СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «SMS как новый речевой жанр»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект, целью которого стало выявление особенностей языка SMS, как новой формы коммуникации. В работе представлен продукт проекта - интеллектуальная карта.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «SMS как новый речевой жанр»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»












Проектная работа

«SMS как новый речевой жанр»







Автор проекта: обучающийся 9 «А» класса

Будников Никита Сергеевич


Руководитель проекта: Мусатова С.Г.,

учитель начальных классов






Еманжелинск, 2021 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. Речевые жанры ………………………………………………..

    1. Понятие «речевые жанры».

    2. Классификация речевых жанров

ГЛАВА 2. Современные технические средства и их возможности.

2.1. Функции мобильного телефона

2.2. Что такое ««SMS»?

2.3. История развития SMS-сообщений.

2.4. Влияние SMS на развитие коммуникации.

ГЛАВА 3. Характерные признаки SMS-сообщений, как нового речевого жанра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Мобильный телефон стал неотъемлемой частью современной жизни и доступным техническим средством, с помощью которого осуществляется общение удаленных друг от друга людей.

Одна из функций мобильного телефона – SMS-сообщения. Широкое распространение SMS-общения продиктовано стремительностью течения современной жизни. Предпочтение отдаётся виртуальному, краткому общению в ущерб длительной, неспешной беседе в реальности. Как это ни странно, но живое письмо в бумажном варианте уступает первенство сухим SMS-«письмам».

В ходе исследования была разработана анкета – опросник для обучающихся нашей школы и их родных, проведено и проанализировано 40 анкет.

В связи с тем, что SMS - общение пользуется огромной популярностью, оно стало предметом изучения.

Объектом исследования выступают SMS-сообщения, как новый речевой жанр.

Гипотеза: если SMS-сообщения - речевой жанр, то они должны обладать своими характерными особенностями и стилистическими признаками.

Цель: выявление особенностей языка SMS, как новой формы коммуникации.

Задачи:

  1. Познакомиться с классификацией речевых жанров и их особенностями.

  2. Найти информацию в научной, учебной и справочной литературе на предмет соотнесения каждого жанра с определенной сферой человеческой деятельности.

  3. Познакомиться с историей развития SMS-сообщений и их возможностями.

  4. Узнать, чем привлекает данный вид общения людей разного возраста.

  5. Доказать, что SMS как речевой жанр имеет право на существование.

  6. Создать интеллектуальную карту

Тип проекта: исследовательский





































ГЛАВА 1

    1. Речевые жанры.

Попробуем разобраться, что такое речевой жанр? Обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова. С.И. и Шведовой Н.Ю.

Жанр, - а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре [1].

Понятие «речевой жанр» в данном словаре отсутствует.

В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой О.С. находим следующее определение: «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют жанрами речи» [2].

Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.

    1. Классификация речевых жанров

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.

Я представлю характеристику лишь некоторых, наиболее соответствующих моему исследованию.

1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

2. Разговор. По целям общения различаются:

а) информативный разговор;

б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);

в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.

3. Спор. Спор — это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.

Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций. Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласие. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов.

В бытовых спорах при стратегии примирения позиций уместна тактика изменения темы: например, высказывание типа: Давайте лучше о погоде. В любых спорных ситуациях к партнерам следует относиться уважительно, смотреть как на равных себе.











































ГЛАВА 2. Современные технические средства и их возможности.

2.1 Технический и технологический прогресс привел к внедрению в наш повседневный и профессиональный обиход новых средств коммуникации. Одно из них – телефон, обладающий огромным количеством полезных функций. Одна из них – SMS сообщения.

2.2 Что такое SMS?

Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. В Интернете дано такое определение:

SMS (Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.

Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов.

SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором. С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое. Можно подписаться на рассылки с курсом валют, погодой и т. п.

Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS). Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей, используя специальные программы. В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами. По данным Ассоциации GSM, первое сообщение SMS было отправлено с персонального компьютера на телефон Vodafone в Великобритании в декабре 1992 года.

2.3. История развития SMS-сообщений.

Начиналось все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.

Однако после об этой новой технологии забыли на целых 8 лет. И лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. SMS-ке всего 29 лет, но она уже крепко успела обосноваться в нашей жизни.

Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел — зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону?

2.4 Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы. [3]

2.5 Я попытаюсь доказать, что SMS как речевой жанр со своими характерными особенностям и стилистическими признаками имеет право на существование.

Лингвистами выявлено, что характерными признаками речевого жанра являются:

- дистанционность и скорость

- информативность

- монологичность и диалогичность

- языковые особенности

- неформальный характер

- интонирование

- нелинейность во времени (исправлять, дописывать)

- обусловленность ситуацией общения

Рассматривая каждый из признаков отдельно, можно увидеть, что:

1. SMS-сообщения передаются на дальние расстояния и в течение очень короткого времени. (Приводимые в качестве примера сообщения взяты с разрешения людей, участвующих в опросе)

Зайди в ВК! Пообщаемся!

2. Конечно, главная задача SMS донести информацию.

Завтра учимся с 8-40!!!

3. Часто SMS-ки пишут в диалогичной форме

- Я в спорткомплексе, жду тебя!

- Уже рядом, скоро буду!

Но нередко они пишутся как монологическое высказывание

Давно не виделись, давай пересечёмся!

4. SMS-ки по сути своей есть короткие сообщения, но с целью экономии места, стремлению выдать максимум информации, используются своеобразные сокращения, совмещение русских и английских слов, свойственные только такому типу связи и, к сожалению, проникающие не только в разговорную, но и письменную речь молодых людей. Один из признаков SMS - отсутствие знаков препинания, предлогов, что сближает стиль сообщения с телеграммой.

Прив…кадела:)

го домой

5. SMS-ки носят неформальный характер. Это подтверждается особыми сокращениями, которые иногда используются и как нарочитые для подчёркивания неформального характера сообщения.

Чёто дубак ща греца буду

6. Интонирование играет важную роль в SMS-сообщении. Невозможность передать чувства голосом заменяется знаками препинания: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки призваны служить передатчиком сложного эмоционального состояния респондента

ВАУ!!!!!!!!!!!!! Хны((((((((((((((((( Ну????? А???? Да ну…

7. Определенная ситуация общения.

SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент, когда происходит данное действие или событие. Как мне кажется, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.

Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.

Просьба: Позвони мне, пожалуйста. Очень жду.

Признание: Мамочка, я тебя люблю.

8. Смайлы

В свое статье Н.С.Васин пишет, что переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, поэтому они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В SMS-общении этот недостаток компенсируется «смайликами». Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя довольно далекий от реального общения.

Смайлы – неотъемлемая часть SMS-сообщений. Чаще всего они выполняют особую роль: они служат для передачи эмоций, являются индикатором настроения.

Предлагаемые смайлики используются большинством людей. Как мне кажется, передают всю гамму человеческих чувств

:-) – улыбаюсь

;-) – улыбаюсь и подмигиваю

:-I – мне все равно

:-Р – вот тебе (показываю язык)

:-D – громко смеюсь

:-Х – молчок

:-C -зеваю

:-i – усмехаюсь

8-) – я в очках

:-~) – я замерз

:,-) плачу от счастья

9. Нелинейность во времени.

SMS-сообщения нелинейны во времени, так как их можно переписывать, исправлять, дописывать.





























Заключение

На основе перечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения – это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры.

Более того, совсем недавно появилась новая наука – моциология (mosociology, mobilesociology), изучающая различные социокультурные аспекты этого вида коммуникации; а известный британский лингвист Д. Кристал полагает, что в ближайшем будущем может появиться отдельная отрасль лингвистики - «cellinguistics» - нацеленная на изучение языковых аспектов СМС-сообщений. [4]

Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует подъязык SMS-сообщений, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких тестовых сообщений. Язык СМС- сообщений - активно развивающаяся динамическая система.























Список литературы


  1. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.

  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская

энциклопедия», 1969.- 608 с.

  1. Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

  2. Капустин А.С. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМС-СООБЩЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НОВЫХ ЖАНРОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 685-687;)

  3. Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).

  4. Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – (http:/www.molodoy.gorny. ru).

  5. Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.

  6. «SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).

  7. Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– (http://lib.socio.msu.ru.).







Приложение 1

Вопросы анкетирования

Цель анкетирования: выявление общественного мнения о SMS сообщениях

  1. Используя телефон для общения, чему отдаёшь предпочтение? (нужное подчеркни):

  • SMS сообщениям;

  • Голосовому сообщению;

  • Личному звонку.

  1. Как часто пользуешься SMS сообщениями? (нужное подчеркни):

  • Часто;

  • Редко;

  • Никогда.

  1. Почему вы пользуетесь SMS сообщениями?

  2. Используете ли вы SMS сообщения для общения с классным руководителем, семьей, друзьями (нужное подчеркнуть)?

  3. Используете ли в своих SMS сообщениях графические изображения (эмодзи)?

  4. Пользуешься ли ты сокращениями слов при передаче информации собеседнику посредством SMS сообщений?

  5. Считаешь ли уместными такие сокращения в других жанрах речи, например, в сочинении?

  6. Всегда ли понятны условные сокращения, используемые во время переписки?

  7. О чем чаще всего Ваше SMS сообщение? (нужное подчеркнуть)

- срочная информация;

- поздравления;

- обмен мнениями;

- любовная переписка;

- заказ товаров;

- знакомства;

- новости;

- другое (допиши).









































Приложение 2

Результаты анкетирования























































Приложение 3

Памятка написания SMS сообщений

  • Не используй жаргонизмы, просторечия, прозвища, обидные для адресата слова. Подбирайте корректные слова.

  • Грамотно оформляй свои мысли, соблюдая языковые нормы, используя символы, словарь Т9, допустимые сокращения;

  • Используй слова этикета;

  • Старайтесь не сокращать слова, не оставляйте один-два слога, которые не всегда помогут без труда угадать слово;

  • Сокращайте при помощи цифр;

  • Старайтесь реже использовать популярные английские акронимы.

  • Обязательно подписывайтесь;

  • Передать свои чувства, переживания, ощущения можно с помощью картинок, аудиоэффектов, мелодий, анимации, смайликов.

  • Проверяйте написанное;

  • Соблюдайте правила речевого этикета;

  • Отвечайте сразу.

  • Откажитесь от использования мобильного телефона в публичных местах.

















Приложение 4

Интеллектуальная карта