МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже, Зольского района КБР
Проектно-исследовательская деятельность
как фактор развития личности младшего школьника.
(из опыта работы).
Рожкова И.В.,
учитель начальных классов
2018 г.
Великая цель образования - не только знания,
но и прежде всего действия.
Мирон Н. И.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Цель исследовательской деятельности – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Проектно-исследовательскую деятельность в классе осуществляю в двух направлениях: применение метода на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и занимает достаточно времени. Знакомство с проектной деятельностью я начинаю с первого класса на занятиях кружка «Я – исследователь». Занятия веду по программе исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенкова.
В первом классе знакомлю ребят с методами исследования, проводим несколько экспресс-исследований «Что растёт на школьных клумбах», «Жилой дом».
Во втором классе все дети включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного исследования, и начинает работу.
В третьем - четвёртом классах продолжаю чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт, как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
Для того, чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы.
Например, задание «Посмотрите на мир чужими глазами». Читаю детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…» предлагаю детям продолжить рассказ, но сделать это необходимо несколькими способами. Представив, что гуляешь с друзьями во дворе и пошёл первый снег. Затем представьте себя водителем грузовика, или вороной, сидящей на дереве, зайчиком в лесу и т.д.
Такие упражнения развивают способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Подобные упражнения по развитию умений выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать и т.д. подробно описаны в книге Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Знания и умения, приобретаемые учащимися на занятиях кружка, очень разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами – изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, математикой, литературой и др. Поэтому, организуя исследовательскую работу учащихся, я использую межпредметные связи, учитывая знания, полученные учащимися по другим предметам и опираясь на эти знания.
Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. На уроках такая деятельность заключается в формулировании целей и задач предстоящего исследования, нахождении необходимых знаний, выполнении на их основе практических работ: написание мини-сочинений, составление чертежей, схем, конструирование предметов и разнообразных устройств, их оформление, изготовление предметов и т.п.
Например, при изучении темы «Рельеф Земли» (2 класс) по предмету «Окружающий мир», учащиеся с помощью эксперимента, определяли, как происходит образование и разрушение гор.
На уроках по русскому языку исследуют образование сложных слов, составляют паспорт словарных слов, атлас пословиц и поговорок и т.д.
На уроках литературного чтения разыгрывают мини-спектакли, изготовляют книжки-малышки.
Скажу честно, что не все ученики готовы заниматься исследованиями. Было сложно их увлечь, многие просто не понимали для чего это нужно, но когда я стала использовать на уроках их работы: загадки для минуток чистописания, карточки, которые они составили для проверки знаний, презентации по теме урока, вот тогда ученики оживились, они осознали значимость своей работы. Поэтому, самое главное в проекте это его презентация, возможность поделиться своими открытиями.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младшим школьникам, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечена необходимыми средствами, материалами и оборудованием, необходимо учитывать возрастные психолого - физиологические особенности младших школьников. Я считаю, что работать над проектами способны дети разного уровня подготовленности и развития интеллекта. Главное - помочь ребёнку поверить в свои силы. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Ребёнок должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Применительно к проектной деятельности ее можно проиллюстрировать так:
• если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
• если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
• если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
В настоящее время всё более очевидным становится, что изменение приоритетных целей школьного образования в сторону общего развития школьников влечёт за собой изменение в подходе к определению результативности в обучении.
Результаты диагностики качества обученности учащихся за 3 года показали стабильность сформированных у учащихся знаний и умений по основным предметам. Данные диагностики представлены на диаграмме.

Хочется отметить возросшую мотивацию детей к изучению окружающего мира, формированию ключевых компетентностей, среди который большую роль занимают и презентационные умения ребят, ведь со своими работами они выступали не только перед сверстниками, родителями, но и участвовали в конкурсах, научно-практических конференциях: школьных, районных и региональных.
Год | Проекты и исследования |
2009 -10 | Коллаж «Моя семья» (коллективный). Литературный турнир «Маленький принц» (групповой). Книжки-малышки: «Потешки», «Времена года». |
2010-11 | Мы разные, но мы вместе (социальный проект) Тираннозавр (Маремшаов А)– 1 место в школьной конференции «Я-исследователь» |
2011-12 | Пионеры – герои. (Маремшаов А) - 3 место в районном фольклорном фестивале. Что такое вулканы? (Маремшаов А)– 1 место в школьной конференции «Я-исследователь». Тюльпаны.(Бжахова Б)– 2 место в школьной конференции «Я-исследователь». Голубые озёра КБР. (Даова Д)- 3 место в школьной конференции «Я-исследователь». Хамелеон.(ХурановТ)- участие в школьной конференции «Я- исследователь» Лирохвосты. (Хажнагоев М) - участие в школьной конференции «Я- исследователь» Кошка- таинственная и загадочная.(Тамашева Л)- участие в школьной конференции «Я- исследователь» |
2012-13 | Славянские куклы-обереги.(Берзекова Д) – 2 место в районном фольклорном фестивале «Культур много –Россия одна». Кристаллы. (Маремшаов А)– 1 место в школьной конференции «Я-исследователь». Эйфелева башня.(Котов Т) -2 место в школьной конференции «Я-исследователь». |
2013-14 | «По страницам истории Залукокоаже». (Кушхова А) -1 место во Всероссийском конкурсе компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом». «Эльбрус-гора счастья». (Бугова Д) -1 место во Всероссийском конкурсе компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом». «Талисманы Олимпиады»(коллективный). |
2014-15 | «По страницам истории Залукокоаже». (Кушхова А) - 2 место в Республиканском этапе Всероссийского историко-этнографического образовательно-туристического международного проекта «Мой город – лучший город Земли», 3 место в районной конференции «Я-исследователь». «Эльбрус-гора счастья». (Бугова Д)- 1 место в Республиканском конкурсе презентаций «Люблю тебя, мой край» «Пословицы и поговорки-кладезь народной мудрости». (Махов К) -1 место в школьной конференции «Я-исследователь», сертификат частника в районной конференции «Я-исследователь». «Почему у светофора три глаза?» (Алабова З) - 3 место в школьной конференции «Я-исследователь» |
2015-16 | «Бумажные фантазии в технике оригами» (Токбаева Д) – 1 место в муниципальной научно-практической конференции «Я – исследователь», номинация «Наука об искусстве». «Дорога БЕЗопасности» (Кубалова О) – 1 место в муниципальной научно-практической конференции «Я – исследователь», номинация «Наука о здоровье». |
Я заметила, что учащимся больше нравится проводить индивидуальные проекты и исследования и стараюсь помочь каждому, но хочу отметить, что коллективные проекты ведут к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создаёт обстановку общей увлекательности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта являются «Мы разные, но мы вместе» (2010-11 уч.г.), в котором ребята совместно с родителями представляли традиции и обычаи узбекского, украинского и еврейского народов. В ходе этого проекта ребята пообщались с представителями этих народностей, попробовали их кухню, узнали о странах, в которых проживают эти народы и пришли к выводу, что у всех народов нравственные ценности схожи.
Социально-педагогический проект «Дорога БЕЗопасности» (2013-14 уч.г.) был проведён совместно с учащимися 3 класса (кл.рук. Букина А.В.). В данном проекте представлена система работы с детьми младшего школьного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Реализация проекта осуществляется через организацию различных форм совместной деятельности педагогов, детей, родителей, представителей ГИБДД Зольского района: проведение социальной акции «Вежливый водитель», интегрированные занятия, тематические беседы и классные часы, выставки рисунков и плакатов, чтение художественной литературы, экскурсии, игры - викторины, а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями: тематические родительские собрания, изготовление макетов, поделок, исследований, проектов.
Бывает очень сложно организовать поисковую деятельность на уроках, просто не хватает знаний, очень мало информации об этом методе обучения в начальной школе, поэтому я выбрала для себя тему самообразования ««Использование проектно-исследовательского метода в обучении и воспитании младших школьников»». Изучая литературу, опыт работы других педагогов средней и старшей школы, делаю для себя какие-то выводы. Свой опыт работы также представляла на различном уровне:
Трансляция личного педагогического опыта |
учебный год | уровень | форма |
2010-11 | Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных | Статья «Влияние средств массовой информации на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников». Материал содержит описание исследовательской работы воздействия средств массовой информации на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников. |
2011-12 | В рамках работы стажировочной площадки по внедрению ФГОС НОО семинар для заместителей директоров по УВР «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС» | Занятие кружка «Я - Исследователь» Тема: «Этапы работы над проектами» |
2012-13 | Мастер-класс (районный) | «Методика организации проектно - исследовательской деятельности в начальной школе». |
2013-14 | Мастер-класс (районный) | «Использование проектной деятельности как средства формирования познавательных УУД на уроках русского языка» |
2014-15 | Августовская конференция педагогических работников Зольского района. Секция учителей начальных классов | Доклад «Организация проектной деятельности ученика» (из опыта работы). |
Конечно, проектно-исследовательский метод – это дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.
Суть деятельностного метода обучения раскрывают слова Бориса Андюсева, член-корреспондента РАН, «… если мы хотим научить мыслить (и вовсе не обязательно – для возможности учиться в вузе, а – мыслить вообще, глубоко и системно), исследовательская деятельность к тому – прямой путь».
Литература.
Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия/Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. –Волгоград,:Изд-во «Учитель», 2011.
Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
Савенков А. И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания.//Ярославль, 2002.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-2-е изд., испр.и доп.- самара: Изд-во «Учебная литература», 2007.-208 с.
В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.
9