МАОУ «Светлинская СОШ №2»
Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС ООО И СОО
Учитель технологии, Чухломина Ирина Николаевна, высшая категория
Системно- деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность.
В образовательной программе основного общего образования ФГОС, «проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках является комплексом формирования универсальных учебных действий:
- обеспечить учащимся возможность самостоятельно организовывать работу, ставить перед собой достигаемые цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, адекватно оценивать результат проделанной работы;
- создать условия для развития и самореализации личности и сотрудничать с педагогом и сверстниками. «Умение учиться» дает возможность личности быть готовым к непрерывному образованию, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечивать успешное усвоение полученной информации, формирование компетентностей в любой учебной дисциплине.
При проектно- исследовательской деятельности создаются практически все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают роль в ценностно-смысловой ориентации, в социальных ролях и межличностных отношений.
Регулятивные универсальные действия дают понять учащемуся, как правильно организовать его учебную деятельность.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций остальных людей, партнеров по общению или деятельности; умение выслушивать и вступать в разговор; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу ровесников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми.
Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении
- Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении
Практико-ориентировочные (прикладные).
Исследовательские.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные).
Творческие.
Ролевые, игровые.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными .
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактов проекты бывают —
внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.
Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся разрабатываются с учетом целей и задач на данном этапе
Организация дела (регулятивные УУД)
Познание мира (познавательные УУД)
1.Выбор темы (названия):
-самостоятельно;
-с помощью.
Определение цели:
-самостоятельно;
-с помощью.
Составление плана:
самостоятельно;
-с помощью.
Общение с людьми (коммуникативные УУД)
2.Реализация плана:
-самостоятельно или с помощью;
-в соответствии с замыслом;
-корректировка плана упростила достижение результата
1. Сбор информации:
-Из разных источников;
-собственных наблюдений;
-опытов, практических действий и т.п.;
-самостоятельно
Проявление чувств и воли (личностные УУД)
1.Выражение своих мыслей:
-ясность и доступность изложения;
-логичность;
-целостность выступления;
-Правильность и красота речи
2.Создание собственного продукта
(в т.ч. с переработкой информации):
- оригинальный продукт;
- с элементом новизны;
- воспроизведение неизвестного
3.Самооценка
результатов и хода выполнения проекта:
- самостоятельно или по вопросам;
- адекватность самооценки;
-выделение трудностей;
-признание неудач полностью самостоятельно
1.Доведение замысла до воплощения:
-полное воплощение;
-частичное воплощение;
- упрощение цели по ходу работы.
Преодоление трудностей:
-про трудности не известно (не было);
-трудности преодолены полностью;
- частично;
-большая часть трудностей не преодолена
2. Понимание вопросов (при защите проекта):
- быстрое и чёткое понимание;
-понимание после уточнения проблемы при понимании вопросов
3.Представление информации (текст, схема, модель, объект и т.п. ):
- творческое, оригинальное;
- типовое
2. Эмоциональная самооценка своей работы:
- степень интереса;
- удовлетворённость;
-увлечённость темой
3. Договориться в споре (при защите проекта):
-аргументированное (или нет) отстаивание своей позиции;
- корректировка позиции под воздействием аргументов;
- растерянность в споре;
- дискуссия отсутствовала
3.Возможно, но необязательно (только по самооценке автора, без публичного обсуждения и осуждения):
- решение моральных проблем, противоречий при оценке или выборе поступков ( в ходе работы над проектом)
Критерии оценивания проектной деятельности учащегося
Критерии оценивания презентации проекта (его защиты и ответы на вопросы):
- Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем ( познавательные УУД).
Проявляется в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.д.
- Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий.
- Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор наилучших стратегий в трудных ситуациях.
- Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Вывод
На основании рассмотренного теоретического материала по изучению проектно-исследовательской деятельности обучающихся в основной школе в рамках ФГОС было выявлено следующее:
- системно-деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно- исследовательская деятельность, через эту деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные;
- «Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».