СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность, как фактор развития личности обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность, как фактор развития личности обучающихся»

Проектно-исследовательская деятельность, как фактор развития личности обучающихся. (слайд)

Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это?

зачем это? какое это?

У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Есть такая великая формула К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.

В настоящее время за основу ФГОС второго поколения взят самый эффективный и давно зарекомендовавший себя системно – деятельностный подход, главная цель которого обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Приоритетной задачей образования является создание необходимых и полноценных условий для формирования у школьников универсальных учебных действий.

«Смертельный грех учителя – быть скучным», поэтому я ежедневно озадачена поиском технологий, которые позволили бы «сухому» уроку ожить. Среди многообразия современных образовательных технологий в своей работе я чаще всего использую технологии: проблемного обучения, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, проектную деятельность.

Организовать на уроке деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, формировать положительную мотивацию и творческий подход к обучению, создавать условия для раскрытия его индивидуальности мне позволяет проектно – исследовательская деятельность.

- Что же такое проектно-исследовательская деятельность? (Слайд)

- Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение желаемых результатов.

Проект – это «шесть П »: (слайд) -Проблема -Проектирование (планирование) -Поиск информации -Продукт -Презентация -Портфолио. Использование проектно- исследовательского метода: · формирует исследовательские умения; · способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого  предмета из других областей; · способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Значение проектно- исследовательской работы для младших школьников.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность: учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Важным условием в этой работе является помощь со стороны родителей. В то время, когда ученики выступают самыми активными участниками учебной деятельности, учитель мотивирует, наблюдает и консультирует, родители помогают советом, проявлением заинтересованности, соучастием. Особенно неоценима их помощь в первых шагах работы над проектом.

Работу над формированием проектной компетентности начинаю уже с первого класса. Это подготовительный этап, поэтому проекты чаще носят краткосрочный творческий характер и основываются на наблюдениях. На уроках окружающего мира, литературного чтения, математики после изучения темы использую мини – проекты, которые создаются прямо на уроке (рисунки, поделки, плакаты, инсценировки): «Кто такие насекомые?», «Живая азбука», «Мои домашние питомцы». (слайд)

В течение 4 – х лет обучения мы с детьми выполняем множество различных проектов и в них, как правило, принимают участие все ребята. При правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна и приносит – желаемые результаты.

В приобщении детей к проектно- исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности ,и тогда результат будет закономерен.(слайд)

В процессе нашей совместной проектно- исследовательской деятельности с детьми и родителями по окружающему миру получились самостоятельно изготовленные книжки-малышки по темам «Береги животных», «Книга природы родного края», проекты «Великая война, Великая Победа», «Школа кулинаров» и другие. По литературному чтению проекты «Скороговорки», «Сказочная страничка» и другие. По русскому языку «И в шутку, и всерьёз», «Семья слов», «Имена прилагательные в загадках», «Говорим правильно» и другие. По математике «Математические сказки», « Числа в загадках, пословицах, поговорках» и другие. На базе своей школы мною был проведен открытый урок по русскому языку в 4 классе «Личные местоимения», с применением проектно-исследовательской деятельности. Урок окружающего мира по теме «Полезные ископаемые» в 3 классе в Краснозерской СОШ №1, так же носил исследовательское направление. И большое кустовое мероприятие «Россия - я твоя росинка», где принимали участие Зубковская СОШ, Зубковская ООШ и Ульяновская ООШ. Учащиеся школ провели исследование, какие же песни о России знают современные дети, какие песни знали и пели их мамы и бабушки. В итоге получился замечательный музыкальный фестиваль. 2 года назад мои дети участвовали в коллективном творческо-исследовательском проекте «Моя первая клумба». Дети изучили разновидности цветочно-декоративных растений, способы посадки и ухода за ними. Мы вырастили рассаду цветов и высадили её на школьную клумбу.

Вывод: Проект – это средство обучения. - Может применяться на уроке и во внеурочное время. - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. - Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям.

- И в завершении нашего семинара хочется, чтобы каждый из нас выходя с урока, имел возможность сказать себе: “ Я блестящий учитель, у меня прекрасные дети”.

Благодарю за внимание