем ознакомления с основными моделями российских танков, предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения, способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. Россия в этом плане не стал исключением.

За время своего существования танки являются объектом самого пристального внимания, как людей военных, так и гражданских. И это не случайно – соединение в одной машине высокой огневой мощи, защищенности и подвижности позволило получить уникальную боевую систему, вызвавшую поистине революционные преобразования в военном деле. Танковые войска были и остаютсяосновной ударной силой в наземных операциях. Все рода сухопутных войск перешли на бронетанковую основу.

О такой машине военные мечтали всегда, но лишь к началу 20-го века сложились условия для рождения танка: был создан гусеничный движитель, более высокой проходимости, чем колесный; компактный экономичныйдвигатели внутреннего сгорания; и наконец, появилась броневая защита.



















  1. Первые танки

    1. Танк А.А. Пороховщикова



Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. В России одними из первых в 1915 году были созданы танк Пороховщикова - «Русский вездеход» (рис.1) и колёсный танк Лебеденко. Каждый из них был изготовлен лишь в одном (опытном) экземпляре, что объясняют непрактичностью конструкции.

Рис. 1 Танк А.А. Пороховщикова

Идея создать такую машину возникла у А.А. Пороховщикова в 1914 году, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше не людям, беззащитным против свинцового ливня, а боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).



2.2. Танк М «Русский Рено»


История промышленного танкостроения в России началась во время Гражданской войны.В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М «Русский Рено»(рис.2) на основе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920—1921 годов было изготовлено 15 танков. Весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.

Рис. 2 «Русский рено»
























3. Довоенное танкостроение


3.1 Первый серийный танк МС-1


К 1925 году эти машины успели устареть, и Главное управление военной промышленности СССР поставило задачу создать новый танк. Разрабатывал его ленинградский завод «Большевик», взяв за основу специально закупленный для этого (по другим данным – трофейный, захваченный у поляков) итальянский «Fiat-3000». Подвеску скопировали с французскогоRenault NC27.

Спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18)(рис.3)был первой серийной моделью в СССР.Внешне он был очень похож на «Русский Рено».До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели.

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. Была также усовершенствована подвеска танка. С конца 1920-х на Т-18 вместо устаревшего спаренного 6,5-мм пулемёта Фёдорова начали устанавливать 7,62-мм пулемёт ДТ (конструкции Дегтярёва), который верой и правдой служил советским танкистам следующие 20 лет, вплоть до конца 1940-х

Рис. 3МС-1

3.2 Лёгкие танки

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода. В результате получился совершенно новый средний танк Т-24, и в 1931 году завод получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ-2.(рис.4)

БТ-2, созданных на базе американского М1931 конструкции инженера Кристи. Эта машина имела большое значение для последующего развития советского танкостроения: на ней впервые использовали подвеску Кристи и наклонные лобовые бронедетали. Танк компоновался по классической схеме, имел сварной корпус и передвигался как на гусеничном, так и на колёсном ходу. Дальнейшее развитие БТ-2 вылилось в создание БТ-5 с более просторной эллиптической башней на расширенном погоне, в котором монтировались спаренные 45-мм танковая пушка и 7,62-мм пулемёт. Корпус и ходовая БТ-5 от БТ-2 практически не отличались.

Рис. 4 БТ-2



В 1935 году харьковчане шагнули дальше, создав танк БТ-7(рис.5) – его ходовая часть уже значительно отличалась от М1931. На модель БТ-7М конструкторы установили танковый дизель В-2. В процессе работы над этим танком они пришли к идее создания принципиально новой машины, которой впоследствии предстояло стать легендарной «тридцатьчетвёркой».

1 сентября 1939 года на харьковском заводе №75, выделившемся из состава ХПЗ, в серийное производство был запущен легендарный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2, модификации которого устанавливались практически на все средние и тяжёлые советские танки вплоть до Т-64. Первая машина, на которой он начал монтироваться– БТ-7М. Со временем в двигатель вносились незначительные изменения, но основные конструкторские решения оставались те же, что были найдены в Харькове в конце 30-х годов прошлого века.

В межвоенный период танкостроители и военные ещё не пришли к единому мнению об оптимальной тактике применения танков и их конструкции, следствием чего стал выпуск танков таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, так как были узкоспециализированными, и не всегда использовались по назначению. Так, лёгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя часто и высокоскоростными (например, БТ-7). Их броня защищала лишь от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. Вооружение большинства лёгких танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25—37 мм), численность экипажа недостаточной (2—3 человека), а условия существования — на пределе физиологических возможностей танкистов.

Рис. 5 БТ-7


В марте 1930 года было создано КБ АВО-5, и за год его сотрудники разработали новую машину ТГ-1,две башни которой устанавливались одна на другую. Но танк оказался слишком дорогим: его стоимость составила 1,5 млн. рублей, в то время как БТ-2, созданный на базе американского М1931, обходился всего в 60 тыс. В итоге машина в серию не пошла, а немецкие инженеры отправились домой.

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения.

Работа советских инженеров над созданием танков показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами, начальник Управления механизации и моторизации РККА комкор Иннокентий Халепский предложил высшему руководству страны закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. В 1930 году специальная комиссия во главе с И.А. Халепскимпосетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля 1930 года между американской фирмой U.S. WheelTrackLayerCorp., принадлежавшей конструктору Джону Кристи, и AmtorgTradingCorp. – компанией, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

28 мая 1930г. с британской фирмой Vickers&ArmstrongsLtd. был подписан контракт на поставку в СССР пятнадцати танков Mk.E «Модель A» в варианте с двумя пулемётными башнями под 7,7-мм пулемёты Vickers на основе которых был создан легкий танкТ-26(рис.6) и его 23 модификации успешно зарекомендовавшие себя как «спутник пехоты» до середины 1941 года.К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35.

И.А. Халепский пригласил из Германии в СССР целое конструкторское бюро под руководством Эдварда Гроте.


Рис. 6 Т-26


3.3 Средние танки


История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28.(рис.7) Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка). В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35.(рис.8) Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки – в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.


Рис. 7 Т-28

Рис.8 Т-35

3.4 Тяжёлые танки

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашеннымТ-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1.(рис.9)

Рис.9 КВ-1

4. Танкостроение во время Великой Отечественной Войны


4.1 Бронетанковые войска на начало войны


Накануне Великой Отечественной войны бронетанковые и механизированные войска стали главной ударной силой Красной Армии. Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили танки других государств и полностью отвечали требованиям тех лет. Принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки: легкий Т-40, средний Т-34 и тяжелый КВ, начали поступать в войска со второй половины 1940 года. К началу войны было изготовлено 1861 Т-34 и КВ. Из них в пограничных военных округах, принявших первый удар гитлеровской военной машины, насчитывалось 967 Т-34 и 508 КВ. Основу же танкового парка Красной Армии — более 23 тысяч машин составляли танки, производство которых началось в 1931-1932 годах, в первую очередь легкие Т-26 и БТ.

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны.


4.2 Лёгкие танки


Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60,(рис.10) в 1942 году —

Т-70.(рис.11)Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. Он отличалсяпростотой конструкции и недорогим производством. Но боевой опыт показал, что легкие танки недостаточно боеспособны по причине слабого вооружения и бронирования. Поступивший накануне войны на вооружение Красной Армии танк Т-40 оказался непригодным для боевых действий ввиду слабости вооружения и защиты. В то же время армия остро нуждалась в массовом танке. В период, когда основные танковые заводы эвакуировались на восток, для резкого увеличения выпуска танков можно было использовать автомобильные заводы. В этом смысле база танка Т-40 заслуживала внимания, поскольку на нем применялись автомобильные агрегаты. Конструкторы во главе с Н.А. Астровым занялись переделкой Т-40, в первую очередь усилением вооружения и брони. Для начала пришлось пожертвовать способностью плавать. Затем много усилий потребовало улучшение вооружения.

Установить имевшуюся 45-мм танковую пушку не удалось, т.к. новая машина была слишком легкой. Поэтому пришлось смонтировать 20-мм скорострельную авиационную пушку ШВАК-20 (при установке на танк она получила обозначение ТШН). Для борьбы с бронированными целями к пушке разработали снаряд с сердечником из карбида вольфрама.

В ходе войны относительное количество легких танков уменьшалось, хотя поначалу в 1941-1942 годах их выпуск возрос. Это было вызвано необходимостью скорее дать армии возможно больше боевых машин. Наладить же выпуск легких танков, используя автомобильные агрегаты, было сравнительно просто.

Рис.11 Т-60



Рис.11 Т-70



4.3 Средние танки


Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. В результате был разработан танк Т-43(рис.12) с более мощной бронёй корпуса, новой башней с 85-мм пушкой и торсионной подвеской. Однако переход на производство новой машины привёл бы к уменьшению общего выпуска. Кроме того, была превышена допустимая масса конструкции, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85.(рис.13) Машина прекрасно себя зарекомендовала.

Рис.12 Т-43

Рис.13 Т-34-85



4.4 Тяжёлые танки


Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34, хотя толщина её лобовой брони в 120 мм была очень привлекательной.

Тяжёлые танки ИС-1(рис.14)вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3и ИС-2(рис.15)— со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1, КВ-1С и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 , созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского КТЗ.

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.

Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.Изначально запланированную 76-мм пушку заменили на 85-мм. Это привело к увеличению размеров и массы конструкции, и из разряда средних (прототип танка КВ-13) машина перешла в разряд тяжёлых. Завод выпустил всего 130 таких машин – вскоре их заменили на ИС-2, которые были вооружёны 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими «Тиграми» и с «Пантерами».

И в 1945 году выпуск бронетанковой техники практически не снижался — в первом полугодии изготовили более 15 тыс. танков и СУ. Всего же с начала войны и до 30 июня 1945 года армия получила их более 95 тыс. Причем самым тяжелым для производства был октябрь 1941 года (640 танков), когда заводы эвакуировались на восток. С мая 1942 года промышленность перешла двухтысячный месячный уровень и ниже уже не спускалась.

Рис.14 ИС-1

Рис.15 ИС-2


4.5 Лучшие танки


Лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2. С первых же часов войны танки Т-34 приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества. Противник, ничего не зная о наших новых танках, не был готов к встрече с ними. Его основные танки Т-III и Т-IV не могли вести бой с тридцатьчетверками. Пушки не пробивали броню Т-34, в то время как последние могли расстреливать вражеские машины с предельных расстояний прямого выстрела. Прошел год, прежде чем немцы противопоставили им более или менее равноценные по мощи огня и бронированию машины.Хотя Т-34 как средний танк не имел себе равных и полностью удовлетворял наших танкистов, особенно после выпуска в 1944 году модификации Т-34-85, конструкторы, учитывая опыт боев, создали новый средний танк Т-44.(рис.16)

Рис.16 т-44

5. Послевоенный период танкостроения


5.1 Танки первого поколения


Танки послевоенного периода разделяют на три поколения. Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях: это советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10 (ИС-8); Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76).С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские Т-55 и Т-62.

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5). Боевая масса машины составляла 50 тонн. ИС-8 также являлся развитием конструкции ИС-3, так что «щучий нос» у него сохранился. Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Число «10» означало, что это десятый тяжёлый танк, принятый на вооружение в СССР. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Лобовое бронирование Т-10 достигало 120 мм. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».

Т-10,(рис.17) неоднократно модернизируясь, производился серийно с 1953 по 1966 год. В 1953—1962 годах танк производился в Челябинске, а в 1957—1966 — в Ленинграде. Точных данных о цифрах выпуска Т-10 нет, в разных источниках называются цифры от 2500 до 8000 произведённых танков. Подавляющее большинство выпущенных машин принадлежали к модификации Т-10М, а в 1960-х годах все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций были модернизированы до Т-10М


Рис.17 Т-10


После окончания ВОВ вооружение танка Т-44 не вполне отвечало современным требованиям: его башня, взятая у Т-34–85 с 85-мм пушкой, на тот момент уже устарела. К 1946 году была разработана новая башня со 100-мм орудием. В таком виде танк под индексом Т-54(рис.18)пошёл в серию. Однако эксплуатация в войсках выявила целый ряд недостатков, и в 1949 году машина прошла глубокую модернизацию: была изменена форма башни и уменьшено бронирование для облегчения конструкции. В 1951 году башню Т-54 снова заменили, в этот раз на полусферическую, после чего танк приобрёл окончательный, привычный нам силуэт. Дальнейшая модернизация касалась уже улучшения конструкции орудийного стабилизатора, эжектора, противоатомной защиты, боеукладок, приборов, аппаратуры и т.д. Результатом всех этих изменений стал танк Т-55,(рис.19) созданный под руководством Леонида Карцева на нижнетагильском заводе №183.

Работы велись параллельно с организацией серийного производства 

Т-54Б. При создании танка был использован весь задел конструктивных решений, полученный при модернизации Т-54. Первые опытные образцы, а также первая серийная партия были изготовлены с использованием башен танка Т-54Б. В 1957 году были изготовлены два опытных образца. В период с зимы 1957 года до весны 1958 года, машины прошли государственные испытания. После чего, 8 мая 1958 года постановлением Совета министров СССР № 493-230 был принят на вооружение Советской армии ВС СССР под обозначением Т-55.Главное усовершенствование заключалось в установке полноценной системы противоатомной защиты со счётчиком рентгеновского излучения.


Рис.18 Т-54

Рис.19 Т-55


Создание Т-62 (рис.20)фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки 2А20 по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым (последние оснащались 122-мм нарезными орудиями). При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными.

Т-62 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Т-62 имеет дифференцированное противоснарядное бронирование. Броневой корпус Т-62 представляет собой жёсткую коробчатую сварную конструкцию, собирающуюся из листов катаной броневой стали толщиной 16, 30, 45, 80 и 100 мм. Лобовая часть корпуса образована двумя сходящимися клином 100-мм бронеплитами: верхней, расположенной под наклоном в 60° к вертикали и нижней, имеющей наклон в 55°. Борта корпуса состоят из цельных вертикальных 80-мм листов, а корма состоит из вертикального верхнего листа толщиной 45 мм и 16-мм нижнего, имеющего наклон в 70°. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имеет толщину 30 мм, а над моторно-трансмиссионным отделением — 16 мм. Днище корпуса состоит из четырёх штампованных 20-мм листов и имеет в поперечном сечении корытообразную форму. На Т-62 установлена система противоатомной защиты, обеспечивающая защиту экипажа танка от избыточного давления, создаваемого ударной волной ядерного взрыва, и от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка. Защита экипажа от ударной волны взрыва и частичная защита от проникающей радиации обеспечивалась бронёй танка. Защита от избыточного давления осуществлялась путём максимальной герметизации корпуса и башни посредством постоянных уплотнений и автоматически закрывающихся лючков, воздухозаборников и жалюзи, что снижает давление в танке приблизительно в 10 раз по сравнению с фронтом ударной волны и растягивает по времени повышение давления внутри машины. Защита экипажа от радиоактивных частиц производится путём создания внутри танка повышенного давления при помощи нагнетателя-сепаратора, фильтрующего поступающий снаружи воздух. Противоатомная защита активируется либо автоматически посредством прибора РБЗ-1М, реагировавшего на выброс гамма-излучения при ядерном взрыве, либо вручную по показаниям прибора ДП-3Б, регистрировавшего ионизирующее излучение при движении по радиоактивно заражённой местности.

Пушечное вооружение Т-62 составляет115-мм. гладкоствольная полуавтоматическая пушка У-5ТС (2А20). Ствол орудия — скреплённый кожухом, длиной 52,6 калибра / 6050 мм и снабжённый эжектором. Пушка имеет горизонтальный клиновой затвор, с полуавтоматикой пружинного типа и электрический и резервный ручной механизмы спуска. Противооткатные устройства состоят из гидравлического откатника и гидропневматического накатника, расположенных над стволом орудия; нормальная длина отката составляет 350—415 мм, предельная — 430 мм. Максимальное давление в канале ствола составляет 3730 кг/см², а максимальная дульная энергия при стрельбе подкалиберным снарядом — 6,96 МДж / 709 тс·м. Пушка снабжена устройством для выброса стреляных гильз с пружинно-торсионной механикой, после выстрела автоматически выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни. Т-62 – основной танк 19611975гг.

Рис. 20 Т-62


5.2 Танки второго поколения


Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960—1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и т. п.), повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские Т-64 и Т-72.

В 1967 году началась разработка танкаТ-72.(рис.21)В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с инжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л. с.) и ходовую часть новой конструкции.

Рис.21 Т-72


5.3 Танки третьего поколения


Танки третьего поколения создавались в 1970—1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. К танкам этого поколения относятся советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90.

7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554—172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР и России в период с 1974 по 1992 годы на Уралвагонзаводе и Челябинском тракторном заводе.

В период с 1974 по 1990 годы только на Уралвагонзаводе было выпущено 20 544 танка Т-72 различных модификаций. Всего выпущено около 30 000 танков.

Т-80.(рис.22)Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения,, изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова.Следующий— уже значительно отличался от исходного Т-64.Испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть.

Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колёс, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлических амортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками.

Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.

Рис.22 Т-80

Т-90(рис.23) является глубокой модернизацией Т-72Б, созданного в нижнетагильском «УКБТМ» в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина как «Усовершенствованный Т-72Б».

5 октября 1992 года постановлением правительства Российской Федерации танк приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90.

Серийное производство танка началось в 1992 году. До конца 1992 года Уралвагонзавод выпустил 13 танков установочной серии. В 1992—1998 годах было выпущено около 120 Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией от 18 февраля 2001 года. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 Т-90С и 84 Т-90С в 2002 году, что дало возможность покупателю сформировать четыре танковых батальона.

Рис.23 Т-90


  1. Современное танкостроение


В 2004—2006 годах танкТ-90был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. В 2005 году Т-90А был официально принят на вооружение ВС России. Было выпущено 32 танка Т-90А образца 2004 года и 337 танков образца 2006 года, в том числе около 80 Т-90АК с 2004 по 2011 год.Т-90А, модернизированная версия Т-90 поступившая в производство с 2004 года, имеет ряд важных усовершенствований. 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания. Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14«Армата»(рис.24) с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он принимал участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступит в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64Т-72,Т-80 и Т-90.

Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны

Рис.24 Т-14 «АРМАТА»


Современный танк представляет собой грозную боевую машину оборудованную:

- мощным вооружением;

- броней обеспечивающей надежную защиту от современных средств поражения;

- системой управления огнем, которая позволяет экипажу выполнять боевую задачу в любое время суток и при любых погодных условиях;

- многотопливной силовой установкой способной работать в различных условиях местности, в том числе на высокогорных участках и в широком диапазоне температур;

- современными средствами связи, обеспечивающими двухстороннюю связь между членами экипажа танка, а также между отдельными танками на расстоянии до 20 км;

- различными устройствами защиты, которые совместно с броневой защитой обеспечивают противодействие обнаружению противником, создание помех против высокоточного оружия, уменьшение воздействия кумулятивных и подкалиберных снарядов, защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и бактериологических средств, автоматическое тушение пожара в танке. Она способна совершать марши на большие расстояния при любых погодных условиях, с высокой средней скоростью, как при любых дорожных условиях, так и по бездорожью, с преодолением как естественных, так и искусственных препятствий и водных преград.







































Заключение


История танкостроенияРоссии насчитывает более 100 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.

Уникальное сочетание подвижности, защищённости и огневой мощи позволяет им решать широкий спектр задач. Всё это означает, что танковые войска будут активно развиваться. Для этого можно предположить следующие направления совершенствования танков:

Совершенствование вооружения:

- Помимо планируемого перехода на мощные пушки калибра 140 мм и более (это ближайшая перспектива), ведутся перспективные разработки электромагнитных и электротермохимических пушек, позволяющих достичь начальной скорости снаряда в 4000—5000 м/с, что значительно повысит бронебойность снаряда.

- Будут появляться всё более совершенные системы наведения и обнаружения, управления огнём.

Совершенствование защиты:

- Совершенствование состава брони, в первую очередь, к улучшение систем динамической и активной защиты, возможно появление электрической брони.

- Активно будут развиваться различные системы постановки помех, оптико-электронного подавления и других средств, позволяющих бороться с высокоточным оружием.

Совершенствование системы управления в бою:

Танки будущего на поле боя будут связаны при помощи компьютерных сетей, что позволит улучшить тактику их применения.



















Список использованных источников


1. Каторин Ю.Ф. Все о танках – М.: Астрель; СПб. Полигон, 2012.

2.Кудишин И.В. Военная техника.-М.:Эксмо,2009.

3. Шокарев Ю.В.Военная энциклопедия М. ЗАО РОСМЕН-ПРЕСС, 2011.

4.http://fb.ru/article/270464/istoriya-tankostroeniya-sssr-i-drugih-stran

5.http://warspot.ru/2928-kratkaya-istoriya-sovetskogo-tanka

6. http://fb.ru/article/270464/istoriya-tankostroeniya-sssr-i-drugih-stran






























































Просмотр содержимого презентации
«танкостроение»

Танкостроение России

Танкостроение России

Танк-«бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу».

Танк-«бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу».

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу».

Танк Пороховщикова  1915г. Идея создать российский танк возникла у Александра Александровича Пороховщикова в 1914 году, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага.

Танк Пороховщикова 1915г.

Идея создать российский танк возникла у Александра Александровича Пороховщикова в 1914 году, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага.

Вездеход Пороховщикова В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше не людям, беззащитным против свинцового ливня, а боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.  К сожалению, в 1915 году был выпущен лишь один опытный экземпляр.

Вездеход Пороховщикова

В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше не людям, беззащитным против свинцового ливня, а боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К сожалению, в 1915 году был выпущен лишь один опытный экземпляр.

История промышленного танкостроения в России началась во время Гражданской войны. В русской армии в Первой мировой войне не было танков.  Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. На его основе был создан танк типа М «Русский Рено» который получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин» . Всего было изготовлено 15 таких танков. В боевых действиях они не участвовали, их использовали в сельхоз работах (как тракторы) и на военных парадах.

История промышленного танкостроения в России началась во время Гражданской войны. В русской армии в Первой мировой войне не было танков.

Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. На его основе был создан танк типа М «Русский Рено» который получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин» . Всего было изготовлено 15 таких танков. В боевых действиях они не участвовали, их использовали в сельхоз работах (как тракторы) и на военных парадах.

Мс-1 Спроектированный к 1927 году танк МС-1 или Т-18 был первой серийной моделью в СССР.  Поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. Была усовершенствована подвеска вместо устаревшего 6,5-мм пулемёта установили 7,62-мм пулемёт конструкции Дегтярёва.

Мс-1

Спроектированный к 1927 году танк МС-1 или Т-18 был первой серийной моделью в СССР.

Поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. Была усовершенствована подвеска вместо устаревшего 6,5-мм пулемёта установили 7,62-мм пулемёт конструкции Дегтярёва.

Работа советских инженеров над созданием танков показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности. В 1930г на основе британского танка Vickers был создан легкий танк Т-26 успешно зарекомендовавший себя как «спутник пехоты» до середины 1941 года.

Работа советских инженеров над созданием танков показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности.

В 1930г на основе британского танка Vickers был создан легкий танк Т-26 успешно зарекомендовавший себя как «спутник пехоты» до середины 1941 года.

Т-28  для прорыва оборонительных позиций противника История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения.

Т-28 для прорыва оборонительных позиций противника

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения.

КВ-2 К концу 30-х годов между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Из всех созданных тяжёлых танков лучше всех в условиях зимней войны с Финляндией себя зарекомендовал КВ со 152мм гаубицей.

КВ-2

К концу 30-х годов между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка.

Из всех созданных тяжёлых танков лучше всех в условиях зимней войны с Финляндией себя зарекомендовал КВ со 152мм гаубицей.

Накануне Великой Отечественной войны бронетанковые войска стали главной ударной силой Красной Армии. Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили танки других государств и полностью отвечали требованиям тех лет.

Накануне Великой Отечественной войны бронетанковые войска стали главной ударной силой Красной Армии. Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили танки других государств и полностью отвечали требованиям тех лет.

Лёгкие танки Т-70 Т-60   Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60 . В 1942 году — Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. Он отличался простотой конструкции и недорогим производством. Но боевой опыт показал, что легкие танки недостаточно боеспособны по причине слабого вооружения и бронирования.

Лёгкие танки

Т-70

Т-60

  Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60 . В 1942 году —

Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. Он отличался простотой конструкции и недорогим производством. Но боевой опыт показал, что легкие танки недостаточно боеспособны по причине слабого вооружения и бронирования.

Т-34 – лучший танк ВОВ  и его конструктор Кошкин М.И. Лучшим советским танкам, принимавшим участие во Второй мировой войне, был признан средний танк Т-34которые приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества.

Т-34 – лучший танк ВОВ и его конструктор Кошкин М.И.

Лучшим советским танкам, принимавшим участие во Второй мировой войне, был признан средний танк Т-34которые приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества.

ИС-2 Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но, также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. Для этого были выпущены Т-34-85 и тяжёлый танк ИС-2, которые были вооружены 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими Т-34-85

ИС-2

Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но, также увеличить мощность пушек и защиту средних танков. Для этого были выпущены Т-34-85 и тяжёлый танк ИС-2, которые были вооружены 122-мм орудием и могли на равных бороться с немецкими

Т-34-85

Т-44 Танки послевоенного периода разделяют на три поколения. Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны это советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки ИС и Т-10. Особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра, включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от избыточного давления и ОМП. К этому типу танков относятся советские Т-55 и Т-62. Т-54

Т-44

Танки послевоенного периода разделяют на три поколения. Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны это советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки ИС и Т-10. Особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра, включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от избыточного давления и ОМП. К этому типу танков относятся советские Т-55 и Т-62.

Т-54

Т-64 Второе поколение создавалось в 1960—70-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП). Это Т-64 и Т-72. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой, повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. Т-72

Т-64

Второе поколение создавалось в 1960—70-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП). Это Т-64 и Т-72. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой, повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания.

Т-72

Т-80 Танки третьего поколения в войска начали поступать в 1980-х годах. Для них характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты, насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. Это советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90. Т-90

Т-80

Танки третьего поколения в войска начали поступать в 1980-х годах. Для них характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты, насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. Это советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90.

Т-90

В 2015 году завершилось создание  основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата » с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он принимал участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступил в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие танки. Т-14 «АРМАТА»

В 2015 году завершилось создание  основного российского танка нового поколения Т-14 «Армата » с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он принимал участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступил в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие танки.

Т-14 «АРМАТА»

История танкостроения России насчитывает более 100 лет ВЫВОД: История танкостроения России насчитывает более 100 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.  

История танкостроения России насчитывает более 100 лет

ВЫВОД: История танкостроения России насчитывает более 100 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание