СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа «Комплексная экологическая тропа как способ реализации природоохранной деятельности на примере «Национального парка «Нижняя Кама»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа «Комплексная экологическая тропа как способ реализации природоохранной деятельности  на примере  «Национального парка «Нижняя Кама» содержит теоретическую информацию о природоохранной деятельности, понятии экологической тропы и особенностях "Национального парка "Нижняя Кама", а также практическую часть с разработкой и описанием экологической тропы.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа «Комплексная экологическая тропа как способ реализации природоохранной деятельности на примере «Национального парка «Нижняя Кама»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30










Комплексная экологическая тропа как способ реализации природоохранной деятельности

на примере «Национального парка «Нижняя Кама»


проектно – исследовательская работа по экологии






Автор:

Каримова А.С.

учитель биологии















Набережные Челны

2020-2021




Содержание

1.Введение……………………………………………………..……………………………3

2.Основная часть………………………………………..…………….………………….....4

2.1 Природоохранная деятельность ………………………………………………..4

2.2 Понятие экологической тропы……………………………………………….....5

2.3 Особенность «Национального парка «Нижняя Кама»..……………………....7

3. Практическая часть……………………………………………………….......................9

3.1 Разработка экологической тропы……………………………............................9

3.2 Описание экологической тропы…………………………………………….....10

4. Заключение……………………………………………………………..…………….....14

5. Список литературы……………………………………………………………..………15

6. Приложения……………………………………………………..……………………...16






























1.введение

С каждым годом природоохранная деятельность приобретает все большую роль в сохранении видового разнообразия живых организмов на Земле. Увеличивается количество особо охраняемых территорий, все большее количество людей привлекается для защиты природы. Не исключением является и наша страна, в которой на сегодняшний день насчитывается 101 особо охраняемая территория. Одной из таких является Национальный парк «Нижняя Кама», расположенный в пределах Республики Татарстан.

Ежегодно в целях сохранения видового разнообразия растений и животных на территории парка устраиваются экологические десанты, куда привлекаются учащиеся, начиная от младших и заканчивая старшими школьниками. Однако, вся деятельность учащихся сводится в основном сборке мусора и небольшой познавательной лекции о парке. В вязи с этим, часто учащиеся даже не осознают и не придают природоохранной деятельности значение. Возникает проблема формирования у учащихся не только познавательного, но и бережного, природоохранного значения своей малой Родины. Исходя из данных трудностей, я считаю, что изучение данной темы является, несомненно, актуальным.

Для решения выдвинутой проблемы, я решила разработать экологическую тропу на одном из участков Национального парка «Нижняя Кама», включающей элементы не только познавательной, но и непосредственно природоохранной деятельности.

Цель работы: разработать комплексную познавательно – экспериментальную экологическую тропу в целях сохранения природы Национального парка для учащихся 5-6 классов.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. выявить преимущества экологической тропы;

  2. оценить особенности и состояние Национального парка;

  3. описать экологическую тропу;

  4. составить экологический паспорт исследуемой территории.

Перед началом исследования была выдвинута гипотеза: экологическая тропа как наиболее приемлемая форма организации работы учащихся будет способствовать повышенному интересу учащихся к природоохранной деятельности.

В качестве объекта исследования была выбрана территория б/о «Ромашка», расположенная на северо – востоке Национального парка «Нижняя Кама».

Предмет исследования – компоненты природы территории б/о «Ромашка».

При написании работы были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- эксперимент;

- обзор литературы.

При проведении экспериментов были использованы: цифровая лаборатория «Архимед», школьная переносная экологическая лаборатория, цифровой микроскоп «Биомед».

Участниками экологической тропы были учащиеся 5-6 классов. Исследование проводилось в период с мая по сентябрь 2016 года.

2. основная часть

2.1 природоохранная деятельность

Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий:

- обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

- ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

- воспроизводство компонентов природных ресурсов;

- восстановление природных ресурсов;

- рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве;

- минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

- охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности являются предотвращение деградации природной среды путем развития безотходных технологий и экологически чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

В целях природоохранной деятельности Национальный парк «Нижняя Кама» проводит тысячи мероприятий для привлечения к сотрудничеству, такие как: Марш парков, Акция «Белая береза», День охраны окружающей среды, Акция «Муравейник», Акция «Дым в лесу», Акция «Чистый лес», Акция «Птицы», «День заповедников и национальных парков» (14 октября), Акция «Ель», Программа «Юный рейнджер» и т. д. В акциях с каждым годом принимает все большее количество учащихся школ, студентов, представителей различных коммерческих и государственных предприятий. Однако, все мероприятия носят в основном познавательный или «очистительный» характер. Особенно среди учащихся.

2.2 понятие экологической тропы

Введение понятия природоохранная или экологическая тропа впервые появилось в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» - предложить тропу по Аппалачскому хребту (Т.К. Сергеева, 1986г.). К 1922 г. пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова. Ее длинна, составила 3300 км. Сразу же она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.

Учебные тропы, как правило, созданы для лучшего осознания важности живой природы. На них можно передвигаться как с экскурсоводом, так и самостоятельно, с помощью брошюры, в которой указаны основные моменты. Экологические тропы различают по следующим критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности.

Принято считать, что на этих тропах передвигаются только пешком. Но существуют разные виды экологического туризма (Т.К. Сергеева, 1986г.):

1.Тереккинг или пешеходный туризм.

2. Путешествие с натуралистом.

3. Путешествия на велосипеде.

4. Путешествие верхом.

5. Туры по внутренним водам.

6. Морские путешествия.

7. Спелеотуризм.

8. Спортивная охота на охраняемых природных территориях.

Значение тропы для экологического образования складывается из трех взаимосвязанных компонентов: рекреации, обучения и воспитания. При этом ее тематическая направленность может быть различной – зоологической (птицы, млекопитающие, насекомые), ботанической, геологической (выходы пород, древний вулкан), эколого-исторической, почвоведческой и т.д.

Как форма обучения, экологическая тропа имеет ряд преимуществ перед традиционными формами, так как:

а) связана с посещением дикой природы;

б) предполагает активное приобретение знаний и навыков;

в) воспринимается не в процессе мероприятий, приуроченных к определенному месту и времени, следовательно, снижается вероятность возникновения заранее негативного настроя у участников экотропы.

НП очень заинтересован в создании экскурсионных маршрутов, т.к. это способствует привлечению людей к защите природы. На данный момент действующими тропами являются:

1. Экскурсионный маршрут «Красная горка близ Елабуги»;
2. Экскурсионный маршрут «Святой Ключ близ Елабуги»;
3. Экскурсионный маршрут «Большой бор»;
4. Экскурсионный маршрут «Лесные озёра»;
5. Экскурсионный маршрут «Древности Прикамья»; 
6. Экскурсионный маршрут «Корабельная роща»; 
7. «Шишкинский край» (пеший маршрут);
8. Маршрут по рекам Тойма, Кама и Криуша (водный).
Все они носят познавательный характер и имеют популярность, но только среди старшего поколения. Они не адаптированы для детей среднего возраста (http://nkama.my1.ru/).

2.3 особенность «Национального парка «Нижняя Кама»

В качестве объекта исследования не случайно был выбран Национальный парк «Нижняя Кама», а точнее его северо-восточная часть. Прежде всего это связано с тем, что во – первых, данная территория отличается некоторыми природными особенностями, которые редко встречаются в мире, а во вторых, здесь в течении летнего периода проходила летняя школьная смена профильного лагеря. Среди природных особенностей нельзя не отметить следующие:

Национальный парк «Нижняя Кама» организован 1991 г. и занимает площадь на северо-востоке Республики Татарстан 26601 тыс. га. По природно-растительному районированию Национальный парк (далее – НП) расположен в пределах Вятско-Камского равнинного региона темнохвойно-широколиственных лесов, долинных гигрофитных неморальных лесов и болот, а также – Восточно-Закамского региона широколиственных лесов Высокого Заволжья.

Территория НП находится на право- и левобережье реки Кама, которая делит парк на две обособленные части: Елабужское и Челнинское лесничество.

Своеобразием НП является взаимное влияние двух противоположных функциональных систем: крупного промышленного узла с 1,5 миллионным агломератом четырех городов и уникальные природные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность; предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма (http://nkama.my1.ru/).

НП обладает таким сочетанием природных и культурно-исторических ресурсов, которое обеспечивает ему особое место не только в регионе, но и в республике в целом. Эстетическая и в целом, рекреационная ценность территории определяется природно-ландшафтными комплексами р. Кама с разнообразными проявлениями рельефа, климата, почв, растительности, флоры и фауны, что имеет большое значение в природном рекреационном потенциале. Выгодное географическое положение, транспортные связи, близость городов и является предпосылкой для развития регулируемого отдыха экологического туризма.

Уникальность природы парка определяется своеобразием геологического прошлого территории и живописностью лесных массивов, которые сочетают все важнейшие типы леса Прикамья, сложенные как хвойными - сосной, елью, пихтой, так и лиственными породами - дубом, осиной, липой, березой. Сосновые леса составляют 60,4 % площади парка и занимают ведущее положение в сложении растительного покрова, покрывая все возвышенно равнинные территории послеледниковых террас. Наиболее распространёнными являются сосняки сложные, мшистые (зеленомошные), кустарниково-мшистые, бруснично-кисличные, вейниковые, орляковые, ельники, елово-пихтовые и широколиственные леса.

В настоящее время флора НП насчитывает более чем 500 видов, высших сосудистых растений, основу которых составляют бореальные и неморальные виды, а также растения суходольных и пойменных лугов. Среди них 68 видов относятся к редким, исчезающим и охраняемым растениям Республики Татарстан. 3 вида (пыльцеголовник красный, ковыль перистый, неоттианте клобучковая) занесены в К.Книгу РФ. Также на территории парка произрастает около 90 видов лишайников, более чем 50 видов мхов, более чем 90 видов грибов-макромицетов.

Фауна НП в целом типична для востока средней полосы европейской части России, имеется 40 млекопитающих, 135 видов птиц, 6 пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 14 рыб, 500 видов беспозвоночных, из них 22 являются редкими, исчезающими и охраняемыми видами Республики Татарстан.

Территория НП оказывающая благотворное влияние на регион Нижнего Прикамья представляет собой сложную экосистему, где природно-ландшафтные комплексы и животный мир находятся в тесном взаимодействии с человеком и подвергаются постоянному антропогенному воздействию.

Таким образом, проанализировав литературу, можно отметить, что природоохранная деятельность с каждым годом приобретает все большее значение. В целях привлечения все большего количества учащихся школ очень удобно применять экологическую тропу, так как она имеет ряд преимущество по сравнению с другими видами деятельности и максимально адаптирована для учащихся среднего возраста.

3. практическая часть

3.1 разработка экологической тропы

Разработанная экологическая тропа не случайно определена как комплексная, так как:

- работа содержит в себе большое множество самых разных видов деятельности. За это время будут исследованы: воздух, почва, вода, растительный мир, животный мир. Будут затронуты разные формы жизни, что совсем не похоже на многие экологические тропы.

- тропа не заключена в строгие временные рамки. Она длится 5 дней, и каждый день посвящен отдельному компоненту среды. Большое количество времени позволит получить больший объем знаний, чем в тропах, рассчитанных на несколько часов.

- как правило, экологическая тропа представлена односторонним движением и не предполагает возвращения в ранее посещенные точки. При составлении данной тропы внесены некоторые изменения, которые учитывают специфику территории, содержание программы тропы и возрастных особенностей учащихся.

Разработка экологической тропы проводилась в несколько этапов:

На первом этапе познакомилась с понятием и свойствами экологической тропы. Затем были изучены особенности территории, где предполагалось ее осуществление. Для этого в конце мая посетила б/о «Ромашка» и наметила примерный маршрут и объекты исследования. Выявила места установки экологических знаков, оборудования, обзорных точек, мест отдыха.

На втором этапе была нанесена экологическая тропа на карту. После изготовления картосхемы на экземпляр нанесла обозначения всех имеющихся на местности объектов. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту нанесла точки, написала порядковую цифру и составила краткую характеристику. Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы находятся в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют, поэтому возможно частичное отклонение от намеченных точек.

На третьем этапе был разработан методический комплекс и полевые дневники для учащихся (приложение № 1,2). В методическом комплексе описала порядок выполнения тех или иных измерений и правил оценивания разных показателей, результаты которых учащиеся отображали в своих полевых дневниках.

На четвертом этапе мы в течении 6 дней мы, вместе с учащимися, проходили экологическую тропу. Итогом к концу прохождения экологической тропы стал созданный ребятами экологический паспорт территории, а также собранные коллекции и индивидуальные исследования.

3.2 описание экологической тропы

Из-за насыщенности программы экологическая тропа была разделена на 6 дней. Каждый день посвящен своей тематике, и рассматривает те места, которые являются интересным для посетителя. А посетителями были учащиеся 5-6 классов. Мною были учтены возрастные особенности этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны и заинтересованы всем. «Стремление экспериментировать», используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков (http://900igr.net/kartinki/pedagogika). Для того, что бы удовлетворить данную потребность включила в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.

Для каждого из возрастов присутствуют нормы, регулирующие сложность заданий. Поэтому разрабатывала свой проект с условиями, при которых детям будет несложно понимать тот материал, который будет даваться им во время проведения экологической тропы.

Программа экологической тропы:

День первый. «Путешествие в воздушный мир»( приложение №3).

Цель: оценка экологического состояния воздуха.

Для оценки экологического состояния ребятам предлагается исследовать воздух по следующим направлениям:

- измерение общих показателей воздуха: температура, влажность, освещенность, давление;

- оценка качества воздуха методом лихеноиндикации;

- оценка качества воздуха методом биоиндикации.

Оценка воздуха проводится на следующих пунктах экологической тропы: в глубине лесной зоны (пункт №2), у водохранилища (пункт №7) и в пределах хвойной зоны (пункт №4).

Измерения проводились с помощью датчиков цифровой лаборатории Архимед, а также с помощью школьной переносной экологической лаборатории.

День второй. «Путешествие в подземный мир» (приложение №3)

Цель: оценка экологического состояния почвы

Для оценки экологического состояния почвы ребятам предлагается исследовать почву по следующим направлениям:

- описание механического состава и плотности почвы;

- определение содержания химических элементов в почве.

Оценка почвы проводится на следующих пунктах экологической тропы: склон холма в смешанном лесу (пункт №3), на заболоченном лугу (пункт №1), на обочине дороги (пункт №3), в пределах луга на вершине холма (пункт №2), берегу водохранилища (пункт №8).

Измерения проводились с помощью датчиков цифровой лаборатории Архимед, а также с помощью школьной переносной экологической лаборатории, тест полосок лаборатории Кристмас+.

День третий. «Путешествие в подводный мир» (приложение №3).

Цель: оценка экологического состояния воды

Для оценки экологического состояния воды ребятам предлагается исследовать воду по следующим направлениям:

- определение внешних показателей: температура, прозрачность, цветность, запах, жесткость;

- определение содержания химических элементов в воде.

Оценка воды проводится на следующем пункте экологической тропы: берег Нижнекамского водохранилища (пункт №7).

Измерения проводились с помощью датчиков цифровой лаборатории Архимед, а также с помощью школьной переносной экологической лаборатории, тест полосок лаборатории Кристмас+.

День четвертый: «Необычный мир растений» (приложение №3)

Цель: оценка экологического состояния растительного мира

Для оценки экологического состояния растительного мира ребятам предлагается исследовать растения по следующим направлениям:

- описание и оценка жизненности древесного яруса растительного мира;

- описание и оценка жизненности кустарникового яруса растительного мира;

- описание и оценка жизненности травянистого яруса растительного мира.

Оценка растительного мира проводится на следующих пунктах экологической тропы: луг (пункт №1), широколиственный лес (пункт №2), хвойный лес (пункт №5).

Оценка проводились методом наблюдения и описания. Во время наблюдения разрешается фотографировать растения.

День пятый. «В мире животных» ( приложение №3).

Цель: оценка экологического состояния животного мира.

Для оценки экологического состояния животного мира ребятам предлагается провести наблюдение за поведением встречающихся животных, оценить характер их поведения.

Оценка животного мира проводится на следующих пунктах экологической тропы: луг (пункт №1), широколиственный лес (пункт №2), хвойный лес (пункт №5).

Оценка проводились методом наблюдения и описания. Во время наблюдения разрешается фотографировать животных, мелких насекомых смотреть под микроскопом.

День шестой. «Составление экологического паспорта б/о «Ромашка».

Цель: составить комплексную оценку экологического состояния б/о «Ромашка», разработать рекомендации для сохранения видового разнообразия компонентов природы данной территории.

Ребятам предлагается составить экологический паспорт на основании своих измерений и наблюдений.

Перед началом прохождения экологической тропы учащимся раздается схема маршрута (рис. №1), маршрутные листы на каждый день (приложение № 3), дневник наблюдения (приложение №2), методика исследования компонента природы (приложение №1). Полученные результаты измерений и наблюдений ребята каждый день заносят в дневник наблюдения.

Экологическая тропа проходила по следующему маршруту (рисунок №1)


Рисунок №1. Схема маршрута экологической тропы в пределах территории б/о «Ромашка»

На схеме условными обозначениями показано направление маршрута и объекты исследования на нем. (Рисунок 2).

Рисунок №2. Условные обозначения карты – схемы экологической тропы по территории б/о «Ромашка».

Для исследования компонентов природы во время экологической тропы были использованы:

- переносная школьная экологическая лаборатория;

- экологический рюкзак «РКНВ»;

- цифровая лаборатория «Архимед»;

- цифровой микроскоп Биомед Digital.

Полученные результаты отражены в приложениях 1 и 2. Во время пребывания на экологической тропе учащиеся с большим интересом выполняли измерения, бережно брали животных и сразу отпускали; аккуратно, стараясь не навредить природе, делали забор проб воды и почвы. Оказавшись в природных полевых условиях, учащиеся еще в большей степени почувствовали ранимость природных компонентов и необходимость бережного отношения к ним и охраны.

Таким образом, на основании проделанной экспериментальной части можно сделать следующий вывод: для составления комплексной познавательно – экспериментальной экологической тропы необходимо учитывать несколько требований.

4. заключение

Мною была выдвинута задача создания экологической тропы, для показа привлекательности и надобности дикой природы. Экологическая тропа, в выводе из вышесказанного, является идеальной площадкой для реализации этой задачи. Она позволяет охватывать все типы деятельности и способствует улучшению знаний почти во всех типах биологии: экология, ботаника, зоология и т.д.

Национальный парк тоже оказался хорошим местом, в связи с хорошим расположением и способностью охватить сразу несколько сред. Эта трапа дала исключительно важные данные по экологическому состоянию НП, что дало учащимся почву для размышлений. Была создана возможность увидеть своими глазами экологическое состояние мест, защищающихся в наше время экологами и отличающихся удивительной природой.

Главное, что созданная и описанная экологическая тропа может быть реализована в большем масштабе. По нашим с учащимися прогнозам она может иметь большую популярность. Если появятся специально отведенные места для посещения природы, возможно, сократится процент пожаров и нанесения ущерба. Как известно, эти проблемы на данный момент являются очень острыми.

Активная работа учащихся во время экологической тропы, а также созданный ими экологический паспорт исследуемой территории свидетельствовал о том, что экологическая тропа как наиболее приемлемая форма организации работы учащихся способствовала повышенному интересу учащихся к природоохранной деятельности, следовательно, выдвинутая мною гипотеза полностью подтвердилась.

В дальнейшем, мне бы хотелось продолжить работу в данном направлении для выявления динамики изменений по компонентам природы и дальнейшему привлечению все большего количества учащихся к природоохранной деятельности.

Полученные нами с учащимися результаты могут быть использованы на уроках краеведения при изучении природы родного края, а также в целях охраны и описания отдельных объектов для эколого – биологических центров и НП «Нижняя Кама».

5. список литературы

1. Благосклонов К.Н. Природно-учебные тропы.// Биология в школе. 1984. - №4. – С.66-68

2. Горяшко А. Экологический туризм.// Биология: Первое сентября, 2004.-.№10. – С.2-6

3. Карты-инструкции к практическим работам по экологической оценке состояния окружающей среды. Приводиться по изданию: Экологический практикум: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений с комплектом карт-инструкций. / Под ред. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003г.

4. Национальный парк «Нижняя Кама»/ Под ред. С.А. Сафиной. - Елабуга: НП «Нижняя Кама», 2003г.

5. Сергеева Т. К. Экологический туризм. – М.: ВЛАДОС, 1986г.

6. http://nkama.my1.ru/

7.http://menzo.ucoz.ru/

8. http://900igr.net/kartinki/pedagogika/

19