Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: Права ребёнка. Почему необходимо защищать детство?
Выполнил
ученик 10 класса:
Володин Д. В.
Руководитель проекта:
Куликов А. А.
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2021 г
Паспорт проекта
Название проекта: Права ребёнка. Почему необходимо защищать детство?
Руководитель проекта: Куликов А. А.
Автор проекта: Володин Дмитрий, ученик 10 класса
Учебная дисциплина: Обществознание
Тип проекта: Социальный
Цель работы: Мне необходимо выяснить у учащихся 6-х классов о их знаниях на счёт своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.
Задачи работы:
Изучить содержание Конвенции о правах ребенка.
Провести анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты.
Выяснить, какие организации могут помочь подростку в защите своих прав.
Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Провести тематический классный час по данному вопросу.
Вопрос проекта: Хорошо-ли дети знают свои права?
Краткое содержание проекта: Проект знакомит нас с основными законами Конвенции ООН о правах ребёнка. На материалах документа проводится тестирование учащихся 6-х классов нашей школы, и выявляется уровень знания прав детей.
Результат проекта (продукт): Разработка презентации на тему: ,,Права ребёнка. Почему необходимо защищать детство”
Реализация проекта (для 6 класса): Проведение классного часа с 6 классом
Индивидуальный план выполнения проекта.
Таблица 1
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | | | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ | | | |
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | | | |
Оформления записки, плакатов и др. | | | |
Итог | Достигнутый результат | | | |
Оформление | | | |
Защита | | | | |
Оглавление
В в е д е н и е 5
Теоретическая часть 7
КОНВЕНЦИЯ ООН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» 7
Краткая редакция Конвенции о правах ребенка (некоторые статьи) 9
Практическая часть 11
Анкеты для учащихся 6-х классов по выявлению уровня знаний своих прав и способов и их защиты 11
Заключение 13
Список литературы: 14
Приложение 1 15
В в е д е н и е Детство – счастливая, завидная пора для взрослых. Для детей это время сложное, порой они сталкиваются с такими проблемами, которые не в состоянии решить без помощи взрослых. Не всегда эта помощь носит положительный результат. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права. Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.
Актуальность Мысли о этой ситуации подвели меня к такому вопросу: «Права ребенка: выдумка или реальность?»
Цель работы. Мне необходимо выяснить у учащихся 6-х классов о их знаниях на счёт своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.
Задачи исследования:
Изучить содержание Конвенции о правах ребенка.
Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Провести анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты.
Провести тематический классный час по данному вопросу.
Объект исследования: учащиеся 6-х классов
Предмет исследования: права ребёнка
5
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы по теме
Знакомство с правовыми документами, в т.ч. Конвенцией ООН о правах ребенка
Анкетирование учащихся и аналитика полученных результатов
Консультации, сбор справочной информации для составления памятки учащимся
Теоретическая значимость данной учебно-исследовательской работы состоит в обобщении материала по данной теме и его анализе.
Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания к теме в том, чтобы дать возможность школьникам лучше узнать свои права, а также узнать, как защитить их.
6
Теоретическая часть КОНВЕНЦИЯ ООН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции
Считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека,
7
в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, (ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения), ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем:
8
Краткая редакция Конвенции о правах ребенка (некоторые статьи)
Статья 1 Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2 Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.
Статья 4 Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статья 6 Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7 Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8 Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9 Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 18 Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Статья 19 Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
9
Статья 27 Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 29 Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31 Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32 Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
Статья 33 Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 34 Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35 Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 36 Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
Статья 37 Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Статья 38 Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
Статья 41 Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
Статьи 46-54 Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.
10
Практическая часть Анкеты для учащихся 6-х классов по выявлению уровня знаний своих прав и способов и их защиты
ВОПРОСЫ
1. ООН – это А) Объединение Организованных Нации Б) Организация Объединенных Наций
В) Орган Объединенных Наций
2. Какова цель ООН? а) защита прав человека б) проведение олимпийских игр в) наказание уголовных преступников
3. В каком документе изложены права ребенка? а) в уголовно-процессуальном Кодексе б) в Конституции РК в) в Конвенции о правах ребенка
4. ООН считает человека ребенком от рождения до…? а) до 16 лет б) до 14 лет в) до 18 лет
11
5. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан? а) председатель правительства; б) президент; в) Аким
6. Забота о детях является естественным правом? а) родителей; б)государства; в)народа
7. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) родители; б) государство; в) президент
Ответы для организатора: 1) б 2) а 3) в 4) в 5) б 6) а 7) а
Анкетирование было проведено на базе севской средней школы №2. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 6 ,,а” класса. Им была представлена анкета для тестирования.
После проведения тестирования, стало понятно,что ученики имеют поверхностные знания о законах и их правах,как детей и участников общественной жизни.
12
Заключение В процессе работы над проектом, я сам ознакомился с Конвенцией ООН «О правах ребёнка», пополнил свои знания о законах детей, которыми они могут пользоваться.
В своё работе я ставил цель: выявить уровень знания своих прав у учеников 6-х классов, и дать им новую полезную информацию по данной теме. Я выбрал эту цель, потому что одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.
Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.
13
Список литературы: 1. Статья из: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2. Статья из: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/01/09/kratkoe-soderzhanie-konventsii-o-pravah-rebyonka
3. Статья из: https://www.samregion.ru/uncategorized/kratkaya-redaktsiya-konventsii-o-pravah-rebenka/
4. Статья из: https://www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-rights-of-the-child
14
Приложение 1
Анкеты для учащихся 6-х классов по выявлению уровня знаний своих прав и способов и их защиты
ВОПРОСЫ
1. ООН – это А) Объединение Организованных Нации Б) Организация Объединенных Наций
В) Орган Объединенных Наций
2. Какова цель ООН? а) защита прав человека б) проведение олимпийских игр в) наказание уголовных преступников
3. В каком документе изложены права ребенка? а) в уголовно-процессуальном Кодексе б) в Конституции РК в) в Конвенции о правах ребенка
4.ООН считает человека ребенком от рождения до…? а) до 16 лет б) до 14 лет в) до 18 лет
5. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан? а) председатель правительства; б) президент; в) Аким
6. Забота о детях является естественным правом? а) родителей; б) государства; в)народа
7. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? а) родители; б) государство; в) президент
8. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на друзей; б) на государство; в) на родственников
Ответы для организатора: 1) б 2) а 3) в 4) в 5) б 6) а 7) а 8) б
15