Международная научно-методическая конференция педагогов
« Инновации и традиции в современном образовании »
Секция « Проектно-исследовательская деятельность учащихся
в современном образовательном пространстве »
Проектно-исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время, как фактор социализации личности.
Подготовила учитель географии
Высшей категории ОШ «№ 2 г. Аксая Бурлинского района Щапова М.А .
2019г.
Современное образование
Учитель не открывает истины, он — проводник истины,
которую каждый ученик должен открыть для себя сам.
Хороший учитель — лишь катализатор.
Брюс Ли
Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
Слово “технология” происходит от греческих слов “техно” (искусство, мастерство, умение) и “логос” (слово, учение, наука).
Изменение целей образования
Развитие Личности
Модернизация системы образования
«Чему учить?»
«Как учить результативно?»
Инновационные технологии.
Цель проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках новых условий: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся...
В моём понимании технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие ученика.
Способствует развитию:
Приобретение компетенций:
- критического мышления; информационной культуры; творческих и коммуникативных способностей;
- критического мышления;
- информационной культуры;
- творческих и коммуникативных способностей;
- умения ставить и находить пути их достижения .
- умения ставить и находить пути их достижения .
- видеть проблему, ставить задачи для её решения; планировать и оценивать свою работу; уметь связно излагать свои мысли,
- видеть проблему, ставить задачи для её решения;
- планировать и оценивать свою работу;
- уметь связно излагать свои мысли,
- аргументировано выступать перед публикой, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций
- аргументировано выступать перед публикой, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций
Проектно-исследовательская деятельность
- активное познание,
-поиск,
- исследование,
-становление доказательной
авторской позиции,
-обретение опыта ее
публичной защиты
Роли в проектной деятельности
Задачи для учителя
Деятельность учащихся
- 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе исследования и проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приёмы. 3. Разработать примерную тематику проектов в рабочих программах для разных курсов. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебной деятельности. 6. Наметить задачи для последующей работы по методу проектов.
1. Распознает и формулирует проблему.
2. Собирает данные, работая с литературными источниками, краеведческим материалом.
3. Намечает план действия.
4. Формулирует гипотезу, проверяет её на протяжении всей работы.
5. Оформляет результаты, предоставляя отчёт.
Деятельность учителя
1. Управляет процессом получения знаний.
2. Управляет и формирует мировоззрение школьника.
3. Обучает приёмам подготовки презентации разных видов.
4. Корректирует и вдохновляет в исследовательскую деятельность.
Типология проектов в моей практике
Экологический, краеведческий, исследовательский .
- Экологическое состояние реки Утва Исследование территории школьного двора Изучение Миргородского заказника
- Экологическое состояние реки Утва
- Исследование территории школьного двора
- Изучение Миргородского заказника
физико-географические
- Влияние продолжительности снежного покрова на растение степи
- Влияние продолжительности снежного покрова на растение степи
социально-экономические,
Возможности развития детского туризма в Бурлинском районе
Краеведческие
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Толкование географических названий нашего района
историко-географические
Влияние освоение целины на экологию края
Игровые, творческие проекты.
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения , либо определяются лишь в самом завершении проектной деятельности.
Примеры заданий :
1. Составить и провести виртуальную экскурсию по городу, региону, стране (по карте, плану, с использованием ИКТ).
2. Спроектировать дорогу, символический знак, герб для определенной страны, острова, города.
3.Составить и оформить краткий путеводитель по Приуралью, справочник «Природным ресурсы района»с использованием карт и фотографий своей местности .
В проекте обозначена проблема и потребность, которая должна быть удовлетворена в результате работы.
«Найди потребность и удовлетворение её» - вот девиз проектной деятельности.
Самостоятельное решение проблемы с обоснованным выбором альтернативных вариантов с последующей рефлексией.
- Насколько решена проблема?
- Насколько я был успешен в процессе проектирования?
«-» «+»
Вся работа ведётся на факультативах и во внеурочное время.
Консультации по подбору материала по теме, отбор материала, требуют много времени.
Некоторые трудности в оформлении работы: подбор иллюстративного материала по теме, технические средства, распечатка материала и др.
Областной эколого-биологический центр Слет юных экологов 2015г
Областной
экологический форум
7
класс
2012-13
6
2013-14
7
2014-15
8
9
66
78
78
81
60
10
66
67
69
11
83
Средний показатель
67
75
79
77,1
78
82
82
78,8
78,9
Мониторинг
качества знаний по классам
за три года
Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии
РЕЗУЛЬТАТИВНО
ЭФФЕКТИВНО
ПРИЕМЛЕМО