СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД»

МАОУ «Светлинская СОШ №2» Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС ООО И СОО     Учитель технологии, Чухломина Ирина Николаевна, высшая категория

МАОУ «Светлинская СОШ №2»

Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС ООО И СОО

Учитель технологии, Чухломина Ирина Николаевна, высшая категория

 Системно- деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В образовательной программе основного общего образования ФГОС, «проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».

Системно- деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность.

В образовательной программе основного общего образования ФГОС, «проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках является комплексом формирования универсальных учебных действий: обеспечить учащимся возможность самостоятельно организовывать работу, ставить перед собой достигаемые цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, адекватно оценивать результат проделанной работы; создать условия для развития и самореализации личности и сотрудничать с педагогом и сверстниками. «Умение учиться» дает возможность личности быть готовым к непрерывному образованию, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечивать успешное усвоение полученной информации, формирование компетентностей в любой учебной дисциплине.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках является комплексом формирования универсальных учебных действий:

  • обеспечить учащимся возможность самостоятельно организовывать работу, ставить перед собой достигаемые цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, адекватно оценивать результат проделанной работы;
  • создать условия для развития и самореализации личности и сотрудничать с педагогом и сверстниками. «Умение учиться» дает возможность личности быть готовым к непрерывному образованию, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечивать успешное усвоение полученной информации, формирование компетентностей в любой учебной дисциплине.
При проектно- исследовательской деятельности создаются практически все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают роль в ценностно-смысловой ориентации, в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные универсальные действия дают понять учащемуся, как правильно организовать его учебную деятельность. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций остальных людей, партнеров по общению или деятельности; умение выслушивать и вступать в разговор; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу ровесников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми.

При проектно- исследовательской деятельности создаются практически все виды универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают роль в ценностно-смысловой ориентации, в социальных ролях и межличностных отношений.

Регулятивные универсальные действия дают понять учащемуся, как правильно организовать его учебную деятельность.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиций остальных людей, партнеров по общению или деятельности; умение выслушивать и вступать в разговор; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу ровесников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и взрослыми.

Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении Практико-ориентировочные (прикладные). Исследовательские. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Творческие. Ролевые, игровые. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными . Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.  По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.

Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении

  • Виды проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении

Практико-ориентировочные (прикладные).

Исследовательские.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные).

Творческие.

Ролевые, игровые.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными .

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают —

внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.

Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся разрабатываются с учетом целей и задач на данном этапе

Организация дела (регулятивные УУД)

Познание мира (познавательные УУД)

1.Выбор темы (названия):

-самостоятельно;

-с помощью.

Определение цели:

-самостоятельно;

-с помощью.

Составление плана:

самостоятельно;

-с помощью.

Общение с людьми (коммуникативные УУД)

2.Реализация плана:

-самостоятельно или с помощью;

-в соответствии с замыслом;

-корректировка плана упростила достижение результата

1. Сбор информации:

-Из разных источников;

-собственных наблюдений;

-опытов, практических действий и т.п.;

-самостоятельно

Проявление чувств и воли (личностные УУД)

1.Выражение своих мыслей:

-ясность и доступность изложения;

-логичность;

-целостность выступления;

-Правильность и красота речи

2.Создание собственного продукта

(в т.ч. с переработкой информации):

- оригинальный продукт;

- с элементом новизны;

- воспроизведение неизвестного

3.Самооценка

результатов и хода выполнения проекта:

- самостоятельно или по вопросам;

- адекватность самооценки;

-выделение трудностей;

-признание неудач полностью самостоятельно

1.Доведение замысла до воплощения:

-полное воплощение;

-частичное воплощение;

- упрощение цели по ходу работы.

Преодоление трудностей:

-про трудности не известно (не было);

-трудности преодолены полностью;

- частично;

-большая часть трудностей не преодолена

2. Понимание вопросов (при защите проекта):

- быстрое и чёткое понимание;

-понимание после уточнения проблемы при понимании вопросов

3.Представление информации (текст, схема, модель, объект и т.п. ):

- творческое, оригинальное;

- типовое

2. Эмоциональная самооценка своей работы:

- степень интереса;

- удовлетворённость;

-увлечённость темой

3. Договориться в споре (при защите проекта):

-аргументированное (или нет) отстаивание своей позиции;

- корректировка позиции под воздействием аргументов;

- растерянность в споре;

- дискуссия отсутствовала

3.Возможно, но необязательно (только по самооценке автора, без публичного обсуждения и осуждения):

- решение моральных проблем, противоречий при оценке или выборе поступков ( в ходе работы над проектом)

Критерии оценивания проектной деятельности учащегося

Критерии оценивания презентации проекта (его защиты и ответы на вопросы):

  • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем ( познавательные УУД).

Проявляется в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.д.

  • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой (темой) использовать имеющиеся знания и способы действий.
  • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор наилучших стратегий в трудных ситуациях.
  • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Вывод На основании рассмотренного теоретического материала по изучению проектно-исследовательской деятельности обучающихся в основной школе в рамках ФГОС было выявлено следующее: системно-деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно- исследовательская деятельность, через эту деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные;  «Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».

Вывод

На основании рассмотренного теоретического материала по изучению проектно-исследовательской деятельности обучающихся в основной школе в рамках ФГОС было выявлено следующее:

  • системно-деятельностный подход является основой федерального государственного стандарта, а реализовать данный подход позволяет проектно- исследовательская деятельность, через эту деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные;
  • «Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта».