Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ»
Проектно-исследовательская деятельность как часть процесса формирования естественно- научной грамотности детей с ОВЗ
учитель МБОУ «Обозерской школы № 1»
Плесецкого района
Архангельской области
Нечаева Н.А.
Китайская пословица гласит: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Актуальность
- Исследовательская работа в большей степени, чем другие виды учебной деятельности, воспитывает, развивает память и наблюдательность.
И самое главное – развивает точность и тонкость мышления.
- Каким может быть предмет познания? Предмет исследования бесконечен. Можно и червей исследовать, как один ученый, которого спросили, почему он всю свою жизнь посвятил им. Интересно отшутился он: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая». Самое главное, чтобы появилась любовь к предмету исследования, чтобы этот предмет увлёк.
- Публицисты советуют, что занятия наукой полезны для физического и нравственного здоровья человека и даже помогают пережить беду!
Проблема
Рост числа детей с проблемами здоровья
- На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.
- Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.
Как развить познавательную активность ребенка с ОВЗ?
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования
А что у нас?
- Наша школа не первый год работает с детьми с ОВЗ, которые обучаются в классах общей направленности, инклюзивно. Мы стараемся включать этих детей наравне со всеми в разнообразные виды деятельности. .
Какие условия для экспериментально-исследовательской деятельности?
- На базе нашей школы созданы все условия для детской экспериментально-исследовательской деятельности. Имеется лаборатория, в которой мы с ребятами проводим опыты со снегом, водой, почвой, воздухом, исследуем условия необходимые для прорастания семян и жизни растений.
- Ключевой основой рождения тем для работы с детьми с ОВЗ являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
- В помощь идёт материально-техническая база кабинета химии и биологии. Это новейшее оборудование, приобретённое школой для проведения естественно-научных опытов при реализации проекта «Навигатор дополнительного образования».
Опыт работы
- В практике своей работы учителем биологии уже давно использую проектную деятельность.
- Вместе с учениками выполняем проекты: исследовательские, творческие, информационные. В основном это касалось детей одаренных, мотивированных. А вот писать исследовательские работы с детьми с ОВЗ начала всего два года. Начала с выбора темы исследования. Она должна быть интересной, а само исследование посильным для выполнения.
- В итоге, остановилась на двух темах: «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» и «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян томатов»
Первые шаги в исследовании
- На протяжении всей совместной деятельности для детей важна положительная оценка-поощрение, похвала и педагогическая поддержка – «ты сможешь», «у тебя получится». И вот, первые работы написаны, и одна из работ заняла II место в школьном конкурсе исследовательских работ. С призёром школьного конкурса решили участвовать в региональном конкурсе проектных и исследовательских работ для детей с ОВЗ.
- Работа «Влияние полива различными растворами веществ на проращивание и рост семян базилика» заняла I место и сподвигнула к развитию исследовательской деятельности этого ребёнка , например, сегодня у нас заложен опыт с проращиванием семян цветковых односемянных растений.
Наш победы
Областной дистанционный конкурс ученических исследовательских и проектных работ для детей с ОВЗ 2022 год
Участники
Чекмарёв Илья, 8и класс МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район»
Руководитель
Место
«Изучение влияния ультрафиолета на рост и
Нечаева Н.А., учитель химии и биологии МБОУ «Обозерская школа № 1» МО «Плесецкий муниципальный район»
развитие проростков томатов»
1
Вывод
- В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается:
- положительное влияние на эмоциональную сферу учащегося,
- развитие его творческих способностей,
- формирование трудовых навыков
- укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка
- установление дополнительного коммуникативного контакта
- подготовка его к самостоятельной жизни в обществе,
- установление положительных продуктивных социальных связей,
- Формирование полноценного, независимого и успешного члена общества
Заключение
Главное - верить, понимать, вовремя поддержать готовность учеников к социальной деятельности, саморазвитию и самоопределению. А впереди новые исследования.