СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы 

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ»

Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ учитель МБОУ «Обозерской школы № 1» Плесецкого района Архангельской области  Нечаева Н.А.

Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ

учитель МБОУ «Обозерской школы № 1»

Плесецкого района

Архангельской области

Нечаева Н.А.

Китайская пословица гласит:  То, что я услышал, я забыл.  То, что я увидел, я помню.  То, что я сделал, я знаю!   Актуальность Исследовательская работа в большей степени, чем другие виды учебной деятельности, воспитывает, развивает память и наблюдательность.  И самое главное – развивает точность и тонкость мышления. Каким может быть предмет познания? Предмет исследования бесконечен. Можно и червей исследовать, как один ученый, которого спросили, почему он всю свою жизнь посвятил им. Интересно отшутился он: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая». Самое главное, чтобы появилась любовь к предмету исследования, чтобы этот предмет увлёк. Публицисты советуют, что занятия наукой полезны для физического и нравственного здоровья человека и даже помогают пережить беду!

Китайская пословица гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Актуальность

  • Исследовательская работа в большей степени, чем другие виды учебной деятельности, воспитывает, развивает память и наблюдательность.

И самое главное – развивает точность и тонкость мышления.

  • Каким может быть предмет познания? Предмет исследования бесконечен. Можно и червей исследовать, как один ученый, которого спросили, почему он всю свою жизнь посвятил им. Интересно отшутился он: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая». Самое главное, чтобы появилась любовь к предмету исследования, чтобы этот предмет увлёк.
  • Публицисты советуют, что занятия наукой полезны для физического и нравственного здоровья человека и даже помогают пережить беду!
Проблема Рост числа детей с проблемами здоровья На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.   Для того,  чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Проблема

Рост числа детей с проблемами здоровья

  • На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.  
  • Для того,  чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
Как развить познавательную активность ребенка с ОВЗ? Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ,  исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования

Как развить познавательную активность ребенка с ОВЗ?

Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ,  исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования

А что у нас? Наша школа не первый год работает с детьми с ОВЗ, которые обучаются в классах общей направленности, инклюзивно. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. .

А что у нас?

  • Наша школа не первый год работает с детьми с ОВЗ, которые обучаются в классах общей направленности, инклюзивно. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. .
Какие условия для экспериментально-исследовательской деятельности?  На базе нашей школы созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, воздухом, исследуем условия необходимые для прорастания семян и жизни растений. Ключевой основой рождения тем для работы с детьми с ОВЗ являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». В помощь идёт материально-техническая база кабинета химии и биологии. Это новейшее оборудование, приобретённое школой для проведения естественно-научных опытов при реализации проекта «Навигатор дополнительного образования».

Какие условия для экспериментально-исследовательской деятельности?

  • На базе нашей школы созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, воздухом, исследуем условия необходимые для прорастания семян и жизни растений.
  • Ключевой основой рождения тем для работы с детьми с ОВЗ являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
  • В помощь идёт материально-техническая база кабинета химии и биологии. Это новейшее оборудование, приобретённое школой для проведения естественно-научных опытов при реализации проекта «Навигатор дополнительного образования».
Опыт работы В практике своей работы учителем биологии уже давно использую проектную деятельность. Вместе с учениками выполняем проекты: исследовательские, творческие, информационные. В основном это касалось детей одаренных, мотивированных. А вот писать исследовательские работы с детьми с ОВЗ начала всего два года. Начала с выбора темы исследования. Она должна быть интересной, а само исследование посильным для выполнения. В итоге, остановилась на двух темах: «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» и «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян томатов»

Опыт работы

  • В практике своей работы учителем биологии уже давно использую проектную деятельность.
  • Вместе с учениками выполняем проекты: исследовательские, творческие, информационные. В основном это касалось детей одаренных, мотивированных. А вот писать исследовательские работы с детьми с ОВЗ начала всего два года. Начала с выбора темы исследования. Она должна быть интересной, а само исследование посильным для выполнения.
  • В итоге, остановилась на двух темах: «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» и «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян томатов»
Первые шаги в исследовании На протяжении всей совместной деятельности для детей важна положительная оценка-поощрение, похвала и педагогическая поддержка – «ты сможешь», «у тебя получится». И вот, первые работы написаны, и одна из работ заняла II место в школьном конкурсе исследовательских работ. С призёром школьного конкурса решили участвовать в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для детей с ОВЗ. Работа «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» заняла I место и сподвигнула к развитию исследовательской деятельности этого ребёнка , например, сегодня у нас заложен опыт с проращиванием семян цветковых односемянных растений.

Первые шаги в исследовании

  • На протяжении всей совместной деятельности для детей важна положительная оценка-поощрение, похвала и педагогическая поддержка – «ты сможешь», «у тебя получится». И вот, первые работы написаны, и одна из работ заняла II место в школьном конкурсе исследовательских работ. С призёром школьного конкурса решили участвовать в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для детей с ОВЗ.
  • Работа «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» заняла I место и сподвигнула к развитию исследовательской деятельности этого ребёнка , например, сегодня у нас заложен опыт с проращиванием семян цветковых односемянных растений.
Наш победы Областной дистанционный конкурс ученических исследовательских и проектных работ для детей с ОВЗ 2022 год Участники Чекмарёв Илья, 8и класс МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район» Руководитель Место «Изучение влияния ультрафиолета на рост и Нечаева Н.А., учитель химии и биологии МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район»  развитие проростков томатов» 1

Наш победы

Областной дистанционный конкурс ученических исследовательских и проектных работ для детей с ОВЗ 2022 год

Участники

Чекмарёв Илья, 8и класс МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район»

Руководитель

Место

«Изучение влияния ультрафиолета на рост и

Нечаева Н.А., учитель химии и биологии МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район»

развитие проростков томатов»

1

Вывод В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается:  положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося,  развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков  укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка установление дополнительного коммуникативного контакта  подготовка его к самостоятельной жизни в обществе,  установление положительных продуктивных социальных связей, Формирование полноценного, независимого и успешного члена общества

Вывод

  • В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается:
  • положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося,
  • развитие его творческих способностей,
  • формирование трудовых навыков
  • укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка
  • установление дополнительного коммуникативного контакта
  • подготовка его к самостоятельной жизни в обществе,
  • установление положительных продуктивных социальных связей,
  • Формирование полноценного, независимого и успешного члена общества
Заключение Главное - верить, понимать, вовремя поддержать готовность учеников к социальной деятельности, саморазвитию и самоопределению. А впереди новые исследования.

Заключение

Главное - верить, понимать, вовремя поддержать готовность учеников к социальной деятельности, саморазвитию и самоопределению. А впереди новые исследования.