СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача по математике «Что мы знаем о времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача построена на выполнении заданий, связанных с единицами времени, с преобразованием  и  установлением  взаимосвязей единиц времени.

Во время выполнения задачи путём выполнения практических действий  дети выясняют, сможет ли ученик 3 класса житель города Новосибирска  поздравить в определённый час своего друга  с днём рождения, если тот живёт на Дальнем Востоке.

В предложенной задаче учащимся необходимо не только продемонстрировать сформированные навыки действий с величинами, но и показать применимость известных способов действий в модельной (квазериальной) ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача по математике «Что мы знаем о времени»»

Проектная задача по математике «Что мы знаем о времени»

Предмет

Математика

Класс

3

Тип задачи

Предметная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Использование освоенных в математике способов действий в квазериальной ситуации.

  2. Более глубокое усвоение величины «время».

  3. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Математика:

  1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, словесное описание, таблица)

  2. Измерение времени, сопоставление, преобразование единиц времени.

  3. Построение простейших диаграмм.


Общеучебные умения:

  1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с их возможностями, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

  2. Работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу).

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

  • Умения работать в малой группе, создать конечный «продукт» - постер, найти из предложенных пословиц и высказываний те, которые характеризуют результат работы группы.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения заданий;

  • Умение действовать согласно инструкции

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения проектной задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.


Замысел проектной задачи

Задача построена на выполнении заданий, связанных с единицами времени, с преобразованием и установлением взаимосвязей единиц времени.

Во время выполнения задачи путём выполнения практических действий дети выясняют, сможет ли ученик 3 класса житель города Краснокамска поздравить в определённый час своего друга с днём рождения, если тот живёт на Дальнем Востоке.

В предложенной задаче учащимся необходимо не только продемонстрировать сформированные навыки действий с величинами, но и показать применимость известных способов действий в модельной (квазериальной) ситуации.


Описание проектной задачи

Дорогие ребята! Вам предлагается проектная задача. Выполняя её, вы сможете показать многое из того, чему вы научились в школе. Мы надеемся, что каждый из вас сможет принести пользу своей группе. Но чтобы это действительно получилось, в процессе решения задачи вам придётся договариваться о том, какую часть общей задачи будет решать каждый из вас, приходить на помощь друг другу, проявлять умение доказывать свою точку зрения и с пониманием относиться к мнению своих товарищей.

Надеемся, что задания, которые вам предстоит выполнить, будут интересными для вас, а всё, чему вы научитесь, окажется полезным и в дальнейшей учёбе, и в повседневной жизни. Желаем вам успеха!

Задача:

Никита живёт в нашем городе и учится в 3 классе. Его друг Данил тоже учится в 3 классе и живёт в городе Петропавловск-Камчатском (Дальний Восток). Уроки у Данила заканчиваются в 17.50 часов, а у Никиты в 13.10 часов. Завтра у Данила день рождения.

Может ли Никита, вернувшись из школы в 14.10 часов, успеть поздравить друга с днём рождения? В котором часу это произойдёт?

О какой величине говорится в этой задаче?

Проектная задача, которую вам предстоит решить, называется «Время разум даёт». Все задания, которые вы будете выполнять, будут связаны с этой величиной.

- Вам знакома величина время?

- Всё ли вы о ней знаете?

- Как вы думаете, зачем мы возвращаемся к ней?

Для решения задачи каждая группа получает задание, все необходимые материалы для его выполнения. Результат работы группа представляет в виде плаката или постера, который помещает на общий постер.

Выполнив задание, каждая группа делает вывод. Он представлен в виде пословицы или высказывания о времени. Нужную пословицу или высказывание нужно найти, вырезать и наклеить в раздел «Выводы».

Перед началом работы повторят правила работы в группе.


Задание №1. ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?


Прочитайте текст.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Тысячи лет назад люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам.

Сутки - единица времени, равная 24ч.

Час - единица времени, равная 60 мин.

Минута - единица времени, равная 60с, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда - единица времени, от латинского «второе деление».


Используя данные текста, выполните задания:

  1. Найдите и выделите в тексте определение понятия «время».

  2. Выделите в тексте встретившиеся единицы измерения времени.

  3. Установите и запишите цепочку единиц времени. Начните с самой крупной единицы времени.

  4. Покажите графически взаимосвязь единиц времени между собой по аналогии с единицами длины.

Желаем успеха!


Таблица соотношения единиц длины:


1 км 1 м 1 дм 1 см 1 мм



1000 10 10 10







Задание №2. Виды календарей.


  1. Определите вид календаря по его описанию.

  2. Запишите в таблицу существенные признаки каждого вида календаря и его применение.

Справка.

  • Календарь (от лат. calendaruim, букв. — долговая книжка в Древнем Риме) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел.

  • Календарь (печатное издание) — справочное издание, содержащее последовательный перечень чиселдней неделимесяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями.


Описания календарей

  1. Это вид настольного календаря. Имеет форму трёхгранного конуса.

  2. Эти календари имеют календарный блок, навитый на пружину. Это вид настольного календаря.

  3. Эти маленькие календари специально предназначены для того, чтобы всегда быть под рукой. Небольшие, но красочные календари этого вида – отличный вариант недорогого рекламного подарка, который будет долгое время служить хорошим напоминанием о любой компании, разместившей на его поверхности информацию о себе.

  4. В календарях этого вида странички не отрываются, а перекидываются на другую сторону (чаще всего на пружинке). Предназначены для крепления на стену.

  5. Это самый простой вид настенного календаря. Он представляет собой обычный плакат, на котором помимо изображения еще есть календарная сетка.

  6. На его листках часто публикуют различную интересную информацию, начиная от советов по выращиванию овощей и фруктов, и заканчивая астрологическими прогнозами. Про этот вид календарей есть загадка:

Под Новый год пришёл он в дом

На стену был повешен он.

Но каждый день терял он вес,

И, наконец, совсем исчез.


№ п/п

Вид календаря

Признаки и применение календаря

1

«Пирамида»


2

Карманный


3

Перекидной


4

Плакатный




Задание №3. Верите ли вы, что…

Дорогие ребята!

    1. Предлагаем каждому из вас ответить на вопросы анкеты. Ответы могут быть «да» или «нет».

    2. По результатам анкеты составьте диаграмму.

Справка.

Значение слова Диаграмма по Ожегову:

Диаграмма - графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.


Анкета «Верите ли вы, что»:

  1. Век длится 100 лет?

  2. Земля обращается вокруг Солнца за 365 дней?

  3. Високосный год бывает 2 раза в восемь лет?

  4. Одни из самых древних часов – это солнечные часы?

  5. Наступивший 2022 год - високосный?


6 чел.

5 чел.

Условные обозначения:

Зелёный


4 чел.

Да, верю

Жёлтый

3 чел.


Нет, не верю

2 чел.



1 чел.

№1 №2 №3 №4 №5


Задание №4. Миссия «День рождения»

Решите задачу.

Никита живёт в нашем городе и учится в 3 классе. Его друг Данил тоже учится в 3 классе и живёт в городе Петропавловск-Камчатском (Дальний Восток). Уроки у Данила заканчиваются в 17.50 часов, а у Никиты в 13.10 часов. Завтра у Данила день рождения.

Может ли Никита, вернувшись из школы в 14.10 часов, успеть поздравить друга с днём рождения? В котором часу это произойдёт? Обоснуйте свой ответ.


Карта часовых поясов

Таблица соотношения времени в Новосибирске и Петропавловск-Камчатском.

Название города

Соотношение времени

Новосибирск

20.00ч

22.00ч







Петропавловск-Камчатский

01.00ч

03.00ч








Задание №5. Сколько?

Выполните задания и результаты запишите в таблицу.

  1. Сколько примеров на сложение вы можете решить за одну минуту?

2731 364920 4085 12345 36809 4025216 37854

5486 28321 29580 98765 250249 76498 468



  1. Сосчитайте количество рукопожатий в группе за 10 секунд; 30 секунд;

1 минуту.

  1. Сколько приседаний можно сделать за 20 секунд?

  2. Выполните перевод одних единиц измерения времени в другие. Сколько примеров выполнили за 1 минуту?

2мин 8с = _____ с 2сут 15ч = _____ч

5ч 38мин = ______ мин 4ч 15мин = _____ мин

12ч 42мин = _______ мин 10сут 18ч = _______ч

200с = ______мин _____ с 320с = _____ мин _____с



п/п

Выполненное действие

Результат (количество)

1

Примеры на сложение


2

Рукопожатия


3

Приседания


4

Перевод единиц времени




Задание №6.

  1. Установите соответствие между изображением часов и их названием.

  2. Запишите разными способами время, которое показывают каждые часы.

  3. Нарисуйте недостающие часы.

ВРЕМЯ:_______________________________







ЭЛЕКТРОННЫЕ

ВРЕМЯ:______________________________





НАСТЕННЫЕ

ВРЕМЯ:_______________________________



КАРМАННЫЕ




ВРЕМЯ:______________________________

КУРАНТЫ



НАРУЧНЫЕ




Презентация.

Презентация результатов работы групп может быть построена следующим образом. Результаты работы в виде анкеты, таблиц, диаграммы, текста с пометами, выстроенного соответствия, рисунка учащиеся помещают на постер. Туда же заносятся выводы по результатам работы группы. Результаты представляют собой выбранную пословицу или высказывание о времени.





Экспертный лист для оценки работы группы

Вопросы

Ответы

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили роли и т.д.)


Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.)


Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т.д.)


Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.д.)


Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы








Экспертный лист для оценки работы группы

Вопросы

Ответы

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили роли и т.д.)


Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.)


Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу и т.д.)


Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.д.)


Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы





9