СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность как основа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье вы прочитаете об актуальности в педагогическом процессе  использования методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как основа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы»

«Проектно-исследовательская деятельность как основа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы»



Надо сказать, что сегодня современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живем? В обществе «равных возможностей» или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

Всегда, начиная с самых древних времен, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.

Что сегодня важно в начальной школе, кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что можно и нужно вложить в создание младшего школьника?

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, а также помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

Считаю, что все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. Вы спросите: проекты в начальных классов это трудно? Да – отвечу я, но все-таки это возможно. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Хочу сказать, что проектную деятельность я использую недавно, но эта работа заняла особое место и позволяет учащимся моего класса приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать, то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа конечно же охватывает огромное количество задач, а именно формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе. Преимущество данного метода состоит еще и в том, что ограниченный временными рамками урок, «выплескивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, информатику, изобразительное искусство, литературу, уроки технологии и многие другие.

При создании проектов мы тесно сотрудничаем с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, жителями города, учащимися школы. В моей работе необходима так же работа с родителями. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой, они несут ответственность за его воспитание и развитие.

Поэтому повышение уровня грамотности родителей по данному вопросу я осуществляю через: специальные стенды, рекомендации, родительские собрания, открытые уроки, консультации, мини-библиотеки для родителей, выставки, памятки, совместные праздники. На родительских собраниях я ознакамливаю родителей с элементами проектно-исследовательской деятельностью в начальной школе, всегда учитываю их мнение и согласие. Также родители принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности их детей. Посещая такие открытые мероприятия по проектно-исследовательской деятельности, родители убеждаются в том, что только системная работа дает положительные результаты, учит детей мыслить нестандартно, работать с разными видами словарей, добывать нужную информацию через разные источники, воспитывает культуру речевого общения, пробуждает интерес и внимание к слову. Формирует выразительность речи, развивает творческую фантазию, воображение, а также способствует навыкам исследовательского поиска.

В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.

Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребенка, помогающее ребенку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребенком проживает новое знание и его создает.

Надо сказать, что сейчас уже видны результаты этой работы. У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети умеют работать самостоятельно и в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

Также дети стали активно участвовать в художественной самодеятельности, в благоустройстве своего села, школы, мои ученики успешно принимают участие в школьных предметных олимпиадах. В 2011 году ученик Меркульев Женя занял I место в школьной олимпиаде по математике. В 2017 году обучающийся Волосов Кирилл участвовал во всероссийском конкурсе «Рассударики» с исследовательской работой "Полезно ли мороженое" - диплом III степени.

Проектно-исследовательская работа – это форма работы, которая направлена на развитие познания учащихся: любопытство, любознательность, познавательная потребность.

Проектно-исследовательская работа развивает творчество. Дети поднимаются по лесенке творчества, вершиной которой является защита проектов.

Проектно-исследовательская работа осуществляется при следующих условиях: свобода выбора, помощь взрослых, напряжение сил, творческой среды, благоприятной системе отношений.

Работать, используя проектно-исследовательский метод, интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда. В каждом деле есть свои изюминки, только надо увидеть их и раскрыть. Верить, что главное дело получится. Хочу сказать, что от такой работы я просто получаю удовольствие!

В заключение своего выступления хочу сказать, что организовав проектно-исследовательскую работу, я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!»