СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная технология на уроках музыки в общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как осуществлять проектную деятельность на уроках музыки

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология на уроках музыки в общеобразовательной школе»

Проектная технология на уроках музыки в общеобразовательной школе

Слайд 1, 2

Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Слайд 3

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность даёт возможность расширить сферу действий в области искусства.


Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями.

Слайд 4

В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

В современных условиях гуманистической философии образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.


Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень.

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получением продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.

Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952).

Слайд 5

Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме». Подробное освещение метод проектов получил так же в трудах американского педагога У. Х. Килпатрика, и других.

Слайд 6, 7

В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

Слайд 1

Сегодня метод проектов используется, но уже в обновленном виде. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.


Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.


.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.


По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты(вполне укладываются в классно – урочную систему)

  • межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)


По количеству участников проекта:

  • индивидуальные

  • парные

  • групповые


По продолжительности проекта:

  • краткосрочные(2-6ч.)

  • средней продолжительности(12-15ч.)

  • долгосрочные


По результатам:

  • доклад, альбом

  • афиша

  • видеофильм

  • мюзикл


  Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

“…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А. Дистервег).

 Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе проектный метод. 

Свою деятельность по внедрению проектного метода начала с изучения теоретической литературы:

  • Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,

в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

  • И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

Наиболее полно и широко применяю проектный метод в классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Проектный метод использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала.


Хочу привести пример проектов, которые можно использовать на уроках музыки.


Проект: «Мультипликационный фильм»

Класс: 2

Тип проекта: творческий

Планируемый результат: исполнение песни во время демонстрации презентации выполненной детьми.

Цель: Создание презентации (рисунков) к песни.

– на этапе разучивания песни «Смешной человечек» к содержанию песенки дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать или найти картинку - слайд к определенному куплету песенки, в группах дети обсуждают, кто, что будет готовить, чтобы рисунки не повторялись.



Проект: «Музыкальные инструменты»

Класс:4

Тип проекта: творческий

Тема: « Экскурсия - путешествие в оркестр русских народных инструментов»

Цель: познакомиться с русскими народными инструментами.

Группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. В результате дети знакомятся с русскими народными инструментами не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию.


Проект: «Музыкальная сказка»

Класс:5

Тип проекта: творческий

Тема: «Музыкальная сказка»

Продолжительность: 3 урока.

Цель: разработка и сочинение сказок о «волшебной» силе музыки, изготовление сборника музыкальных сказок.

Ход проекта:

- В нашей школе объявляется конкурс на лучшую музыкальную сказку. Я приглашаю и вас поучаствовать в нем. По итогам конкурса лучшие работы будут отобраны для сборника сказок. Ваша задача разработать, сочинить и оформить сказки, в которых музыка бы играла главную роль и помогала героям сказки в жизни. Решите, о чем вы хотите рассказать в своей сказке, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания:

  • Герой сказки - Музыка

  • Оригинальность

  • Простота и доступность сюжета.

Все решения должны быть сформулированы так, чтобы все в группе были с ними согласны. На сегодняшнем уроке вам предстоит придумать план и разделиться по ролям. К следующему уроку вы должны приготовить свои сказки на черновиках для того, чтобы исправить неточности. А на третьем уроке я жду от вас красиво оформленные работы на альбомных листах, из них и выберем общим обсуждением лучшие сказки для сборника.


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (в том числе и в Интернете); учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения, мышление). Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

Опираясь на теоретическую литературу учитывая свою практику, можно сделать вывод:

Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

Приоритетным в проектной технологии является процесс познания, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, для решения возникающих проблем.

Слайд 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!