МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАЙОННАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«УМКА»
ТЕМА:
«Сам себе режиссёр»
Выполнили: Иванникова Мария
Пивоваревич Артём
Румянцев Александр
Сибирякова Таисия
Эжерскис Кирилл
Возрастная категория: 9-10лет
Руководитель: Волкова Н.Н.
Ярославский муниципальный район
2024 год
Содержание
I.
Введение……………………………………………………………………………
II. Основная содержательная часть
1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения профессии «Режиссёр»…………..…..……………...4
1.2. Важные профессиональные качества и обязанности режиссёра ……………5
1.3. Режиссёр в современном мире. ….5-6
1.4. Специализации профессии режиссер………………………………………….6
2. Практическая часть
2.1 Анализ результатов анкетирования………………………..…......……..……..6
2.2. Интервью с режиссёром детского театрального коллектива « Тема»………..7
2.3. Работа над созданием спектакля……………………………………………….7
III. Заключение
Список использованных источников………………………….…............………9-10
Приложения…………………………………………………………..…………….10 -20
Введение
Профессия режиссера имеет большое значение в мире театра, кино и телевидения. Благодаря своей профессии режиссер влияет на культурную жизнь общества. Таким образом, профессия режиссера имеет огромную значимость и влияние на мир искусства. Мы очень любим театр. Уже третий год мы занимаемся в театральной студии. В декабре 2023 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провел встречу с представителями общественных патриотических и молодежных организаций. В ходе нее глава государства обсудил деятельность школьных театров и указал оказать им поддержку.
"Идея о школьных театрах очень хорошая, сказал президент. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. Когда люди приобщаются к искусству с юных лет, это становится мощным подспорьем на всю жизнь"- сказал президент.
На уроке русского языка нас заинтересовал сюжет рассказа «Бы…» Виктора Драгунского. История этого мальчика нам очень близка. Мы решили создать свой спектакль по данному произведению и попробовать себя в роли режиссёра. Так возникла тема нашего проекта.
Данный проект может использоваться в театральном кружке, на уроках литературного чтения, во внеурочной деятельности и на занятиях в группе продленного дня.
Объект нашего исследования: театр как вид искусства
Предмет исследования: профессия «режиссер»
Гипотеза: мы предположили, что наш проект повысит интерес к этой профессии.
Цель проекта: познакомиться с профессией режиссер и попробовать себя в этой роли.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
• изучить историю профессии режиссёр;
• познакомиться с обязанностями режиссёра;
• определить значимость профессии в обществе;
• провести анкетирование учащихся 4х классов;
• познакомиться с планом создания спектакля;
• поставить спектакль на сцене;
Методы исследования:
Поиск, анализ литературы по проблеме исследования, сравнение;
анкетирование одноклассников, обобщение;
II.Основная содержательная часть
Теоретическая часть
1.1 История возникновения профессии «Режиссёр»
Изучив литературу в библиотечных источниках и сети Интернет мы узнали, что история профессии «Режиссёр» появилась во второй половине XIX века и поначалу была связана только с театром. [5] Но с развитием кинематографа спрос на режиссёров увеличился: даже первые короткометражные фильмы снимали под их руководством.
Режиссёр (фр. régisseur — «заведующий», от лат. rego — «управляю») — творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады. [8]
Режиссёр — самый главный человек на сценической или съёмочной площадке. Он организатор, менеджер, творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы.
Термин «режиссёр» был известен ещё В. И. Далю, который в своём Толковом словаре определил его следующим образом: «Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли». Однако профессия режиссёра в современном понимании родилась в драматическом театре в конце XIX века. [3]
1.2 Важные профессиональные качества и обязанности режиссёра
Если бы не искусство и высокий профессионализм режиссёров, мир не увидел бы талантливых художественных фильмов или театральных постановок. Режиссёрская профессия достаточно сложная и трудная, ведь для её освоения требуется не только талант и творческая жилка, но и огромный труд, прежде всего, над самим собой. Проанализировав материалы сети Интернет , мы узнали что у режиссера много обязанностей.
Обязанности профессии режиссёр:
1.Участвовать непосредственно в создании новых и возобновлении ранее созданных постановок.
2. Принимать участие самостоятельно или в качестве ассистента в организации и проведении репетиций.
3. Осуществлять ввод новых исполнителей в спектакли, планировать репетиционный процесс.
4. Выполнять работы, связанные с производственно-творческой деятельностью театра.
5. Принимать участие в мероприятиях по изучению зрительской аудитории и популяризации достижений театрального и музыкального искусства среди населения, организации радиопередач
Но помимо этого, будущий режиссер должен хорошо разбираться в искусстве, музыке, устройстве театра. Должен знать основы актёрского мастерства, сценической речи и сценических движений.
1.3 Режиссёр в современном мире.
Проанализировав материалы сети Интернет , мы узнали что в наши дни режиссёры стали ещё более востребованными специалистами — они нужны при подготовке любого публичного мероприятия, их услугами пользуются не только в театре и кинематографе, но в рекламных агентствах, теле- и радиокомпаниях.
Режиссёр — профессия многогранная. Можно стать универсальным специалистом и создавать разные проекты: фильмы, музыкальные клипы и рекламные ролики. Работа режиссёра состоит из двух частей: творческой и организаторской. Их удачное сочетание — гарантия успеха любого проекта.
Режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности.
Специализации профессии режиссер
Изучая материалы интернета мы узнали, что в наше время появились разные специализации в профессии режиссера. [10]
постановщик — это и есть тот самый универсальный специалист, который организует творческий процесс и несёт ответственность за успех фильма или шоу. В отличие от обычного режиссёра, постановщик отвечает за художественную составляющую: постановку сцен, игру актёров и др. Режиссёр же считается правой рукой постановщика и решает организационные моменты.
театральный режиссёр — также руководит творческим процессом, но ограничивается театром. Эту специализацию выделяют в отдельное направление, так как обязанности театрального деятеля и постановщика в других творческих областях существенно различаются: в театре также есть сценарий, актёры и роли, но действие ограничивается сценой и зрителями в зале;
режиссёр монтажа — просматривает отснятые дубли, выбирает удачные и собирает из них готовое видео. Он монтирует не только фильмы, но также музыкальные клипы и видеоролики — все проекты, которые снимаются на камеру;
звукорежиссёр — подбирает музыкальное и звуковое сопровождение, записывает речи актёров, песни и музыкальные эффекты. Он находит или создаёт звуковые образы, которые помогут лучше передать эмоции и настроение актёров или расставить акценты;
клипмейкер — создаёт видеоклипы и рекламные ролики. Он придумывает идею, собирает команду и руководит съёмочным процессом. Клипмейкер умеет в нескольких минутах клипа передать эмоции и идею;
мэппинг-режиссёр — создаёт 3D- и лазерные шоу. С помощью специальных компьютерных программ он проецирует видео на различные поверхности: фасады зданий, автомобили, предметы интерьера и др.
Режиссёр взаимодействует со сценаристами, актёрами, звукооператорами, осветителями, гримёрами и стилистами. Он знает, как протекают все процессы на съёмочной площадке, и несёт персональную ответственность за результат.
2.Практическая часть
2.1. Анализ результатов анкетирования
Для того чтобы выяснить, знают ли наши сверстники, когда возникла профессия –режиссер, какие обязанности у режиссёра, качества, которыми он должен обладать, а также какие специализации есть у режиссера мы провели анкетирование в 4а и 4б классах.
В анкетировании приняли участие 46 обучающихся четвёртых классов. Приложение 1
В результате анкетирования выяснили, что ребята мало знакомы с данной профессией.
Проанализировав ответы ребят, мы сделали вывод, что большинство обучающихся не знают какие специализации есть у людей этой профессии и какими качествами должен обладать режиссёр.
2.2. Интервью с режиссёром детского театрального коллектива « Тема» .
Чтобы больше узнать о профессии режиссёра, мы решили взять интервью у режиссера- постановщика театрального кружка «Тема» Шевченко Ольги …
После беседы с режиссёром мы пришли к выводу, что режиссёр-это очень интересная и сложная профессия, которая требует от человека много знаний и опыта работы с актерами. Режиссёр рассказала, что работа над спектаклем – процесс длительный и очень кропотливый.
2.3 Работа над созданием спектакля.
Изучив литературу по созданию спектакля, мы познакомились с этапами работы над ним. Мы установили сроки работы над каждым этапом и продолжили работать над спектаклем по плану.
Этапы работы над спектаклем | Содержание: | Сроки |
1. Идея и концепция | На первом этапе мы определили тему спектакля, выбрали сюжет и разработали общую концепцию представления. | октябрь 3 неделя |
2. Сценарий: | Написали сценарий спектакля, в котором описали структуру представления, диалоги персонажей и действия на сцене. Приложение 2 | октябрь-ноябрь |
3.Постановка: | Работали над постановкой спектакля, дали характеристики персонажам, их движениям на сцене. | декабрь 1-2 неделя |
4. Подбор актеров: | Провели кастинг, выбрали актеров, которые будут исполнять роли в спектакле. Приложение 3 | декабрь 3-4 неделя |
5. Репетиции: | Репетировали под руководством режиссера: актёры работали над текстом, диалогами, движениями и выражением лица. | январь-февраль |
6. Работа с музыкой и декорациями: | Проводили репетиции; Подборали музыкальные композиции, работали над декорациями и костюмами для спектакля; Приложение 4 | январь-февраль |
7.Техническая подготовка: | Провели перед премьерой репетиции со звуком. Использовали компьютер, колонки, микрофон. | март 1 неделя |
8. Пресс-конференция и реклама | Провели рекламную кампания для привлечения зрителей. Создали с помощью взрослых афишу. Приложение 5 | м |
9.Премьера и постановка | Мы поставили спектакль. После премьеры спектакля взяли отзывы зрителей и критиков. | м |
10. Турне и продолжение | После премьеры спектакля планируем показать постановку на нашем выпускном вечере. | май |
III. Заключение
Работая над проектом, мы узнали об истории возникновения профессии режиссёр, о профессиональных качествах и обязанностях режиссера, о значимости этой профессии в обществе, а также о том, как режиссер организует работу над постановкой спектакля.
Мы пришли к выводу, что режиссер -это очень интересная и важная профессия. Требования, предъявляемые к режиссеру, очень высокие. Он должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций. Мы подготовили и провели анкетирование обучащихся 4-х классов нашей школы, разработали сценарий, которым смогут пользоваться обучающиеся начальной школы. Наша гипотеза подтвердилась. Наши одноклассники с удовольствием принимали участие в создании спектакля.
Мы добились поставленной цели. Выполнили поставленные задачи.
В будущем мы планируем продолжить работу по постановке новых спектаклей.
Список использованных источников
Асташкин А.Г. Режиссер в пространстве современного театра / А.Г. Асташкин // XLVII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях. Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин.- 2019.- С. 185-190.
Даль. Владимир Иванович. 1801-1872. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: издание Общества любителей российской словесности, …….
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава.- СПб.: Лань, Планета музыки, 2013.- 450 с.
Зеленская М.А. Особенности репетиционной работы режиссера / М.А. Зеленская // Форум молодых ученых.- 2019.- № 1-1 (29).- С. 1339-1342.
Кайнова А.Н. Роль режиссера в становлении театра / А.Н. Кайнова // Материалы научно-практических конференций.- 2019.- С. 99-102.
Мастерство режиссера. Основы режиссуры: курс лекций: учеб. пособие / авт.-сост. О.А. Литвинова.- Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2018.- 300 с.
Свади Н.М.К. Режиссер и основные составляющие его работы // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой.- 2018.- С. 324-329
7. https://nsportal.ru/kultura/teatralnoe-iskusstvo/library/2021/10/17/rol-rezhissyora-v-protsesse-raboty-nad-teatralnoy
8. https://infourok.ru/rekomendacii-po-postanovke-pes-v-detskom-teatre-444641.html
9. https://postupi.online/professiya/rezhisser/
10. http://teatrsemya.ru/lib/rejissura/ehfros_a-professija-rezhisser.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся 4а, 4 б классов:
Анкета
1. Знаете ли вы, когда возникла профессия режиссёр? Хотели бы узнать? | Да-1 чел Нет- 45 Хотели бы- 26 чел |
2. Обязанности режиссёра: А) участие в создании спектаклей Б) проведение репетиций В) работа над сценарием Г) работа с актёрами Д) изготовление декораций | 20 18 2 2 4 |
3.Знаете ли вы, какие специализации есть у режиссёра? Укажи. | Да-4 Нет-42 |
4.Какими качествами должен обладать режиссёр? А) Ответственность: готовность взять на себя ответственность за проект и принимать сложные решения. Б) Коммуникабельность: умение эффективно взаимодействовать с актёрами. В) Творческий подход: способность видеть уникальные идеи и переносить их на сцену. Г) Эмоциональный интеллект: понимание чувств и эмоций персонажей, способность раскрыть их на сцене. Д) Терпение и выдержка Е) Стремление к совершенству: постоянное желание улучшать свои навыки и создаваемые новые проекты. | 4 15 14 6 4 3 |
5.Хотели бы вы узнать как создается спектакль? | Да- 39 чел Нет-7 чел |
Диаграммы
Приложение 2
Сценарий спектакля «…Бы» на основании одноименного произведения
В. Драгунского.
Сцена 1
Мальчик дома расхаживает на кухне, мечтает.
Сцена 2
Заходит мама и садится за стол обедать.
Дениска: «Ты почему это моду завела моду без хлеба есть? Вот ещё новости! Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Всё решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
Сцена 3
Заходит папа и садится за стол обедать.
Дениска: «Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки сейчас же! Как следует, как следует мой! Нечего грязь размазывать! После тебя на полотенце страшно смотреть. Ну-ка, покажи ногти! Это ужас, а не ногти! Где ножницы? Не дёргайся! Ни с каким мясом я не режу, а стригу очень аккуратно. Не хлюпай носом, ты не девчонка…Вот так. Теперь садись к столу.»
Папа (обращается к маме): «Ну как поживаешь?»
Мама: «Ничего, спасибо!»
Дениска: «Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем! Запомните это на всю жизнь!»
Сцена 4
Заходит бабушка и садится за стол обедать.
Дениска: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Каков вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щёки красные! Хороша, нечего сказать…Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем её в дом приволокла? Что? Это клюшка! Убери её сейчас же с моих глаз долой!»
(бабушка выбрасывает клюшку, садиться за стол к родителям)
Дениска: «После обеда все садитесь за уроки, а я в кино пойду!»
Родители и бабушка (хором): И мы с тобой! И мы тоже хотим в кино!»
Дениска: «Нечего! Нечего! Вчера ходили на день рождения, в воскресенье я вас в цирк водил! Дома сидите!»
Сцена 5
Мама и папа уходят. Бабушка подходит к мальчику.
Бабушка: «Возьми хоть меня-то!»
Дениска: «А на эту картину людям старше семидесяти лет вход запрещён. Сиди дома, гулёна!»
Сцена 6
Бабушка уходит со сцены. Дениска садится за стол обедать.
Заходит мама.
Мама: «Ты ещё сидишь? Ешь сейчас же, посмотри на кого ты похож?! Опять задумался?..»
Сцена 7
(выходят все дети-артисты, кланяются)
Приложение 3
Герои произведения | Характер героев | Актеры |
Дениска | невысокого роста, фантазёр, мечтательный | Александр Румянцев |
Мама | серьёзная заботливая | Мария Иванникова |
Папа | серьёзный строгий | Артём Пивоваревич |
Бабушка | заботливая хозяйка | Кирилл Эжерскис |
Приложение 4
Герои произведения | Характер героев | Костюмы |
Дениска | невысокого роста, фантазёр, мечтательный, неторопливый, | Джинсы, футболка |
Мама | серьёзная заботливая | Нарядное платье, бусы, туфли |
Папа | серьёзный строгий | Брюки, рубашка, ботинки |
Бабушка | заботливая хозяйка | Толстовка, спортивные штаны, шарф, клюшка |
Приложение 5
Афиша
.
Приложение 6
Фотогалерея
Спектакль по рассказу В. Драгунского «Бы»
Приложение 6 Этапы работы над спектаклем
Этапы работы над спектаклем | Содержание: |
1. Идея и концепция | На первом этапе необходимо определить тему спектакля, выбрать сюжет и разработать общую концепцию представления. |
2. Сценарий: | Написание сценария спектакля, в котором будет описана структура представления, диалоги персонажей и действия на сцене. |
3.Постановка: | Работа над постановкой спектакля, определяя характеристики персонажей, их движения на сцене, и общий визуальный стиль представления. |
4. Подбор актеров: | Проведение кастинга для подбора актеров, которые будут исполнять роли в спектакле. |
5. Репетиции: | Репетиции под руководством режиссера: актёры работают над текстом, диалогами, движениями и выражением лица. |
6. Работа с музыкой и декорациями: | Репетиции; Подбор музыкальных композиций, создание декораций и костюмов для спектакля; |
7.Техническая подготовка: | Проведение перед премьерой репетиций с освещением, звуком и другими техническими аспектами проведения спектакля. |
8. Пресс-конференция и реклама: | Проведение пресс-конференции, а также рекламной кампания для привлечения зрителей. |
9. Премьера и постановка: | Выход спектакля на сцену, где актеры исполняют свои роли перед зрителями. После премьеры проходят отзывы зрителей и критиков. |
10. Турне и продолжение | После успешной премьеры спектакль может продолжить свое турне по другим городам или странам, привлекая новых зрителей и, возможно, получая награды. |
Приложение 7
Качества режиссёра:
1. Творческий подход: способность видеть уникальные идеи и переносить их на экран или сцену.
2. Коммуникабельность: умение эффективно взаимодействовать с актёрами, съёмочной группой и другими участниками проекта.
3. Организаторские навыки: способность эффективно управлять процессом создания фильма или спектакля, координировать действия команды.
4. Эмоциональный интеллект: понимание чувств и эмоций персонажей, способность раскрыть их на экране.
5. Аналитический склад ума: способность критически оценивать сценарий и уже снятый материал, искать способы улучшения.
6. Терпение и выдержка: работа над проектом часто связана с непредсказуемыми ситуациями, и режиссёр должен быть способен сохранять хладнокровие.
7. Стремление к совершенству: постоянное желание улучшать свои навыки и создаваемые проекты.
8. Инновационный подход: стремление к экспериментам и поиску новых способов реализации своих идей.
9. Ответственность: готовность взять на себя ответственность за проект и принимать сложные решения.
10. Страсть к профессии: любовь к искусству кино и театра, готовность посвящать себя работе над проектами
17