МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»
АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
Республиканский смотр проектов
«Физическая культура и спорт – норма здорового образа жизни»
ПРОЕКТ
по формированию ценностных установок на
здоровый образ жизни у детей и молодежи
«ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИТЬ, ЕГО ЛУЧШЕ УКРЕПИТЬ»
(Для муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений)
Автор-составитель:
Зюзя Наталья Анатольевна, учитель физической культуры
МБОУ «Ульяновская школа» Амвросиевского района
с. Ульяновское
Методический паспорт проекта.
1. Название проекта:
«Здоровье не купить, его лучше укрепить».
2. Нормативно – правовая база:
Закон об образовании Донецкой Народной Республики;
Указ Главы Донецкой Народной Республики № 60 от 01.03.2019 года «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни и профилактики заболевании в Донецкой Народной Республике на период до 2025 года».
3. Ф.И.О. разработчика:
Зюзя Наталья Анатольевна, учитель физической культуры.
4. Образовательное учреждение:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ульяновская школа» Амвросиевского района.
5. Участники проекта:
учащиеся 2-11классов.
6. Количество участников:
36 учащихся.
7. Время работы проекта:
краткосрочный (один месяц).
8. Сроки реализации проекта:
14.11.2022– 16.12.2022 г.
9. Проблемная ситуация:
приобщение обучающихся к здоровому образу жизни.
10. Проблема проекта:
повышение числа заболеваемости среди школьников, не стремление к ведению и соблюдению здорового образа жизни.
11. Цель проекта:
воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
12. Задачи проекта:
заинтересовать детей к сохранению и укреплению физического здоровья, сознательной заботы о нём;
совершенствовать физические способности в совместной двигательной
деятельности детей;
создание зоны отдыха для улучшения здоровья обучающихся;
расширять знания и навыки по гигиенической культуре.
13. Режим работы:
внеурочный.
14. Ожидаемые результаты:
повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни и формирование готовности его пропагандировать;
повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни;
сформировать знания о несложных приёмах самооздоровления;
вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
снижение уровня заболеваемости в классах, окрепнет здоровье участников проекта;
школа станет центром содействия здоровью.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………5
1.Актуальность……………………………………………………………………..5
2.Описание проектной работы…………………………………………………….7
2.1. Проблематизация………………………………………………………..7
2.2. Целеполагание…………………………………………………………...7
2.3. Показатели……………………………………………………………….7
3.Мероприятия для реализации проекта…………………………………………..8
3.1 Планирование мероприятий……………………………………………..8
3.2. Реализуемые мероприятия……………………………………………...9
4. Заключение………………………………………………………………………18
5. Выводы…………………………………………………………………………...18
6. Список методического материала……………………………………………...19
Приложения………………………………………………………………………...21
Введение.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Известно, что наше здоровье на 10% определяют наши гены, на 20% окружающая среда, в которой мы живём, ещё 10% уровень медицинского обслуживания, а остальные 60% - здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение и привычки человека, помогающие ему сохранить и улучшить здоровье. Заботясь о физическом и ментальном здоровье, человек способен предотвращать разные заболевания, лучше справляться с проблемами, стрессами и наслаждаться жизнью. Ведение здорового образа жизни имеет решающее значение для каждого человека, поскольку обеспечивает хорошее самочувствие и долголетие.
1. Актуальность.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных задач современной школы входит - создание условий образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Если у ребенка не будет здоровья - то не будет и развития. Здоровье- это дар, который нельзя растрачивать попусту, его необходимо сохранять и приумножать, и делать это надо с детства. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”?
Здоровый образ жизни без занятий физической культурой представить невозможно. Физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Физическая активность абсолютно необходима и ребёнку, и взрослому, и пожилому человеку. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры неотъемлемая часть воспитания у детей ведения правильного образа жизни. Физкультура-это систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Именно регулярные занятия физической культурой формируют правильное отношение к своему телу, способствуют активности в различных областях жизнедеятельности учащегося. Регулярные занятия физкультурой, которые входят в режим труда и отдыха, способствуют укреплению здоровья, и повышают эффективность обучения.
Каждому школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, спорта, борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни». Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен мой проект.
2. Описание проектной работы.
2.1. Проблематизация.
Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы образования и других систем. Охрана здоровья детей является приоритетной задачей государственной политики современного общества.
Данный проект создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью, углубит у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье, на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.
2.2. Целеполагание.
Двигательная активность – один из основных факторов, влияющих на здоровье человека. Для сохранения функционального статуса организма движение просто необходимо. Чтобы вести здоровый образ жизни следует уделять физическим упражнениям хотя бы 30 минут в день. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы у ребят формировались потребности в здоровом образе жизни.
При создании проекта я опиралась на следующие принципы:
Физическое и психологическое здоровье неразделимы.
Твое здоровье - в твоих руках.
Весь мир помешан на здоровом образе жизни.
Болеть - накладно и несовременно.
Осознанно вредить своему здоровью - глупо.
2.3. Показатели.
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будут выступать критерии сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни. Основными показателями такого критерия будут служить:
- активизация познавательной деятельности учащихся,
- информированность по теме проекта,
- активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение секций по интересам).
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся после реализации проекта, анализ результатов.
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен. Также проект может быть использован или взят за основу классными руководителями любого класса для организации внеурочной деятельности.
3. Мероприятия для реализации проекта.
Здоровый образ жизни - включает в себя: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек и стресса, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание. Здоровый образ жизни предполагает прежде всего баланс во всём- в работе и отдыхе, в спортивных тренировках. Зажать себя в тиски и поставить жёсткие рамки в одном- не допустимо, нужно найти гармонию между всеми факторами ЗОЖ.
Для реализации поставленной цели использовался комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.
3.1. Планирование мероприятий:
| Дата проведения | Время/место проведения | Мероприятие | Класс |
1 | 21.11.22-16.12.22 | В начале учебного дня (коридор) | Утренняя гимнастика (под музыкальное сопровождение) «Будь спортивным и здоровым!» | 2-11 |
2 | 24.11.22 25.11.22 | После уроков (компьютерный класс) | Серия видео уроков на тему «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение» | 2-5 6-11 |
3 | 21.11.22-16.12.22 | Большая перемена (коридор)- время 10.30-10.55 | Игры на большой перемене «Игра не пустая забава…» | 2-11 |
4 | 30.12.22 | После уроков (спорт.зал) | Соревнования по волейболу «О спорт-ты мир!» | 5-11 |
5 | 28.11.22- 02.12.22 | На протяжении учебных дней | Конкурс «Чистота-залог здоровья» | 2-11 |
6 | 07.12.22 | После уроков (спорт.зал) | Эстафеты «Веселые старты» | 2-5 |
7 | 05.12.22-09.12.22 | На протяжении учебных дней | Конкурс «Режим дня-помощник для меня» | 2-11 |
8 | 21.11.22-16.12.22 | После уроков (школьный двор) | Подвижные игры на свежем воздухе «Организм закаляется, одолевая холод, а характер - решая проблемы» | 2-5 |
9 | 21.11.22-16.12.22 | После уроков (школьный двор) | «Кто спортом занимается, тот многого добивается» - 6-ти минутный вольный бег. | 6-11 |
3.2. Реализуемые мероприятия.
Каждое мероприятие проходит под своим лозунгом.
1.«Будь спортивным и здоровым!»
Теоретическая часть.
Утренняя гимнастика - это прекрасный способ правильно начать свой день. Простые упражнения подходят для людей любого пола и возраста. Для того, чтобы тело оставалось в тонусе, и дольше сохранялись молодость и здоровье, утреннюю гимнастику нужно делать ежедневно.
Что происходит с организмом.
При движениях тела, рук, ног улучшается деятельность сердца и сосудов, нормализуется работа нервной и дыхательной системы. Ежедневные упражнения помогут выработать правильную осанку, помочь позвоночнику. С утра человек не отличается быстротой реакций и активной умственной деятельностью, потому что ночью все эти показатели снижаются для полноценного сна. Гимнастика помогает проснуться, привести себя в рабочее состояние и зарядиться энергией.
Комплекс упражнений поможет избавиться от ощущения разбитости, раздражительности, которые являются следствием недостатка движения, и поднимет настроение.
Для детей утренняя гимнастика также принесет немало пользы:
выработка привычки здорового образа жизни;
бодрость, хорошее настроение на весь день;
укрепление мышц;
улучшение двигательной активности;
полноценность физического развития;
улучшение деятельности мозга.
Даже небольшая, но регулярная физическая нагрузка положительно повлияет на тонус мышц, пищеварительный тракт и кровообращение.
Эффект от гимнастики не заставит себя долго ждать, особенно если постепенно увеличивать нагрузку. Учащиеся будут меньше простужаться, чаще улыбаться, чувствовать позитив и поддерживать все системы организма в отличном состоянии.
Практическая часть.
На протяжении всего проекта, каждый учебный день начинается с утренней гимнастики. Чтобы ребят заинтересовать и привлечь к выполнению упражнений, чтобы не опаздывали на гимнастику:
-проводят гимнастику учащиеся сами (новый учебный день- новый ученик),
- каждый день предлагается новый комплекс упражнений,
-выполнение сопровождается музыкой, которую подготавливают учащиеся самостоятельно.
2. «Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение»
Теоретическая часть.
«Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение»- гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом.
Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) всегда считался губительным для состояния здоровья человека. Его последствие — это ожирение, гипертония, диабет и даже рак. Недавно ученые обнаружили тот факт, что ограничение физической активности является одним из факторов преждевременной смерти. Науке известно, что недостаток движений отрицательно влияет на протекание сложных биохимических и физиологических процессов в нашем организме. При этом резко снижается функция центральной нервной системы. Быстрее наступает утомление. Ребенок становится вялым, рассеянным. Определенные сдвиги происходят в сердечно-сосудистой системе. Снижается деятельность гормонов. При гиподинамии наблюдается ухудшение общего обмена веществ. С возрастом этот процесс еще в большей мере усугубляется. В молодом возрасте появляются жалобы со стороны сердца. Так развиваются заболевания, которых можно было бы избежать.
Только занятия физическими упражнениями и спортом в состоянии обеспечить нормальное питание сердечной мышцы и предохранить детей от многих заболеваний.
Практическая часть.
Просмотр и дискуссия по видео урокам:
- «Как не простыть и беречь здоровье!» Мультфильм про гигиену и здоровый образ жизни.
- «Мы за здоровый образ жизни!»,
- Документальный фильм о здоровом образе жизни.
- «Здоровый образ жизни для полноценной жизни».
3. «Игра, не пустая забава…»
Теоретическая часть.
«Игра, не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В.Менджерицкая.
Подвижные игры помогают развиваться не только физически, но и стимулируют умственную активность, развивают эмоциональную и социальную сторону ребенка. А самое приятное то, что во время игр дети не замечают специального воздействия и быстро усваивают новые навыки. Значение подвижных игр для ребенка сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне.
Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими ребятами. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя.
Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых.
В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение.
Практическая часть.
Каждый день, на большой перемене обучающимся школы предлагается
поиграть в подвижные игры. Учащиеся могут посоветовать, подготовить и самостоятельно провести игры, которые им интересны.
4. «О спорт-ты мир!»
Теоретическая часть.
Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Начинать думать о здоровье, красоте тела, внутренней энергии, развитии духовной гармонии необходимо с детства. Есть единственный способ продлить молодость, красоту и оставаться надолго красивым человеком - это занятия спортом и физкультурой.
Спорт – часть физической культуры, сложившийся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения наивысших результатов. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил и волевых качеств. Спортивные соревнования, имеют целью выявление сильнейших спортсменов и команд, совершенствование спортивного мастерства, пропаганду физической культуры и спорта.
Физкультура и спорт в нашей жизни тренируют мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы.
Практическая часть.
Проведение соревнований по волейболу на которых учащимся дается возможность судить игру самостоятельно. Выигравшая команда получает Диплом победителя, также награждается Дипломом «Лучший судья»- ученик, которого выбирают сами игроки.
5. «Чистота-залог здоровья».
Теоретическая часть.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья. В процессе повседневной работы с учащимися необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались, а дети могли управлять своими эмоциями и поведением.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей, и взрослых. А сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают
содержание этой деятельности.
Практическая часть.
В течении установленного периода каждый класс стремится получить звание «Самый безупречный класс». Для этого ребята должны:
ходить в школу опрятными (внешний вид в соответствии школьных требований, стрижка/прическа, иметь вторую обувь),
не опаздывать на уроки, постоянная готовность к урокам,
иметь носовые платки или бумажные, влажные салфетки (как определит класс),
соблюдать питьевой режим,
выполнение гигиенических процедур и правила поведения в школьной столовой,
урок физической культуры посещать в спортивной форме и спортивной обуви (могут в одном стиле), выполнять требования техники безопасности.
Конкурс завершается определением (голосованием учителей) и награждением лучшего класса.
6. «Веселые старты».
Теоретическая часть.
С древних времен люди понимали, насколько важно поддерживать физическую форму, особенно детям, которые всегда активны и подвижны. Сейчас очень популярны соревнования между учениками начальных классов– «Веселые старты».
Веселые старты – это те же спортивные состязания в игровой форме, ученики должны выполнять упражнения и задания с элементами разных видов спорта: бег на скорость, кувырки, прыжки через козла и т.д.
Веселые старты – это нестандартная эстафета. Такие мероприятия считаются частью УУД – универсальными учебными действиями, которые предполагают, что ребенок способен к саморазвитию с помощью присвоения им социального опыта. Ребенок во время игры развивает навык общения в коллективе, поддерживает форму, приобретает способность быстро принимать решения и получает мотивацию.
Веселые старты для детей начальных классов особенно необходимы, потому как именно в этом возрасте дети начинают вести себя более осознанно, важно научить их работать в группе и идти к лучшему результату.
Главными задачами проведения эстафет и стартов являются привитие школьнику норм здорового образа жизни – ЗОЖ, привлечение к систематическим занятиям спортом, выявление талантов и потенциала у учеников и общая пропаганда спорта.
Практическая часть.
Во внеурочное время проводится соревнование «Веселые старты». Выигравшая команда получает Диплом победителя.
7. «Режим дня-помощник для меня»
Теоретическая часть.
Грамотно сформированный распорядок дня- одна из составляющих ЗОЖ. Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня.
Режим дня — это определённая очерёдность всей деятельности человека, которую нужно выполнять, чтобы оптимизировать свою жизнь и улучшить её качество. Направлен он на то, чтобы рационализировать потраченное за день время. С помощью режима дня можно контролировать баланс труда и отдыха, избегать перегрузок, грамотно чередовать периоды физической и умственной активности. Человеческий организм в определённое время суток имеет периоды активности. Чтобы режим дня был правильным, необходимо при его составлении учитывать индивидуальные особенности человека.
Важно не просто заставить ребенка следовать разработанному плану, а научить его, как составить режим дня. Это в дальнейшем сослужит хорошую службу: школьник научится контролировать время, станет более дисциплинированным и ответственным. Правильный распорядок сохранит здоровье ребенка, убережет его психику от чрезмерных перегрузок, стрессов.
Практическая часть.
Конкурс состоит в том, чтобы учащиеся составили свой индивидуальный режим дня. По завершению определяется победитель. Оценивается правильное, четкое, грамотное распределение своего рабочего дня, в соответствии со временем года.
8. «Организм закаляется, одолевая холод, а характер-решая проблемы».
Теоретическая часть.
Считается, что, если регулярно закаляться, можно повысить не только устойчивость к холоду, но и иммунитет. Цель закаливания- улучшить иммунную систему, повысить устойчивость к простудным заболеваниям и к негативным воздействиям на организм в целом. Закаливание- это регулярно проводимая тренировка для организма, воздействие на него различными факторами.
Правильное закаливание стимулирует сложные обменные процессы в организме, укрепляет иммунитет и помогает адаптироваться к вредным условиям окружающей среды. Закаливание придает организму бодрость и заряд энергии.
В зависимости от типа воздействия на тело процедуры можно разделить на аэротерапию, гелиотерапию и закаливание водой.
Воздушные ванны (аэротерапия) в сочетании с долгими прогулками на свежем воздухе помогают стабилизировать психоэмоциональное состояние, насытить организм кислородом, повысить иммунитет. Свежий воздух доступен в любое время года, и чтобы ощутить преимущества таких ванн, не нужно покупать абонемент в спортзал, совершать длительные изнурительные поездки и искать время в своем плотном графике. Холодные потоки воздуха раздражают нервные окончания на коже, благодаря чему она насыщается кислородом. Тренируется кожное «дыхание» и система терморегуляции.
Закаливание- одна из составляющих здорового образа жизни. Это значит, что оздоровление даст максимальный эффект в комплексе: спортивные занятия, нормальный сон и отдых, сбалансированное питание.
Практическая часть.
В течении периода проекта, после окончания уроков, около 30 минут с учащимися 2-5 классов проводятся подвижные игры на воздухе.
9. «Кто спортом занимается, тот многого добивается».
Теоретическая часть.
Есть такое высказывание: «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».
Бег - одно из самых природных занятий для человека, как в целой истории, так и для каждого человека. Он уникален своей биомеханикой, поскольку включается в работу большое количество мышц, связок и суставов. Бег- это один из видов физической нагрузки, который выбирают для поддержания здоровья и положительных эффектов для организма. Бег дисциплинирует, бег на открытом воздухе повышает иммунитет. Польза бега заключается в следующем:
улучшается работа лёгких,
иммунная система организма становится более устойчива к вирусам и бактериям,
нервная система работает активнее,
повышается работоспособность после тренировок, мозг работает быстрее, чем у тех, кто не бегает.
Бег- отличное средство, чтобы поддерживать крепкое здоровье и сделать инвестицию в свое долголетие.
Практическая работа.
В конце учебного дня обучающиеся 6-11 классов выполняют 6-ти минутный вольный бег на территории школы.
4.Заключение.
Мои формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках малокомплектной школы на протяжении учебного года. Но это реальные шаги, которые оказывают положительный эффект и действие.
Как ни банально это звучит, но нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Иметь хорошее здоровье для любого человека:
полезно, укрепление иммунитета и снижение заболеваемости, поэтому можно радоваться жизни во всех её проявлениях;
выгодно, делает возможным воплощение в жизнь многих планов и идей, появляется чувство, что всё возможно и достижимо, а ещё иметь красивое тело;
интересно, потому что создаются неограниченные ресурсы для совершенствования и саморазвития, облегчаются общение и контакты с людьми;
престижно, в XXI веке модно вести здоровый образ жизни, быть физически развитым и отказаться от вредных привычек.
Здоровый образ жизни - общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.
5. Выводы.
Реализация проекта «Здоровье не купить, его лучше укрепить» показала эффективность данного направления в учебно-воспитательной деятельности, у большинства участников наблюдается повышение уровня осведомленности о пользе здорового образа жизни, дети отдохнули и укрепили свое здоровье.
Проект отражает заданную тему, реализует основную идею. Не противоречит этическим принципам и нормам, опирается на возможности детей и учебного заведения. Таким образом, цель проекта достигнута, поставленные задачи решены.
6. Список методического материала.
Список литературы:
Антропова М. В., Л. М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф». 2002. с. 24.
Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003. с. 208.
. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987
Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.
Дик, Н. Ф.: Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Список интернет ресурсов:
1.
Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы //Статья Разделы: «Спорт в школе и здоровье детей»
https://urok.1sept.ru/articles/618059 (дата размещения: 13.06.2012).
2.
Пехтерева Ю.П., Стручков В. И Физическая культура- здоровый образ жизни // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
https://scienceforum.ru/2013/article/2013009308 (дата обращения: 26.01.2023 ).
3. Физкультура и здоровый образ жизни. Памятка для населения. УФА 2020
http://www.tatcrb.ru/docs/fizkul%27tura_i_ZOZh_2020.pdf
4. Видео урок «Как не простыть и беречь здоровье!». Мультфильм про гигиену и здоровый образ жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=XIMtJo6lmIM
5. Видео урок «Мы за здоровый образ жизни!» https://www.youtube.com/watch?v=vNtmihYNMio
6. Документальный фильм о здоровом образе жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=M5w50-bDK94
7. Видео урок «Здоровый образ жизни для полноценной жизни».
https://www.youtube.com/watch?v=BaZAlZc4Qco
Приложение 1.
Примерный комплекс физических упражнений для утренней гимнастики.
1. Сначала потягиваетесь, выгибаясь всем телом в разные стороны, чтобы напряглись все мышцы. Глубоко вдыхаете воздух и задерживаете его, затем выдыхаете. Так повторяете 5 раз.
2. Теперь выполняете сжимания кистями рук. Проделайте их энергично 5 раз. Это упражнение нормализует кровообращение.
3. Поставьте ноги на ширину ваших плеч, поднимите руки и плавно опускайте их, сопровождая это движение продолжительным выдохом. Поднимая руки, максимально вдыхайте. Повторите 5 раз.
4. Согните руки в локтевых суставах и возьмитесь за плечи. Проделайте энергичные круговые движения вперед, потом назад 10 раз.
5.Согните руки в локтях и держите их перед грудью, наложив ладони одна поверх другой. Разводите их по 2 раза в стороны сразу в согнутом состоянии, потом в разогнутом.
6. Поставьте руки в упор на талию и плавно вращайте корпусом по кругу. Затем проделайте наклоны корпусом вперед-назад, влево-вправо. Каждое упражнение проделывайте 7 – 10 раз.
7. Стоя в положении ноги на ширине плеч, поднимите одну руку вверх, а второй сделайте упор на бок. Максимально прогибайтесь поочередно влево и вправо, не прогибая корпус вперед. Если у вас поднята правая рука, то прогибайтесь влево, и наоборот.
8.Выполните приседания с поднятыми руками. Приседая, совершайте взмахи руками вниз, а поднимаясь, поднимайте руки в исходное положение. Для оптимального результата приседайте 10 раз.
9. Установите ноги на ширину плеч, протяните руки перед собой, параллельно полу, дотроньтесь коленом правой ноги локтя левой руки и наоборот. Упражнение выполнить по 5 раз каждой ногой.
10. Выполняем пробежку на месте, старайтесь прикасаться коленями к ладоням поочередно.
Приложение 2.
Примерный список игр на перемене.
«Стая уток».
Играющие становятся в шеренгу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до обозначенной черты -«озера» (10-15м), не меняя положения руки ног. Побеждает утка, которая первой достигает озера (перейдет черту). Правила игры: тот, кто начал движение до сигнала или нарушил установленное положение рук или ног, считается проигравшим.
«Мама, ниточку распутай».
С помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, стараясь не расцеплять их рук.
«Люди – к людям».
После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям" играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо – к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям" играющие должны вновь перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.
«Гусеница».
Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом они начинают двигаться по коридору, преодолевая различные препятствия.
Приложение 3.
Примерный список эстафет на «Веселые старты».
«Бег с мячами».
На линии старта первый берет 2 волейбольных мяча. По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и отдает следующему.
«Эстафета с обручами».
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
«Передал - садись!»
Играющие делятся на команды, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 3 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
«Прыжки по полоскам».
На полу поперек площадки, мелом нарисованы полоски, шириной 50 см. (как лестница). По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать с полоски на полоску. Прыжки выполняют с ноги на ногу. Возвращаются к команде обычным бегом вдоль полос. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
«Прохождение болота».
Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 2-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на пол, оба запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое же расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта возвращаются бегом. А на линии старта обручи передаются следующим.
«Бег в мешках».
Дети строятся в две колонны. Одной ногой становятся в мешок. Придерживая мешок руками, они передвигаются до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
«Прокати мяч».
Команды выстраиваются в колонны по одному. Перед первым игроком каждой команды лежит баскетбольный мяч. Игроки ведут мяч по земле вперед руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки берут мяч в руки и возвращаются к своим командам, передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.
«Бег по кочкам».
Игроки строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 - 1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30 - 40 см по прямой или извилистой линии. По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Приложение 4.
Примерный список игр на свежем воздухе.
«Красный свет, зеленый свет.»
Стоп-игрок находится примерно в 6 метрах от остальных. Стоп-игрок поворачивается спиной и кричит «Зеленый свет!». Другие игроки начинают бежать к стоп-линии, на которой стоит стоп-игрок. Стоп-игрок кричит «Красный свет»! и поворачивается лицом к бегунам. Как только игроки слышат «красный свет», они должны замереть. Если кто-то не успел остановиться, он выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не добежит до стоп-линии. Победивший становится стоп-игроком в следующем раунде. Если стоп-игроку удается подловить в движении «на красный свет» каждого из других игроков, в следующем раунде он снова становится стоп-игроком.
«Бег наперегонки».
Бегать от одной стороны двора до другой можно сотней разных способов: на одной ноге, на трех ногах, задом наперед, самой быстрой походкой, самой медленной, самой средней. Пусть дети по очереди называют стиль бега.
«Рыбак и рыбки».
Один человек стоит в центре и раскручивает скакалку по земле. Игроки должны прыгать через нее. Если скакалка заденет прыгающего, он выходит из игры.
«Вышибалы».
Цель состоит в том, чтобы кинуть мяч в своих противников, уклоняясь при этом от удара с их стороны. Если вы поймаете мяч, брошенный в вас, тот, кто кинул мяч, выбывает.
«Голова дракона».
Играющие цепляются друг за друга как паровозик. По команде ведущего голова дракона – первый человек – пытается поймать хвост – последнего человека. Тот в свою очередь должен увернуться. Когда последний пойман, он переходит в начало цепочки.