МБОУ Поляновская ООШ Вяземского района Смоленской области |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по родной литературе (русской) |
ТЕМА: «О правде сущей на войне…» (По творчеству А.Т.Твардовского) |
| Выполнил: учащийся 9 класса Рахмонов Олимжон |
| Руководитель проекта: Сергеева М. М. учитель русского языка |
2019 |
Содержание
| I.Введение 3 |
| II.Основная часть. Глава первая 5 Твардовский и война. « Фронтовая хроника». |
Глава вторая 10 «Василий Теркин». Книга про бойца |
Глава третья 14 Продолжение военной темы в лирике А.Т. Твардовского. |
III.Заключение 17 |
IV_Список использованной литературы 18 |
Введение
Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если-
То и жизнь отдать.
А.Т. Твардовский
В своем реферате я хочу еще раз вспомнить о войне. Все далее в историю уходят события тех трагических лет, но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного советскими людьми во имя спасения человечества от фашизма. Поэтому цели и задачи моей работы следующие: я хочу понять, какими они были – люди, самоотверженно вставшие на защиту Родины, что двигало ими, какая сила вела их на подвиг, почему они шли навстречу смерти, не страшась ее? Сегодня хочется лучше понять тех, кому мы обязаны своей жизнью. А мы смогли бы так?.. В этом заключается актуальность моей работы.
Все, от мала до велика, встали на защиту Родины. Писатели, журналисты и поэты тоже пошли на фронт. Их штыком стало перо. «Уничтожим фашизм», - вот их главный девиз, и каждый знал, что поэзия тоже шагнула в бой. Многим поэтам: П. Когану, Н. Майорову, И. Уткину, Ю. Друниной и другим – не довелось дожить до Великой Победы. О каждом из них можно сказать словами из стихотворения Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей»[12], посвященного его другу Михаилу Дудину, но относящегося ко всем погибшим в боях за Родину, за Ленинград. Те, кто вернулся, помнили об этом всегда, ведь забыть об этом было невозможно, потому что бой шел «не ради славы - ради жизни на земле»[9]. К поэтам, которые видели это, вернулись оттуда, где каждый камень овеян дымом, относится А. Т. Твардовский. На примере его жизни и творчества я хочу вспомнить о великом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Знакомясь с некоторыми произведениями А.Т.Твардовского, я попытаюсь реализовать те цели и задачи, которые я перед собой поставил. Кроме того, я наметил некоторые пути исследования неизвестных мне ранее произведений А.Т.Твардовского. К тому же в этом году празднуется 105 – лет со дня рождения поэта. Эта дата делает ближе Твардовского не только мне, но и каждому современному человеку. Есть и еще одна священная дата -74 года Великой Победы советского народа над фашизмом. Это еще раз подчеркивает актуальность и значимость моей работы.
Глава первая
Твардовский и война.
« Фронтовая хроника» в поэзии А.Т.Твардовского
Я еду. Малый дом со мною,
Что каждый в путь с собой берет,
А мир огромный за стеною,
Как за бортом вода, ревет.
А.Т. Твардовский
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на Смоленщине, на хуторе Загорье. Твардовский был сыном деревенского кузнеца, умельца и труженика, грамотного и начитанного человека. Своим детям Трифон Гордеевич Твардовский с самого раннего возраста внушал любовь и уважение к родной земле. От отца и матери будущий поэт перенял любовь к русской литературе. « Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе, - вспоминал Твардовский. - Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги»[8] Таким образом, Твардовский уже с детства познакомился с русской литературной классикой. Учился будущий поэт в сельской школе. В 1922 году закончил четвертый класс и продолжать учиться дальше не смог из-за материальных трудностей. Стихи начал писать в детстве. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М. Исаковским, в те годы уже известным поэтом. С 1924 года поэт посылает в газеты свои заметки, но печатают их редко. Первое печатное стихотворение юного поэта – «Новая изба». В 1929году Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930- возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936 года.
Суровой зимой 1939-1940годов в качестве специального корреспондента газеты Ленинградского военного округа « На страже Родины» Твардовский принимает участие в советско-финляндской войне. В стихотворении «Наступление» поэт показал бой с противником Сто двадцать третьей ордена Ленина дивизии. Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки:
Еще курились на рассвете
Землянок редкие дымки,
Когда полки Сто двадцать третьей
К опушке вынесли штыки. [8]
Уже с самых первых строф стихотворения видно тревожное ожидание атаки, которая для молодого солдата может оказаться первой и последней… Картину боя продолжает движение и звук: «Визг металла», «Лес оглох», «Танки, почти неслышные»:
И вслед за огненным налетом
К высотам, где укрылся враг,
Пошла, пошла, пошла пехота,
Пошла родимая!
Да как!
Стихотворение приобрело большую популярность среди солдат не только во время советско-финляндской войны, но и во время Великой Отечественной.
Во время советско-финляндской войны было написано немало известных стихотворений, таких, как «Шофер Артюх», «Танк», «Высшая честь», «Спичка» и другие. В них поэт рассказывает о боли, пережитой в это трудное время.
Но поворотными для Твардовского стали годы Великой Отечественной войны. 22 июня… Сорок первый год… Война… Великой и Отечественной назовет ее советский народ. Эту дату знают все. В военные годы поэтический голос Твардовского приобрел ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно творчество поэта. Сразу после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, Твардовский получил назначение на Юго-Западный фронт, где его прикомандировали к газете «Красная армия». Но уже через год командование решает отправить поэта на Западный фронт, имеющий свою газету «Красноармейская правда». Находясь в гуще событий на передовой, ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый цикл поэтических произведений о войне. Он пишет о людях, защищающих свою Родину, воспевает их мужество и героизм.
Свои стихотворения военных лет Твардовский назвал «Фронтовой хроникой». Фронтовые стихи поэта отличаются жанровым многообразием. Тут есть и очерки, и стихотворения, и баллады, и лирические стихи. Эти произведения писались в землянках, на привалах, в окопах. Все они пропитаны чувством личной боли за Родину. Люди часто задумываются над тем, из чего складывается чувство Родины. В поэзии Твардовского в этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый», «где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы» [8], и родная природа, и города, и Красная площадь с перезвоном курантов – все это и есть большая и малая Родина. Образ Родины в военной лирике Твардовского выступает как образ Матери, зовущей своих сыновей на подвиг «не ради славы – ради жизни на земле». Поэт от имени Родины призывает бить врага, зовет к возмездию.
Весной 1942 года выходит стихотворение «Партизанам Смоленщины». Народ воспринял его как весть об освобождении, появилась первая искра надежды, люди поверили в перелом войны. Смоленщина – родина поэта, и можно понять, чего стоили Твардовскому эти строки:
Я б вовек грабителям
Не простил бы твоим,
Что они тебя видели
Вражьим оком пустым;
Что земли твоей на ноги
Зацепили себе;
Что руками погаными
Прикоснулись к тебе;
Что уродливым именем
Заменили твое;
Что в Днепре твоем вымыли
Воровское тряпье…[8]
Боль поэта объяснима. Александр Трифонович прожил жизнь, полную испытаний, горьких впечатлений и переживаний, был свидетелем страшных событий. В своих произведениях он говорил о самом главном, что волновало человека, солдата в тяжелые минуты испытания. Строки о войне всегда проникновенны, они леденят сердце, потому что война чудовищна:
Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Слова не может быть и, нет.[8]
Великая Отечественная война…Сколько жизней она унесла?! Трудно сосчитать, трудно назвать имена погибших. Безымянные герои до сих пор лежат на бескрайних просторах нашей земли. Память о них никогда не исчезнет из наших сердец, «об этом на всю жизнь хватит думать»[8].
В 1943 году Твардовский пишет стихотворение «Две строчки». В основу этого стихотворения лег факт корреспондентской биографии. Поэт пишет о бойце - парнишке, которого он видел убитым, лежащим на тонком льду еще во время Финской войны, что предшествовала Великой Отечественной. Подвига он не совершил, но жизнь ему была дана одна единственная. В записной книжке поэта была сделана запись из двух строк: «…был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Через эту смерть постигает поэт трагедию Великой Отечественной войны. Возникает ощущение невозвратности потери:
Среди большой войны жестокой,
с чего – ума не приложу, -
мне жалко той судьбы далекой,
как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу.
Примерзший, маленький, убитый
на той войне незнаменитой,
Забытый, маленький лежу.[8]
«Две строчки» Твардовского рассказывают очень много о тех молодых людях, которые хотели жить, но погибли, защищая свою Родину. Смерти парнишек не смог забыть автор, это трагедия, это боль, так как дороже жизни у человека нет ничего, а смерть обрывает все. Твардовский видел ужасы этой войны, сам писал об этом так: «Видел пот и кровь войны на своей гимнастерке»[8], писал о том, что сам выстрадал: « Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда». Так родилась знаменитая поэма «Василий Теркин».
Глава вторая
«Василий Теркин». Книга про бойца (1941-1945)
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
А.Т. Твардовский
Первые серьезные замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии, под влиянием новых грозных и великих событий. Решалась судьба народа, судьба страны. Поэма посвящена жизни людей во время войны. В центре поэмы образ рядового Василия Теркина. Это солдат, пехотинец из смоленских крестьян. Во всех ситуациях Теркин проявляет необычайную силу духа, жизнелюбие, неиссякаемый оптимизм. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. В «Книге про бойца» автор создал образ героя Священной войны и вместе с тем запечатлел героическую борьбу всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Вечные темы жизни и смерти, войны и мира, добра и зла, любви и ненависти предстали в поэме. Духовный облик героя поэмы раскрывается в движении. Автор подчеркивает его «обыкновенность»:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.[8]
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда взаимосвязаны друг с другом. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Он дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими советскими подразделениями; в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; он из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:
Не горюй, у немца этот
Не последний самолет[8]
Теркин принимает командование на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь ранен. Лежа раненым в поле, Теркин беседует со смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им с присущим ему юмором, даже испытывая смертельную боль:
Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой[8]
В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества советского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, жажда справедливости, храбрость, готовность к взаимопомощи, терпение - те качества народного характера, которые делают Теркина собирательным образом советского бойца. Теркин – это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый собеседник. Он неотделим и неотъемлем от воюющего народа. Всем хорошо с Василием; где бы он ни появлялся – в бою, во время затишья между боем, в пути, – между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт и дружелюбие. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя:
И усевшись под сосной,
Кашу ест, сутулясь
«Свой?»- бойцы между собой,-
«Свой» - переглянулись. [8]
В разговоре бойцов раскрываются качества солдата: он смел и скромен, в нем нет эгоизма, но от заслуженного нельзя отказываться. Теркин гордится своей судьбой, ему нечего скрывать и нечего стыдиться. Конечно, в его словах и интонации мы чувствуем тоску. Тоску по дому и по мирной жизни:
Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль и то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне тогда ее подай[8].
Твардовский нашел простые слова, чтобы со всей «правдой сущей» воспеть мужество, самоотверженность, героизм советских людей. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначает, как творческую задачу:
Пусть читатель вероятный,
Скажет с книжкою в руке:
-Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке[8].
Поэма «Василий Теркин» отражает многие события той войны, в ней нет сюжета. Сам поэт говорил : «…шла война, и я не имел права откладывать то, что нужно сказать сегодня, немедленно, - до того времени как будет изложено все по порядку, с самого начала…я мечтал о том, чтоб ее можно было читать с любой раскрытой страницы»[10], однако отсутствие единого сюжета не мешает поэту раскрывать характер Василия Теркина. Рассказ о бойце и его товарищах являет собой целостную картину великого подвига народа. А фамилия Теркин от слов «перетерпит, перетрет». Все перетерпел и вынес советский народ в суровую годину…
Глава третья
Продолжение военной темы
в лирике А.Т. Твардовского
За годом - год, за вехой - веха
За полосою – полоса.
Нелегок путь. Но ветер века –
Он в наши дует паруса.
А.Т. Твардовский.
После войны Твардовский продолжает свое творчество в военной тематике. Его послевоенные стихи, проникнутые сыновним чувством любви к Отчизне, отличаются яркой изобразительностью, точностью слова, глубоким смыслом, подлинной народностью.
Одно из лучших и самых знаменитых послевоенных стихотворений Твардовского « Я убит подо Ржевом» (1945-1946г) - литературный памятник советским воинам, отдавшим свою жизнь ради мира на земле:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете…[8]
Скорбью о погибших проникнуто это стихотворение. Безымянный бой, негероическая смерть, похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами,— от лица этого неизвестного солдата и говорит поэт:
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме,
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.[8]
В этом стихотворении с бесстрашной правдивостью и человеческой болью выражены чувства и мысли поэта – фронтовика. Это чувство долга перед павшими героями, чувство ответственности перед родиной, матерью, народом. Вера в победу, в счастливое мирное будущее…
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать не хвастливо
В час победы самой.[8]
В другом, не менее известном стихотворении «Огонь» А. Т.Твардовский сравнивает войну с огнем. Огонь войны - всенародное бедствие:
И кто из пламени бежал
В те месяцы лихие,
Тот думать мог, что этот жар
Смертелен для России.[8]
Но Россия в огне была жива, в войне права. Народ обрел свою мощь в борьбе. И уже не горестное отступление, а победное шествие изображает автор:
Праздник свят и величав.
В огне полки сменяя,
Огонь врага огнем поправ,
Идет страна родная.
Ее святой, великий труд,
Ее немые муки
Прославят и превознесут
Благоговейно внуки.[8]
Шли годы, война давно закончилась, но боль от ощущения потерь не уходила. Чем лучше становилась жизнь, тем острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это ценой своей жизни. Своими послевоенными произведениями Твардовский каждый раз напоминал о тех, кто погиб, о тех, кто выжил, отстаивая будущее своей Родины. И чувство вины за то, что он жив, никогда не покидало поэта:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же…[8]
Заключение
В заключении хочу сказать, что время не властно над нашей памятью. Поэзия А.Т. Твардовского заставила меня задуматься об ответственности перед будущим. Мир не должен забывать ужасов войны, разлуку, страдания, смерть миллионов. Это стало бы преступлением перед прошлыми и перед будущими поколениями. Мы обязаны помнить о войне, о героизме и мужестве людей, прошедших ее дорогами. Эта тема сложна и многообразна, и она неисчерпаема. Эта тема нужна нам, потому что мы должны знать правду. «Сущую правду» – святую правду о героической истории нашей Родины, наших отцов и дедов. Итогом моих наблюдений и исследований стал небольшой проект, в процессе работы над которым я многое узнал о «правде сущей» на войне. Узнал благодаря творчеству поэта А.Т.Твардовского. Узнал благодаря священной памяти о Великой войне и Великой Победе. Моя работа может иметь практическое применение: это использование данных материалов на уроках литературы и истории, а также и при самообразовании. В процессе работы над рефератом я прочитал и самостоятельно изучил много книг и статей о А.Т.Твардовском, познакомился со стихами поэта и поэмой «Василий Теркин», лишь главы из которой мы рассматривали на уроках литературы и, конечно же, узнал многое о войне. Список прочитанных книг я поместил в конце реферата. Помог мне в работе и компьютер, без которого сегодня никак нельзя обойтись.
Список использованной литературы
1. В.И.Даль Толковый словарь русского языка. Современная версия для школьников. – Москва , «Эксмо», 2008г.- 688 с.
2.Советский энциклопедический словарь. – Москва, «Советская энциклопедия», 1981 г.- 18240 с.
3.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. – Москва, «Азбуковник», 2001 г.- 940 с.
4.С. Е. Тимофеев. Словарь литературоведческих терминов. – Москва, «Просвещение», 1974 г.- 509 с.
5.Д. Н. Ушаков. Орфографический словарь. – Москва, «ГИС», 1995 г.- 320 с.
6. Большая Советская энциклопедия. - Москва, «Советская энциклопедия», 1976 г.- 526 с.
7. Детская энциклопедия. – Москва, «Академия педагогических наук», 1961 г.- 543с.
А.Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. Стихотворения и поэмы. – Москва, « Просвещение », 1983 г.- 864 с.
А.Т. Твардовский. Василий Теркин. Военная лирика. – Москва, «Военное издательство Министерства обороны СССР», 1966 г.- 448 с.
А.Т.Твардовский. Статьи и заметки о литературе. – Москва, «Просвещение» ,1961 г.- 292 с.
11. А.А Мигунов. Лирика и эпос Твардовского. – Москва, «Просвещение», 1983 г.- 322 с.
12. «Нева». - Литературный журнал для семейного чтения, 2005 г., №7.- 72 с.