СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - исследовательская работа на тему " Сам себе режиссёр"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская работа на тему " Сам себе режиссёр"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА



РАЙОННАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«УМКА»



ТЕМА:

«Сам себе режиссёр»



Выполнили: Иванникова Мария

Пивоваревич Артём

Румянцев Александр

Сибирякова Таисия

Эжерскис Кирилл

Возрастная категория: 9-10лет

Руководитель: Волкова Н.Н.





Ярославский муниципальный район

2024 год

Содержание

I.

Введение……………………………………………………………………………

II. Основная содержательная часть

1. Теоретическая часть

1.1. История возникновения профессии «Режиссёр»…………..…..……………...4

1.2. Важные профессиональные качества и обязанности режиссёра ……………5
1.3. Режиссёр в современном мире. ….5-6

1.4. Специализации профессии режиссер………………………………………….6


2. Практическая часть

2.1 Анализ результатов анкетирования………………………..…......……..……..6

2.2. Интервью с режиссёром детского театрального коллектива « Тема»………..7

2.3. Работа над созданием спектакля……………………………………………….7



III. Заключение

Список использованных источников………………………….…............………9-10

Приложения…………………………………………………………..…………….10 -20
















Введение

Профессия режиссера имеет большое значение в мире театра, кино и телевидения. Благодаря своей профессии режиссер влияет на культурную жизнь общества. Таким образом, профессия режиссера имеет огромную значимость и влияние на мир искусства. Мы очень любим театр. Уже третий год мы занимаемся в театральной студии. В декабре 2023 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провел встречу с представителями общественных патриотических и молодежных организаций. В ходе нее глава государства обсудил деятельность школьных театров и указал оказать им поддержку.

"Идея о школьных театрах очень хорошая, сказал президент. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. Когда люди приобщаются к искусству с юных лет, это становится мощным подспорьем на всю жизнь"- сказал президент.

На уроке русского языка нас заинтересовал сюжет рассказа «Бы…» Виктора Драгунского. История этого мальчика нам очень близка. Мы решили создать свой спектакль по данному произведению и попробовать себя в роли режиссёра. Так возникла тема нашего проекта.

Данный проект может использоваться в театральном кружке, на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности и на занятиях в группе продленного дня.


Объект нашего исследования: театр как вид искусства

Предмет исследования: профессия «режиссер»

Гипотеза: мы предположили, что наш проект повысит интерес к этой профессии.

Цель проекта: познакомиться с профессией режиссер и попробовать себя в этой роли.


Мы поставили перед собой следующие задачи:

• изучить историю профессии режиссёр;

• познакомиться с обязанностями режиссёра;

• определить значимость профессии в обществе;

• провести анкетирование учащихся 4х классов;

• познакомиться с планом создания спектакля;

• поставить спектакль на сцене;


Методы исследования:

  • Поиск, анализ литературы по проблеме исследования, сравнение;

  • анкетирование одноклассников, обобщение;


II.Основная содержательная часть

  1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения профессии «Режиссёр»

Изучив литературу в библиотечных источниках и сети Интернет мы узнали, что история профессии «Режиссёр» появилась во второй половине XIX века и поначалу была связана только с театром. [5] Но с развитием кинематографа спрос на режиссёров увеличился: даже первые короткометражные фильмы снимали под их руководством.

Режиссёр (фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю») — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады. [8]

Режиссёр — самый главный человек на сценической или съёмочной площадке. Он организатор, менеджер, творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы.

Термин «режиссёр» был известен ещё  В. И. Далю, который в своём Толковом словаре определил его следующим образом: «Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли». Однако профессия режиссёра в современном понимании родилась в драматическом театре в конце XIX века. [3]

1.2 Важные профессиональные качества и обязанности режиссёра
Если бы не искусство и высокий профессионализм режиссёров, мир не увидел бы талантливых художественных фильмов или театральных постановок. Режиссёрская профессия достаточно сложная и трудная, ведь для её освоения требуется не только талант и творческая жилка, но и огромный труд, прежде всего, над самим собой. Проанализировав материалы сети Интернет , мы узнали что у режиссера много обязанностей.

Обязанности профессии режиссёр:    
1.Участвовать  непосредственно  в  создании  новых и возобновлении ранее созданных постановок.     
2.   Принимать  участие  самостоятельно  или  в  качестве   ассистента   в организации и проведении репетиций.     
3. Осуществлять ввод новых исполнителей в спектакли, планировать репетиционный процесс.     
4.  Выполнять   работы,  связанные  с  производственно-творческой   деятельностью театра.     
5. Принимать  участие  в  мероприятиях по изучению зрительской аудитории и популяризации достижений театрального  и музыкального искусства среди населения, организации радиопередач

Но помимо этого, будущий режиссер должен хорошо разбираться в искусстве, музыке, устройстве театра. Должен знать основы актёрского мастерства, сценической речи и сценических движений.


1.3 Режиссёр в современном мире.

Проанализировав материалы сети Интернет , мы узнали что в наши дни режиссёры стали ещё более востребованными специалистами — они нужны при подготовке любого публичного мероприятия, их услугами пользуются не только в театре и кинематографе, но в рекламных агентствах, теле- и радиокомпаниях.

Режиссёр — профессия многогранная. Можно стать универсальным специалистом и создавать разные проекты: фильмы, музыкальные клипы и рекламные ролики. Работа режиссёра состоит из двух частей: творческой и организаторской. Их удачное сочетание — гарантия успеха любого проекта.

Режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности.


    1. Специализации профессии режиссер

Изучая материалы интернета мы узнали, что в наше время появились разные специализации в профессии режиссера. [10]

  • постановщик — это и есть тот самый универсальный специалист, который организует творческий процесс и несёт ответственность за успех фильма или шоу. В отличие от обычного режиссёра, постановщик отвечает за художественную составляющую: постановку сцен, игру актёров и др. Режиссёр же считается правой рукой постановщика и решает организационные моменты.

  • театральный режиссёр — также руководит творческим процессом, но ограничивается театром. Эту специализацию выделяют в отдельное направление, так как обязанности театрального деятеля и постановщика в других творческих областях существенно различаются: в театре также есть сценарий, актёры и роли, но действие ограничивается сценой и зрителями в зале;

  • режиссёр монтажа — просматривает отснятые дубли, выбирает удачные и собирает из них готовое видео. Он монтирует не только фильмы, но также музыкальные клипы и видеоролики — все проекты, которые снимаются на камеру;

  • звукорежиссёр — подбирает музыкальное и звуковое сопровождение, записывает речи актёров, песни и музыкальные эффекты. Он находит или создаёт звуковые образы, которые помогут лучше передать эмоции и настроение актёров или расставить акценты;

  • клипмейкер — создаёт видеоклипы и рекламные ролики. Он придумывает идею, собирает команду и руководит съёмочным процессом. Клипмейкер умеет в нескольких минутах клипа передать эмоции и идею;

  • мэппинг-режиссёр — создаёт 3D- и лазерные шоу. С помощью специальных компьютерных программ он проецирует видео на различные поверхности: фасады зданий, автомобили, предметы интерьера и др.

Режиссёр взаимодействует со сценаристами, актёрами, звукооператорами, осветителями, гримёрами и стилистами. Он знает, как протекают все процессы на съёмочной площадке, и несёт персональную ответственность за результат.

2.Практическая часть

2.1. Анализ результатов анкетирования

Для того чтобы выяснить, знают ли наши сверстники, когда возникла профессия –режиссер, какие обязанности у режиссёра, качества, которыми он должен обладать, а также какие специализации есть у режиссера мы провели анкетирование в 4а и 4б классах.

В анкетировании приняли участие 46 обучающихся четвёртых классов. Приложение 1

В результате анкетирования выяснили, что ребята мало знакомы с данной профессией.

Проанализировав ответы ребят, мы сделали вывод, что большинство обучающихся не знают какие специализации есть у людей этой профессии и какими качествами должен обладать режиссёр.

2.2. Интервью с режиссёром детского театрального коллектива « Тема» .

Чтобы больше узнать о профессии режиссёра, мы решили взять интервью у режиссера- постановщика театрального кружка «Тема» Шевченко Ольги

После беседы с режиссёром мы пришли к выводу, что режиссёр-это очень интересная и сложная профессия, которая требует от человека много знаний и опыта работы с актерами. Режиссёр рассказала, что работа над спектаклем – процесс длительный и очень кропотливый.

2.3 Работа над созданием спектакля.

Изучив литературу по созданию спектакля, мы познакомились с этапами работы над ним. Мы установили сроки работы над каждым этапом и продолжили работать над спектаклем по плану.


Этапы работы над спектаклем

Содержание:

Сроки

1. Идея и концепция

На первом этапе мы определили тему спектакля, выбрали сюжет и разработали общую концепцию представления.

октябрь

3 неделя

2. Сценарий:

Написали сценарий спектакля, в котором описали структуру представления, диалоги персонажей и действия на сцене.

Приложение 2

октябрь-ноябрь

3.Постановка:

Работали над постановкой спектакля, дали характеристики персонажам, их движениям на сцене.

декабрь

1-2 неделя


4. Подбор актеров:

Провели кастинг, выбрали актеров, которые будут исполнять роли в спектакле. Приложение 3

декабрь

3-4 неделя

5. Репетиции:

Репетировали под руководством режиссера: актёры работали над текстом, диалогами, движениями и выражением лица.

январь-февраль

6. Работа с музыкой и декорациями:

Проводили репетиции; Подборали музыкальные композиции, работали над декорациями и костюмами для спектакля; Приложение 4

январь-февраль

7.Техническая подготовка:


Провели перед премьерой репетиции со звуком. Использовали компьютер, колонки, микрофон.

март

1 неделя


8. Пресс-конференция и реклама


Провели рекламную кампания для привлечения зрителей. Создали с помощью взрослых афишу.

Приложение 5

м

9.Премьера и постановка

Мы поставили спектакль.

После премьеры спектакля взяли отзывы зрителей и критиков.

м

10. Турне и продолжение



После премьеры спектакля планируем показать постановку на нашем выпускном вечере.

май



III. Заключение

Работая над проектом, мы узнали об истории возникновения профессии режиссёр, о профессиональных качествах и обязанностях режиссера, о значимости этой профессии в обществе, а также о том, как режиссер организует работу над постановкой спектакля.

Мы пришли к выводу, что режиссер -это очень интересная и важная профессия. Требования, предъявляемые к режиссеру, очень высокие. Он  должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций. Мы подготовили и провели анкетирование обучащихся 4-х классов нашей школы, разработали сценарий, которым смогут пользоваться обучающиеся начальной школы. Наша гипотеза подтвердилась. Наши одноклассники с удовольствием принимали участие в создании спектакля.

Мы добились поставленной цели. Выполнили поставленные задачи.

В будущем мы планируем продолжить работу по постановке новых спектаклей.



Список использованных источников

  1. Асташкин А.Г. Режиссер в пространстве современного театра / А.Г. Асташкин // XLVII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин.- 2019.- С. 185-190.

  2. Даль. Владимир Иванович. 1801-1872. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: издание Общества любителей российской словесности, …….

  3. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава.- СПб.: Лань, Планета музыки, 2013.- 450 с.

  4. Зеленская М.А. Особенности репетиционной работы режиссера / М.А. Зеленская // Форум молодых ученых.- 2019.- № 1-1 (29).- С. 1339-1342.

  5. Кайнова А.Н. Роль режиссера в становлении театра / А.Н. Кайнова // Материалы научно-практических конференций.- 2019.- С. 99-102.

  6. Мастерство режиссера. Основы режиссуры: курс лекций: учеб. пособие / авт.-сост. О.А. Литвинова.- Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2018.- 300 с.

  7. Свади Н.М.К. Режиссер и основные составляющие его работы // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой.- 2018.- С. 324-329

7. https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2021/10/17/rol-rezhissyora-v-protsesse-raboty-nad-teatralnoy



8. https://infourok.ru/rekomendacii-po-postanovke-pes-v-detskom-teatre-444641.html

9. https://postupi.online/professiya/rezhisser/

10. http://teatrsemya.ru/lib/rejissura/ehfros_a-professija-rezhisser.pdf



ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся 4а, 4 б классов:

Анкета

1. Знаете ли вы, когда возникла профессия режиссёр?


Хотели бы узнать?

Да-1 чел

Нет- 45

Хотели бы- 26 чел

2. Обязанности режиссёра:

А) участие в создании спектаклей

Б) проведение репетиций

В) работа над сценарием

Г) работа с актёрами

Д) изготовление декораций


20

18

2

2

4

3.Знаете ли вы, какие специализации есть у режиссёра? Укажи.

Да-4

Нет-42


4.Какими качествами должен обладать режиссёр?

А) Ответственность: готовность взять на себя ответственность за проект и принимать сложные решения.

Б) Коммуникабельность: умение эффективно взаимодействовать с актёрами.

В) Творческий подход: способность видеть уникальные идеи и переносить их на сцену.

Г) Эмоциональный интеллект: понимание чувств и эмоций персонажей, способность раскрыть их на сцене.

Д) Терпение и выдержка

Е) Стремление к совершенству: постоянное желание улучшать свои навыки и создаваемые новые проекты.


4


15


14


6


4

3


5.Хотели бы вы узнать как создается спектакль?

Да- 39 чел

Нет-7 чел



Диаграммы


























Приложение 2

Сценарий спектакля «…Бы» на основании одноименного произведения

В. Драгунского.

Сцена 1

Мальчик дома расхаживает на кухне, мечтает.

Сцена 2

Заходит мама и садится за стол обедать.


Дениска: «Ты почему это моду завела моду без хлеба есть? Вот ещё новости! Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Всё решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»

Сцена 3

Заходит папа и садится за стол обедать.


Дениска: «Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой! Нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень аккуратно. Не хлюпай носом, ты не девчонка…Вот так. Теперь садись к столу.»

Папа (обращается к маме): «Ну как поживаешь?»

Мама: «Ничего, спасибо!»

Дениска: «Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь!»

Сцена 4

Заходит бабушка и садится за стол обедать.


Дениска: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щёки красные! Хороша, нечего сказать…Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем её в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери её сейчас же с моих глаз долой!»

(бабушка выбрасывает клюшку, садиться за стол к родителям)

Дениска: «После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!»

Родители и бабушка (хором): И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!»

Дениска: «Нечего! Нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Дома сидите!»

Сцена 5

Мама и папа уходят. Бабушка подходит к мальчику.

Бабушка: «Возьми хоть меня-то!»

Дениска: «А на эту картину людям старше семидесяти лет вход запрещён. Сиди дома, гулёна!»

Сцена 6

Бабушка уходит со сцены. Дениска садится за стол обедать.


Заходит мама.

Мама: «Ты ещё сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож?! Опять задумался?..»

Сцена 7

(выходят все дети-артисты, кланяются)





















Приложение 3


Герои произведения

Характер героев

Актеры

Дениска

невысокого роста, фантазёр, мечтательный

Александр Румянцев

Мама

серьёзная заботливая

Мария Иванникова

Папа

серьёзный строгий

Артём Пивоваревич

Бабушка

заботливая хозяйка

Кирилл Эжерскис


Приложение 4


Герои произведения

Характер героев

Костюмы

Дениска

невысокого роста, фантазёр, мечтательный, неторопливый,

Джинсы, футболка

Мама

серьёзная заботливая

Нарядное платье, бусы, туфли

Папа

серьёзный строгий

Брюки, рубашка, ботинки

Бабушка

заботливая хозяйка

Толстовка, спортивные штаны, шарф, клюшка


Приложение 5

Афиша

.







Приложение 6

Фотогалерея

Спектакль по рассказу В. Драгунского «Бы»










































Приложение 6 Этапы работы над спектаклем


Этапы работы над спектаклем

Содержание:

1. Идея и концепция


На первом этапе необходимо определить тему спектакля, выбрать сюжет и разработать общую концепцию представления.

2. Сценарий:


Написание сценария спектакля, в котором будет описана структура представления, диалоги персонажей и действия на сцене.

3.Постановка:


Работа над постановкой спектакля, определяя характеристики персонажей, их движения на сцене, и общий визуальный стиль представления.

4. Подбор актеров:


Проведение кастинга для подбора актеров, которые будут исполнять роли в спектакле.

5. Репетиции:


Репетиции под руководством режиссера: актёры работают над текстом, диалогами, движениями и выражением лица.

6. Работа с музыкой и декорациями:

Репетиции; Подбор музыкальных композиций, создание декораций и костюмов для спектакля;

7.Техническая подготовка:


Проведение перед премьерой репетиций с освещением, звуком и другими техническими аспектами проведения спектакля.

8. Пресс-конференция и реклама:


Проведение пресс-конференции, а также рекламной кампания для привлечения зрителей.

9. Премьера и постановка:

Выход спектакля на сцену, где актеры исполняют свои роли перед зрителями.

После премьеры проходят отзывы зрителей и критиков.

10. Турне и продолжение



После успешной премьеры спектакль может продолжить свое турне по другим городам или странам, привлекая новых зрителей и, возможно, получая награды.

Приложение 7

Качества режиссёра:

1. Творческий подход: способность видеть уникальные идеи и переносить их на экран или сцену.

2. Коммуникабельность: умение эффективно взаимодействовать с актёрами, съёмочной группой и другими участниками проекта.

3. Организаторские навыки: способность эффективно управлять процессом создания фильма или спектакля, координировать действия команды.

4. Эмоциональный интеллект: понимание чувств и эмоций персонажей, способность раскрыть их на экране.

5. Аналитический склад ума: способность критически оценивать сценарий и уже снятый материал, искать способы улучшения.

6. Терпение и выдержка: работа над проектом часто связана с непредсказуемыми ситуациями, и режиссёр должен быть способен сохранять хладнокровие.

7. Стремление к совершенству: постоянное желание улучшать свои навыки и создаваемые проекты.

8. Инновационный подход: стремление к экспериментам и поиску новых способов реализации своих идей.

9. Ответственность: готовность взять на себя ответственность за проект и принимать сложные решения.

10. Страсть к профессии: любовь к искусству кино и театра, готовность посвящать себя работе над проектами
















17