Цель нового образования – учить учиться. Новое образование – это образование для самообразования, позволяющего не только знать, но и узнавать, не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только думать, но и понимать. «Компетентностный подход» и «ключевые компетентности» - главенствующие фразы этого процесса.
Метод проектов в полной мере соответствует реализации компетентного подхода в образовании. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом учащихся.
Просмотр содержимого документа
«"Проектная технология обучения биологии в школе"»
Проектная технология обучения биологии в школе.
Поповиченко Наталья Владимировна
Учитель биологии МБОУ СОШ № 20 пос.Зеленый Ногинского района, Московской области
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
Руссо Жан-Жак
- Цель работы: разработать методические материалы для организации и проведения учебных занятий по биологии, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся.
- Объект исследования : процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.
- Предмет исследования : Проектная деятельность как средство повышения мотивации в процессе обучения биологии.
Гипотеза исследования:
Нестандартные инновационные, современные уроки – метод проектов. Ученик активно включенный в образовательный процесс на всех его этапах лучше мотивирован и более заинтересован в конечном результате. У него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.
Нестандартные формы уроков:
- Первый подход - шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка .
- Второй подход - формы проектного обучения или учебные занятия в “режиме проекта”.
Нестандартные формы уроков:
Для создания нестандартного урока требуется не только и даже не столько опыт и теоретические знания педагога, сколько желание, время, фантазия и умение заинтересовать учащихся .
Проектная технология на уроке
– это инструмент, который обретает силу лишь при условии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением.
Проектная технология
В настоящее время метод проектов приобрёл популярность в связи:
- С растущей необходимостью формирования новой системы образования и воспитания молодежи.
2. Её переориентации на социализацию личности через участие в общественно-значимой деятельности.
3. Развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем.
Проектная технология
- Проект - это метод обучения:
- Может применяться на уроке и во внеурочное время. Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
- Может применяться на уроке и во внеурочное время.
- Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
- Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
- Проектирование - это содержание обучения:
- Может быть частью предмета или самостоятельным предметом.
- Может быть частью предмета или самостоятельным предметом.
- Проект - это форма организации учебного процесса:
- Может стать альтернативой классно-урочному обучению.
- Может стать альтернативой классно-урочному обучению.
- Проект - это особая философия образования:
- Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений.
- Философия цели и деятельности.
- Философия результатов и достижений.
Типология проектов:
- По признаку доминирующей деятельности в проекте различают:
- Исследовательский
- Поисковый
- Творческий
- Ролевой
- Прикладной (практико-ориентировочный)
- Ознакомительно-ориентировочный
Типология проектов:
- По признаку предметно-содержательной области проекта различают:
- Монопроект
- Межпредметный проект
- По признаку количеству участников проекта различают:
- Индивидуальный
- Парный
- Групповой
Проектная технология: основные требования
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
- Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта. Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов.
- Результатом работы над проектом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Проектная технология: роль учителя
- Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
- Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
- Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Проектная технология
- Метод проектов, как технология обучения, связан с содержанием и позволяет реализовать личностно ориентированный подход в преподавании биологии. Метод проектов делает активными участниками процесса обучения, индивидуально или в группах. Изучение биологии строится, с одной стороны, на познании объектов и явлений, которые в той или иной степени знакомы ребятам, а с другой – открывает учащимся пласт человеческих знаний, который включает большой объём биологической информации.
Проектная технология
- Проектная деятельность позволяет привить интерес к биологии, раскрыть внутренний образовательный потенциал и повысить самооценку школьников. Использование метода проектов привлекает к активной творческой деятельности учащихся, при которой, они самостоятельно определяют степень сложности проекта в соответствии с уровнем развития интеллекта и степенью интереса к теме.
Проектная технология
- Метод проектов – это активный метод группового обучения общению. Он связан с психолого-педагогическими характеристиками образовательного процесса. Проектная деятельность формирует ключевые компетенции учащихся, в том числе и коммуникативные. В основе проекта лежит проблема, которая всегда решается в микрогруппе, где постоянно возникают коммуникативные ситуации. Они учат школьников находить формы общения, оценивать роль каждого участника проекта при достижении желаемого результата.
Проектная технология: результат
- Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
- Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности в его дальнейшей жизни.
Проектная технология
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс