Мотивационно-проблемный этап.
Просмотр видеоролика с выступлением оркестра.
- Что вы только что посмотрели? Как называется эта группа людей? На каких инструментах они играли?
- *ответы учащихся*
- Сегодня мы с вами начнём создавать собственный оркестр, но для этого нам необходимы инструменты.
Деятельностный этап.
Задание 1.
Рассмотрите в группах иллюстрации инструментов и их описание. Сопоставьте их друг с другом.
Самое древнее семейство — ударные инструменты. Оно же и самое многочисленное: кажется, точное количество ударных инструментов доподлинно не известно никому. Звук в них достигается путём удара, а вот разнообразие всевозможных, иногда даже весьма неожиданных предметов, по которым производится удар, и обеспечивает семейству ударных такую многообразность.
Трещотка. Бонго. Ксилофон.
Семейство струнных инструментов — те, в которых звук рождается от колебаний струны. На струну можно воздействовать разными способами — щипком, смычком, ударом. Но, однако, не все инструменты, у которых есть струны, относятся к семейству струнных, и об этом скажу немного позже.
Арфа. Балалайка. Гусли.
К семейству духовых инструментов относятся те, звук в которых рождается благодаря колебанию воздушного столба, находящегося внутри корпуса инструмента. Духовые делятся на две большие группы: деревянные духовые и медные духовые.
Свирель. Саксофон. Тромбон.
Любой человек хотя бы раз в жизни пробовал нажать клавишу фортепиано, инструмента, семейная принадлежность которого так и называется — клавишные. Но к этому семейству также относится немало самых разных инструментов, оснащённых клавиатурой. В некоторых из них есть струны, а в некоторых — признаки духового инструмента. Например, орган — это духовой клавишный инструмент, а клавесин — струнно-щипковый клавишный инструмент. Само же фортепиано считается клавишно-ударным инструментом, так как звук достигается путём удара молоточка по струне. Это как раз те самые случаи, когда в инструментах есть струны, но ни к основной семье струнных, ни к разряду собственно ударных инструментов они не относятся.
Орган. Рояль. Пианино.
Язычковые инструменты — это баян, аккордеон, гармонь, в том числе губная гармоника. В них нагнетаемый воздух приводит в движение специальные звучащие язычки.
Механические музыкальные инструменты — развлечение, известное с давних времён. Это всевозможные музыкальные шкатулки и их более продвинутые производные, вплоть до механических пианино. Шарманка.
электромузыкальные инструменты, как и положено самому молодому члену большой семьи — самые активно развивающиеся, самые прогрессивные, самые технологически продвинутые. В наши дни уже невозможно представить музыку без них. Многие традиционные инструменты, получив электронное оснащение, полностью поменяли свою судьбу — например, классическая гитара и электрогитара.
Синтезатор.
Проводится проверка, сверкой групп.
Задание 2.
Игра «Угадай звук». Включают духовые инструменты, ученики должны определить, что это за вид инструмента и, возможно, что это за инструмент.
Задание 3.
Предложен ребус с зашифрованным инструментом «тромбон».
Задание 4.
Просмотр видеоролика про работу тромбона. https://www.youtube.com/watch?v=4_8l1xNqewU
Задание 5.
Инструктаж по созданию тромбона.
- Необходимо аккуратно срезать верхнюю часть бутылки большого диаметра и нижнюю часть бутылки маленького диаметра. Я сделаю вам небольшие надрезы ножом, а вы дорежете ножницами (ОСТОРОЖНО). Налить воду в большую бутылку. Получившаяся конструкция становится музыкальным инструментом. Не похоже? Проверьте.
Задание 6.
Инструктаж по проведению опыта:
- Нужно подуть в горлышко бутылки. Получается нота. Но теперь, объём бутылки меняется за счёт движения рук, меняется объём воздуха, который колеблется внутри нашего инструмента, а от этого меняется высота тона. Попробуйте сами.
Задание 7.
- Давайте сыграем что-нибудь. Например, в траве сидел кузнечик.
Итогово-рефлексивный этап.
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Наш оркестр».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему?