Пояснительная записка
На защиту выносится творческая проектная работа «Музей Древнего Мира».
Музей - это некое учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников истории. Начав серьезно изучать историю Древнего мира, мы решили создать проект «Музей истории Древнего мира», так как полученные теоретические знания всегда интересно реализовать на практике.
Актуальность проекта обусловлена самим учебным планом и фактом преемственности курса истории. Таким образом, чтобы изучать следующий период в истории, необходимо на достаточном уровне закрепить знания о предыдущем. Данный проект как нельзя лучше способствует этому.
Практическая значимость проекта проявляется в возможности использования его на уроках истории и МХК, а также при подготовке к проверочным работам.
При реализации проекта мы руководствовались гипотезой, что систематизация знания, реализованная в макет музея поможет закрепить полученные знания, поднять интерес к изучению предмета, развить творческий потенциал.
Цель нашего проекта: создать условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование и создание макета музея «История Древнего мира».
Задачи проекта:
Познакомиться с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая, Индии.
Изучить быт и культуру древних людей, узнать о знаниях и изобретениях людей этих стран и научное их применение.
Систематизировать и обобщить знания, путем создания макета музея «История Древнего мира».
При создании проекта мы использовали методы системного анализа, группировки фактов, моделирования и др.
В своей реализации проект прошел через несколько этапов: подготовительный (выбор темы и модели реализации, составление экспозиции); практический (сбор и анализ информации, создание и размещение экс понатов, оформление макета музея); итоговый (оформление проектной работы, презентации и защита).
Проект носит междисциплинарный характер, так как при его реализации мы привлекаем знания многих других дисциплин: собственно знания по истории, математики, информатики, литературы, географии, ИЗО, технологии, и др.
У проекта существует перспектива развития: по согласованию с учителями и родителями создать выставку или мини-музей (временный) в создании которого могут принять участие все желающие.
Реализация проекта
Подготовительный этап При создании проекта мы использовали учебник История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И. М.:2015 г. Создание экспозиции музея мы также решили произвести в соответствии с логикой данного учебного пособия. Было принято решение организовать следующие залы нашего музея «Первобытное общество», «Древний Египет», «Древний Рим», «Древняя Греция», «Древняя Индия и Китай». В каждый зал было решено поместить информацию и экспонаты по принципу значимости, важности и доступности. Обязанности по выполнению проектного задания были распределены между участниками группы. Для изготовления основания макета было решено использовать плотный картон. Остальные материалы подбирались под конкретный экспонат (искусственный мех, кожа, волосы, природные материалы). В качестве материало для письма использованы маркеры, гелиевые ручки. Крепление экспонатов было решено осуществлять с помощью двухстороннего скотча и клея «Момент Универсал».
Практический этап После выбора экспонатов началась работа по поиску информации и созданию объектов экспозиции. Кроме указанного учебного пособия, при сборе информации была использована следующая литература: Древний мир. Полная энциклопедия. Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р. М.: 2007. и Древний мир. Энциклопедический словарь. В. Д. Гладкий. Издательство: Центрполиграф, 2001. Также были использованы ресурсы Всемирной сети Интернет. Зал «Первобытное общество». Начать мини-экскурсию по нашему «музею» предлагается с «ленты времени». Она позволяет понять как датирован тот или иной период в мировой истории и определяет место в ней исторических событий. Рубежным событием для отсчета нашей эры считается зарождение Христианской религии. Среди экспонатов на макете представлена фигура первобытного человека в традиционной одежде, которая изготавливалась из шкур животных. Материалом могли служить кожа или растения. Также представлен один из вариантов орудия труда – каменный топор. В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов, экспонат которого представлен на нашем макете. Для охоты на крупного зверя использовалась, в основном, загонная охот, при которой толпа людей загоняла животное в заранее подготовленную ловушку (яму), затем животное добивали орудиями. Еще один момент, отраженный на нашем макете – это наскальная (пещерная) живопись первобытных людей. Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Зал «Древний Египет». Первое, что ассоциируется с Египтом вообще, и древним Египтом в частности - это пирамиды. Пирамиды представляют собой каменные сооружения-гробницы египетских фараонов. Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В нашем музее представлена часть полотна мумии. Оно представляет собой повязку из разрезанного на ленты виссонного полотна, намазанную камедью. Кроме того, на макете представлена система древнеегипетского саркофага. Интересным моментом в истории Древнего Египта становится объединение Верхнего и Нижнего египетских царств. Правитель объединил не только жизнь, устроил общую столицу, но и принял общее правление, символом которого стала коронная, объединившая в себе элементы двух территорий. Самой распространенной системой письменности в Древнем Египте было иероглифическое письмо. Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Именно в Древнем Египте впервые появляется папирус – писчий материал из тростникового растения. Стебли папируса расчленяли и склеивали в пласты, которые в дальнейшем использовали для письма. Также в Древнеегипетском зале представлена информация о главных египетских богах в системе верования. В источниках можно найти более или менее четкую информацию о следующих богах: Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана; Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом; Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра; Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека, на голове которого изображали утку; Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями; Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье; Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта; Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох; Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском; Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона; Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох; Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой; Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола; Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки; Хнум – создатель людей, бог творения, воды и заходящего солнца. Создал жизненно опасные пороги реки Нил. Изображался в виде мужчины с головой барана; Шаи – бог виноградной лозы, покровитель богатства. Позднее стал считаться богом судьбы, который определял время течения человеческой жизни; Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования; Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса; Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом. В нашем «музее» представлена краткая информация о следующих богах:_________. Зал «Древняя Индия и Китай». Объединенный зал двух культур включает в себя достаточно скромные экспонаты. К Китаю в нем относится фрагмент Великой Китайской стены, строительство которой началось еще в Древнем Китае (IIIв. До н.э.), а закончилось в 17 веке. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, защищать ее от внешних неприятелей. Свидетельства развития китайской письменности относятся к 17-11 вв. до н.э. Самыми главными достижениями китайской древности являются деревянные и бамбуковые дощечки с иероглифами. Это первые книги Китая, имеющие название «цзянь». Среди экспонатов представлены бамбуковые палочки. Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре. Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см. Рукотворные книги не выцарапывались, а были написаны особым раствором. Для написания иероглифов китайцы применяли сок лакового дерева, из которого готовили специальные «чернила». «Тушь» получалась очень качественная и стойкая, допущенную ошибку можно было удалить, только хорошенько поскоблив ножом. Из волокон бамбука изготавливался инструмент для письма, напоминающий кисть. Текст на пластинах писали справа налево, сверху вниз. Каждая вертикальная строка содержала от 10 до 40 иероглифов. К экспонатам по истории Древней Индии относится национальный наряд - Сари у женщин и Дхоти у мужчин. Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя впереди складки, а конец (паллу) перебрасывают через плечо, закрывая грудь. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика, и нижней юбкой. Дхоти — это задрапированная, набедренная одежда индийских мужчин. Дхоти представляет собой полосу прямоугольной ткани, длиной обычно 5 метров, белого или другого однотонного цвета. Нельзя, ведя разговор об Индии, не упомянуть устройство общества. В Индии была распространена замкнутая кастовая система. По легенде, Бог Брахма разделил людей на касты определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога. Из рук своих Брахма создал воинов. Из бёдер были созданы земледельцы. Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг. Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст. В нашем макете отражен принцип создания каст и представлена фигура Брахмы. Основой религиозной системы Древней Индии являлся Индуизм – уникальная религия, которая не имеет основателя, как большинство популярных религиозных течений. Индуизм представляет собой обобщенную систему верований и традиций, а также духовных и телесных практик. Пантеон индийских богов довольно обширен. Выделяют три главенствующих божества, которые дополняют друг друга, но при этом имеют различные функции: Вишну – четырехрукое божество, парящее на орле, представляет собой всепроникающую сущность, сознающую прошлое и будущее, создающую и разрушающую вселенные. Сам Вишну также имеет несколько форм, которые отвечают за мироздание и поддержание баланса в природе. Главным воплощением Бога является Кришна, целью которого является уничтожение зла и спасение падших душ. Брахма – саморожденная сущность, наделенная способностью созидать. Имеет четыре руки, обозначающие четыре стороны света. Культ Брахмы менее распространен в индуизме, несмотря на занимаемое им положение в пантеоне богов. Шива – олицетворят созидание и разрушение. Считается основателем йоги. Изображается в виде четырехрукого существа, сидящего в позе лотоса. Обладает духовной семьей: женой Парвати и двумя сыновьями: Ганеша и Сканда. Известен, как разрушитель трех демонических городов, поостренных для осуществления зла. Главная цель приверженцев индуизма – духовное освобождение, которое способствует гармоничному существованию. В понимании религиозного течения, человек – это душа, оказавшаяся в условиях материального мира, где царят разочарование, страдания и невежество. Видео о смысле человеческой жизни в индуизме Смысл человеческой жизни в индуизме кроется в освобождении от противоестественного и наносного. Поиск наслаждений – главная цель человеческого существа, однако, под наслаждением понимаются не тривиальные удовольствия, имеющие иллюзорную природу, а достижение духовного просвещения. Формой постижения истины является реинкарнация, которая способствует накоплению жизненного опыта через временное прекращение физической активности. Поведение человека напрямую влияет на его жизненный опыт и духовное развитие. Люди, совершающие дурные поступки, обрекают себя на болезни, горести и разочарования. Карма – результат деятельности существа в текущей и прошлых жизнях. Реализация священного долга помогает избавиться от страданий и обрести духовную гармонию. Священная книга индуизма – Веды, в которых описываются древнейшие традиции, жертвенные формулы, заклинания и др.
Зал «Древняя Греция». Истории древней Греции можно посвятить не просто целый зал, а целый музей, научный труд и т.п. Мы разместили в этом зале наиболее интересные для нас моменты. Начинается наш зал с Олимпийских игр. Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. Наградой за победу служил венок из дикой оливы или лавра, победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель возводился на олимп. Олимп в понимании греков был пристанищем Богов. Система божеств была достаточно развита. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве. Зевс - главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном. Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном. Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона. Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы. Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва. Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий. Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс. Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой. Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан. Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств. Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй. Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия. При изучении истории и культуры Древней Греции мы часто встречались с большим количеством разнообразных сосудов. В нашем макете мы представили два: первый классическая амфора, Второй – кратер. Оба сосуда были связаны с виноделием: амфора использовалась для транспортировки и хранения вина, а кратер служил сосудом для смешивания вина с водой. Одной из характерных черт Древнегреческого искусства является орнамент. В нашем музее представлено несколько разновидностей.
Зал «Древний Рим». Изучать историю Древнего Рима невозможно не затронув легенду о волчице вскормившей Ромула и Рема. Легенду и скульптуру волчицы и легендарных братьев мы также разместили на нашем макете. Римское государство славилось своими воинскими традициями, поэтому следующий экспонат – римский воин. Но не только в войнах проходила жизнь римлян. В нашем музее вы можете увидеть, как выглядела повседневная одежда римлянина. Ее составляли, в основном, тога и туника. Нам показался очень интересным малоизвестный факт из истории культуры Рима (поэтому мы включили его в наш «Музей»): именно в Древнем Риме зародилось искусство мозаики из кусочков стекла, которую сегодня принято именовать витражом. В нашем музеи присутствует самостоятельно созданный витраж. Итого: макет музея «История Древнего мира» имеет 5 залов, ____ экспонатов. Часть экспонатов может быть заменена по необходимости. Также макет имеет возможность расширения, путем добавления дополнительных страниц или отделений на уже имеющихся.
Итоговый этап В ходе реализации проекта нами были изучены учебное пособие, тематическая энциклопедия, словарь, ряд произведений художественной культуры и визуальные источники. Участники группы обращались к уже изученным темам, самостоятельно (с консультацией учителя) изучали еще непройденный на уроках материал.
Были реализованы поставленные перед началом работы цели и задачи. При реализации проекта были созданы условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности, путем проведения самостоятельного исследования и создания макета музея «История Древнего мира».
Проектная группа познакомилась с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая и Индии. Были изучены быт и культура древних людей, накоплены знания о достижениях науки, культуры и изобретениях людей этих стран и их применении.
Систематизировать и обобщить знания удалось путем создания макета музея «История Древнего мира».
Ряд экспонатов проектной группе приходилось создавать вручную, что помимо прироста знаний по истории, помогало совершенствовать знания и умения в других областях, а также способствовало развитию коммуникативных навыков. Основные итоги проекта представлены в виде письменного отчета, макета и мультимедийной презентации.