СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по творчеству Френсис Бёрнетт

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по творчеству Френсис Бёрнетт»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя образовательная школа №3 г. Свирск”









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

На тему «Творчество Френсис Бёрнетт - лаборатория фантазии.

«Таинственный сад» - роман о том, как расцветает душа.»

По предмету литература








Ученицы 8 “А” класса

Сожигаевой Евгении Сергеевны

Руководитель проекта: учитель литературы

Белобородова Людмила Геннадьевна



г. Свирск, 2024 г.


Оглавление

Введение………………………………………………………………………......

3

Основная часть……………………………………………………………………

4

Глава 1. Биография Фрэнсис Бернетт…………………………………………


1.1 Ранние годы………………………………………………………………......

4

1.2 Начало писательской карьеры………………………………………………

4

1.3 Годы зрелости……………………………………………………………......

5

1.4 Популярные произведения……………………………………………….....

5

1.5 Особенности творчества Бернетт и ее писательская манера…………......

6

Глава 2. «Таинственный сад»…………………………………………………...


2.1 Сюжет рассказа………………………………………………………………

7

2.2 Художник иллюстратор…………………………………………………......

10

Глава 3. Практическая часть…………………………………………………….


3.1 Макет сада……………………………………………………………………

12

Заключение………………………………………………………………………

13

Список использованной литературы…………………………………………..

14

Приложения……………………………………………………………………..














Введение

Актуальность: Роман «Таинственный сад» очень актуален как сегодня, так и в прошлом. Он напоминает нам о важности внутреннего роста и преодолении трудностей. В современном мире, где мы часто забываем о красоте и магии, это история, которая призывает нас снова открывать двери в наше воображение и переживать настоящую жизнь с полной мерой.

Творчество Френсис Бёрнетт - настоящая лаборатория фантазии, в которой каждый из нас может найти собственный секретный сад. Ведь где бы мы ни были, в наших сердцах всегда есть место для возрождения и фантазии, так и для неограниченного воображения Френсис Бёрнетт.

Цели: изучить творчество Фрэнсис Бёрнетт.

Задачи:

  • Анализ произведения «Таинственный сад»

  • Изучить как строилась творческая судьба Фрэнсис Бернетт

  • Понять, как влияет книга “Таинственный сад” на человека

Практическая значимость:

Материалы проекта впоследствии могут использоваться на уроках литературы, а также в организации занятий внеурочной деятельности.

Ход работы:

  • Определение темы

  • Поиск информации по теме

  • Работа с материалами

  • Защита проекта







Основная часть

Глава 1. Биография Фрэнсис Бернетт.

    1. Ранние годы.

Фрэнсис Элиза Ходжсон родилась 24 ноября 1849 г. в Манчестере (Великобритания). Когда ей было всего три года, умер ее отец. Мать девочки оказалась с пятью детьми на грани разорения. Для того чтобы хоть как-то поправить свое положение, она занялась делами мужа сама. И поначалу ей сопутствовал успех. Фрэнсис подросла и стала учиться в маленькой частной школе, где быстро нашла подруг и главное увлечение своей жизни — чтение. Очень скоро девочка поняла, что может не только читать чужие истории, но и придумывать свои. Поначалу сказки рассказывались подругам, которые обожали Фрэнсис за её воображение. А затем будущая писательница стала фиксировать свои идеи в тетради. Самым любимым местом для прогулок юной Фрэнсис был красочный сад. Девочка играла в нем, читала книги и вдохновлялась природой. Этот сад запомнился ей на всю жизнь и был увековечен в романах.

    1. Начало писательской карьеры.

Несмотря на первые успехи, дела у семьи Ходжсон становились все хуже. Тогда было решено использовать последний шанс и отправиться туда, где каждому давалась надежда на лучшую жизнь, в Америку. Но была проблема, в стране был кризис. И из-за этого совсем не было работы. И если братья еще могли на что-то надеяться, то вот вакансий для девушек не было. Фрэнсис решила посвятить себя тому, что ей всегда нравилось. Она стала писать и рассылать свои произведения в различные журналы. Впервые её опубликовали в дамском издании. Затем наступил период отказов. Чтобы повысить свои шансы быть изданной, Фрэнсис взяла мужской псевдоним. Жизнь изменилась и стала сложнее после того, как умерла мать. В свои 18 лет Фрэнсис пришлось взять на себя заботу о семье. Спустя пять лет после страшного события девушка вышла замуж за доктора Свана Бернетта и взяла его фамилию. В этом браке Фрэнсис родила двоих сыновей. Доктор Бернетт был литературным агентом своей жены и помогал ей вести дела.

Однако брак не был счастливым. Он распался в 1898 году.

    1. Годы зрелости.

Спустя два года Фрэнсис Бернетт снова вышла замуж. Но второй брак продержался и того меньше - два года. Отчасти это случилось и потому, что писательница начала жить на две страны. В США был её дом, но её неумолимо тянуло в Великобританию, где прошло детство. Фрэнсис устраивала встречи со своими читателями по обе стороны океана, подпитывалась вдохновением, гуляя по знакомым с детства местам, и отражала красоты Великобритании в своих романах. Чуть позже Фрэнсис Бернетт получила гражданство США и с тех пор не покидала эту страну. Там она написала свои последние произведения. Фрэнсис Элиза Бернетт умерла 29 октября 1924 года в Нью-Йорке и была похоронена рядом со своей семьей.

    1. Популярные произведения

«Маленький лорд Фаунтлерой». Этот роман рассказывает историю мальчика по имени Седрик Эррол, который внезапно узнает, что он наследник знатного английского титула. Седрик переезжает в Англию, где сталкивается с жестокостью и предубеждением, но благодаря своей доброте и щедрости он меняет сердца людей вокруг себя

Маленькая принцесса". Это произведение рассказывает о Саре Кру - девочке из богатой семьи. Для неё покупают всё самое лучшее. Но внезапно роскошная жизнь маленькой Сары заканчивается, и начинается новая, полная страданий и лишений. Но Сара Кру - благородная девочка с добрым и любящим сердцем - мужественно и терпеливо справляется с трудностями, выпавшими на её долю.

Исчезнувший принц” О чём мечтают мальчишки всех времён и народов? Разумеется, о путешествиях! И конечно же о яростных схватках, об освобождении обиженных, об установлении справедливости на всём свете. Элиза Френсис Бёрнетт написала книгу о двух пареньках, у которых все эти мечты осуществились. Они бесстрашно кочуют из страны в страну по всей Европе, участвуют в бесчисленных приключениях и встают в ряды восставшего народа страны Самавии.

1.5. Особенности творчества Бернетт и ее писательская манера

Одной из важнейших особенностей творчества Бернетт является ее способность создавать глубоко эмоциональные и реалистичные образы. Ее персонажи — это дети, которые подают пример и учат юных читателей на своих ошибках. Френсис Бернетт словно волшебница, способная передать каждую мысль и эмоцию своих героев с невероятной точностью. Она, в своих книгах, размышляет на самые разнообразные темы, такие как семейные ценности, дружба, самоутверждение, приключения и трудности взросления. Френсис Бернетт исследует эти темы с глубиной и интересом, оставляя у читателя яркие впечатления на всю жизнь.

Кроме того, характерные черты писательского стиля Бернетт включают в себя постоянную заботу о деталях и яркую художественную метафорику. Она подробно описывает окружающий мир, создавая живописные картинки и неповторимые образы. Она настолько чувствовала атмосферу в написание произведений, что читатель погружается в историю полностью и не может оторваться от чтения.

В итоге творчество Фрэнсис Элизы Бёрнетт — это шедевр литературы, который западает навсегда в души ее читателей. Ее особенности включают создание эмоциональных и реалистичных образов, владение искусством слова, широкое тематическое разнообразие и внимание к деталям.


Глава 2. «Таинственный сад» 2.1. Сюжет рассказа

Главная героиня романа – Мэри Леннокс, дочь англичан, живущих в Индии. Она не нужна своим родителям. Совершенно и бесповоротно, ни капельки не нужна. Ее отец занят службой и своими болезнями, мать – нарядами и балами. И девочка – вялая, некрасивая и «кислая» – капризничает, тиранит слуг и растет совершенной мизантропкой. И никому не приходит в голову, что ей просто не хватает любви – ее не обнимают, не целуют, не слушают, не играют с ней. Она никому не интересна. И это «воспитание» дает свои плоды: Мэри Леннокс ненавидит всех и вся.

Единственное, что привлекает ее, – пересыпать песок, делая «клумбы понарошку». Позже окажется, что это было не пустое занятие, а стремление сердца. А потом случается холера, и все в доме, кроме Мэри, погибают. Фактически ее спасло равнодушие родителей и слуг: никто даже не вспомнил о ней, никто не пришел к девочке. И вот долгий путь на корабле в Англию, и вечная злость на всех и вся, и ни капельки сожаления о потерянных родителях.

Этот маленький несчастный ребенок вызывает в окружающих только раздражение. Она живет у пастора некоторое время, пока Мэри не отвезут к ее единственному родственнику. Дети пастора называют ее «Мэри-всё наоборот», и взрослые прямо при ней обсуждают, какая бледная, некрасивая эта девочка, поразительно, ведь мать была красавицей. Никто не догадывается, что красота – это тоже плод любви, которой нет в жизни Мэри.

И вот имение дяди, который не хочет ее видеть, чопорная экономка, запрещающая покидать две отведенные девочке комнаты, сумрачная зимняя пустошь до горизонта, отсутствие каких бы то ни было развлечений, игрушек. Кажется – это финал, по крайней мере в жизни частенько случается именно так. Откуда взяться любви и свету в жизни девочки, которую никто не любит и которая ненавидит весь мир?

И вот здесь начинается чудо. И начинается оно с самой обыденной ситуации: Мэри открывает глаза, а у нее в комнате убирается веселая рыжеволосая Марта, которая говорит, смешно коверкая слова на йоркширский манер.

Удивительно, как в Марте сочетается бойкость, спокойное сопротивление капризам Мэри и сострадание к ней. Все выпады девочки, даже откровенная грубость разбиваются о стену добродушного спокойствия Марты. Но как только Мэри оказывается готовой к диалогу, Марта готова сделать для нее всё возможное. Такая интуитивная, мудрая народная педагогика.

Да и может ли быть иначе, если девушка выросла в крестьянской семье, где – ни много ни мало – двенадцать ребят. Недаром она постоянно ссылается на авторитет своей матушки и утверждает, что человек, родивший столько детей, знает всё на свете.

С Мартой связано еще два интересных момента. Во-первых, у нее есть брат, двенадцатилетний Дикон, который позже станет другом Мэри. Это удивительный мальчик, который вокруг себя распространяет любовь. Ему послушны и цветы, и звери, и птицы. Для Мэри это будет своего рода идеал и путеводитель: он поможет ей не только сажать семена и вскапывать землю, но и раскрыть свое сердце миру, любви и чудесам.

А еще Марта с восторгом говорит о пустоши. Негодующая Мэри не понимает, что может быть красивого в этой голой степи. Но Марта описывает весеннее цветение вереска, медовые ароматы, пони, кроликов, птиц, живущих в степи. Она подчеркивает, что любит свою землю, и Мэри невольно начинает понимать: такая пылкая любовь не случайна. Она начинает внимательнее и прилежнее всматриваться.

Так Мэри получает первые уроки любви. Так выясняется, что потакание ее капризам, бесконечное угождение ей индийских слуг – не любовь вовсе, скорее наоборот. Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. А в капризах Мэри была большим специалистом.

В доме дяди нечем играть, и девочка поневоле отправляется в сад. Там всё серо и блекло, на исходе зима. Но вот еще одна примета любви, еще один ее импульс, который будит сердце Мэри, – любопытная малиновка, с которой ведет беседы старый садовник. Так выясняется, что есть вещи, не имеющие прямого отношения к удовлетворению потребностей девочки, но они могут вызывать радость и прогонять уныние.

Приводить здесь историю самого Таинственного сада нет смысла. Важно лишь то, что Мэри попадает туда. Она ни разу в жизни не работала с землей, но интуитивно понимает, что важно освободить пробуждающиеся ростки, и она полет и рыхлит землю. Девочка оказывает любовь, хотя по отношению к ней этого практически никто не делает. И ей становится хорошо.

А потом, как в истинном английском романе, она идет ночью по темному коридору на таинственные всхлипывания и обнаруживает скрытый портьерой вход в комнату, где бьется в слезах на кровати мальчик, ее ровесник. Это сын хозяина, Колин. Это мальчик, которого никто не любит, который никому не нужен, и прежде всего собственному отцу. И этот больной избалованный мальчик ненавидит всех, а все терпеть не могут его.

Знакомо? В первую очередь это знакомо самой Мэри. Девочка словно бы видит себя в Колине. Ее не трогают истерики, а он поражен тем, что маленькая гостья его не боится. Так завязывается дружба.

Наверное, в жизни так не бывает. Наверное, дети, которых никто не любит, не могут так быстро измениться. Впрочем, они сумели главное: высвободить все нерастраченные силы любви из своей души и обратить их на исцеление Колина.

И вот мальчик уже в Таинственном саду, и вот он встает с кресла и делает первые шаги при помощи Дикона и Мэри, а вокруг них, словно в Эдемском саду, скачут ручные звери и летают птицы. И они вместе ухаживают за садом и призывают волшебство.

Колин верит, что есть особая сила, которая поможет ему окончательно выздороветь. Он называет ее волшебством, потому что не умеет иначе, не знает, что это. Но ему подсказывает старый садовник. Он вспоминает, как поют славословие в церкви, и Колин соглашается: да, это то, что мне нужно, именно это я и хотел сказать. Не зная Бога, не зная Его имени и не умея молиться, мальчик обращался именно к Нему.

Финал романа – это триумф любви. Ожил заброшенный Таинственный сад, он благоухает цветами и окутан розами. Колин не просто ходит – он бегает, он стал обычным здоровым мальчиком с отличным аппетитом. И однажды в сад входит его отец, и видит сына, и происходит их трогательное воссоединение. А сама Мэри Ленокс не просто приобрела друзей и полюбила мир – она стала красавицей. Так подействовала на нее здоровая и активная деревенская жизнь, а самое главное – любовь. И не только, не столько та, которую дарили ей, сколько та, которую оказывала окружающим сама девочка.

Произведения Френсис Бёрнетт хороши тем, что они не взяты, как говорится, из головы. Это не измышления салонной дамы, это ее наблюдения на протяжении жизни в Англии и Америке. Она жила бок о бок с бедняками, она видела, как бывают, счастливы люди без гроша в кармане и в какой порой тупик заводят себя те, у кого есть всё, что ни пожелаешь. Поэтому «Таинственный сад» – правдивая книга. А если еще учесть, что у нее захватывающий сюжет, прекрасный слог и открытый финал – признак истинно художественный, – ее с удовольствием прочитают и взрослые, и дети.

2.2 Художник иллюстратор

Ионайтис Ольга Ромуальдовна - очень талантливая художница, которая иллюстрирует детские книги, журналы и т.д. Она проиллюстрировала

серию детских книг о Москве, (см. Приложение 1).Произведение П. Бажова «Серебряное копытце» (см. Приложение 2).А так же произведение

«Таинственный сад» (см. Приложение 3). За эти прекрасные иллюстрации к книге Бёрнетт президиум Российской Академии Художеств наградил ее Серебряной медалью Академии «Достойному». Иллюстрации Ольги отличаются детализацией и красочностью. В книге Фрэнсис Бёрнетт мне понравился не только сюжет, но и рукописи.























Глава 3. Практическая часть

3.1.Макет сада

Прочитав книгу я заметила, на сколько красочно и виртуозно Фрэнсис описала сад Мери. Я влюбилась в этот сад. Так же мое воображение поддержали иллюстрации в этой книге. Они очень точно и детально передали мои представлении о саде. Вдохновившись всем этим, я решила создать что-то свое и сделала прекрасный макет сада (см. Приложение 4)























Заключение

В ходе своего проекта я изучила биографию Френсис Бернетт и узнала больше о ее жизни. Также я более подробно изучила роман «Таинственный сад» и поняла то, как он влияет на человека. При прочтении произведения ты погружаешься в атмосферу и как будто проживаешь все события с главными героями. Когда я прочла это произведение, моя душа «расцвела», как и Мери. У меня возникли трудности с нахождений некоторой информации. А все остальное мне далось легко и просто.


Список использованной литературы

1.Фрэнсис Элиза Бернетт «Таинственный сад»

Интернет ресурсы:

  1. Фрэнсис Бернетт: биография и творчество (fb.ru)

  2. Frances Hodgson Burnett - Wikipedia (turbopages.org)

  3. КНИГА 1: ТАИНСТВЕННЫЙ САД; ОПИСАНИЕ; ИСТОРИЯ; СЮЖЕТ; ОГЛАВЛЕНИЕ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников


Приложение 1 INCLUDEPICTURE "https://prodetlit.ru/images/thumb/3/30/Olga-Ionajtis-Progulki_%281%29.jpg/800px-Olga-Ionajtis-Progulki_%281%29.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://prodetlit.ru/images/thumb/3/30/Olga-Ionajtis-Progulki_%281%29.jpg/800px-Olga-Ionajtis-Progulki_%281%29.jpg" \* MERGEFORMATINET

Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4




















23