Проектно - исследовательская работа
«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Разработала:
учитель начальных классов Щур Л.П.
Актуальность:
В ориентации на воспитание творческого, самостоятельно мыслящего человека современная школа меняет цели образования: не столько приобретение, накопление знаний, сколько овладение способами их усвоения в учебной деятельности.
Нелёгкий переход младшего школьника к ведущей учебной деятельности вызывает существенные личностно значимые изменения. В связи с этим возникает немало вопросов, в поиске ответов на которые современному учителю приходится обращаться к педагогическому опыту прошлого, к наблюдениям за происходящими в современной школе процессами, которые ведут учёные-педагоги и медики, психологи и социологи, педагоги-практики и родители.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего развития. Из этого следует, что особое значение в работе учителя, приступающего к решению проблемы подготовки первоклассников к учебной деятельности, принадлежит выявлению предпосылок к этой деятельности у каждого ребёнка начинающего учиться, т. е. диагностике.
Входная диагностика, которая выявила готовность детей к обучению в школе, показала нам результаты:
Высокий уровень готовности детей к обучению 3 человека, средний – 8 учеников, ниже среднего – 10, низкий уровень – 7 учащихся.
Таким образом, 61% детей будет испытывать трудности в учебной деятельности.
Поэтому проблема состоит в поиске приёмов и методов, способствующих формированию учебной деятельности младших школьников.
Цель проекта: использовать систему учебных заданий обеспечивающих эффективность формирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Формирование общеучебных интеллектуальных умений.
2. Формирование регулятивной компетенции.
3. Формирование познавательной компетенции.
4. Формирование личностной компетенции.
5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
6. Разработать и использовать учебные задания, направленные на формирование учебной деятельности.
Информация об участниках проекта:
В проекте принимают участие учащиеся 1 А класса МАОУ «СОШ №12»
ОБЛАСТИ, в рамках которых проходит проект
Вид: исследовательский
межпредметный
МАСШТАБНОСТЬ ПРОЕКТА
Данный проект рассчитан на учащихся 1-4 классов начальной школы (коллективный). Цель, задачи, содержание и механизмы проекта соответствуют возрастным особенностям участников проекта. Реализация проекта не требует больших материальных затрат.
РИСК ПРОЕКТА
- К социально-психологическим аспектам риска можно отнести отсутствие мотивации у детей к реализации проекта.
Диагностический инструментарий:
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Изучение работ Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина
Тестирование.
Обобщение теоретического и практического опыта.
План – график
Этапы | Сроки | Содержание работы | Проектируемые результаты |
Подготовительный | Сентябрь 2016 г. | 1.Разработать входную диагностику. 2.Определить уровень общеучебных интеллектуальных умений учащихся класса. | Выявить у первоклассников сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью. Начать создание банка данных по развитию общеучебных интеллектуальных умений учащихся. |
Практический | Сентябрь 2016 г. Ноябрь 2016 г. | 1.Изучить литературу по проблеме. 2. Подбор материала, учебных заданий направленных на формирование и коррекцию учебной деятельности младших школьников и организация работы на уроках с применением этих заданий. Система учебных заданий следующих типов: а) наблюдение, классификация, самоконтроль; - слушание, классификация, самоконтроль; - чтение, классификация, самоконтроль - наблюдение, обобщение, самоконтроль б) Система дидактических игр в) Организация работы на уроках с применением рабочей тетради. (автор Е. А. Младковская) г) Индивидуальная помощь детям в овладении учебной деятельностью в) Контроль за успешностью детей в овладении учебной деятельностью. - Тестовые задания г) Введение «Листа учебных достижений учащегося» | Получить информацию о передовом опыте по проблеме. Способствуют формированию навыков самоконтроля, умению наблюдать, слушать, проводить сравнение и классификацию. Будут способствовать выработке самодисциплины. Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Проследить влияние игры на активизацию мыслительной деятельности, мотивацию и формирование общеучебных интеллектуальных умений. Использование рабочих тетрадей с целью оказания ребёнку существенную помощь в овладении словесно-логическим мышлением и его наглядно-образным (художественным) мышлением. Стимулирующая помощь организует ребёнка, обостряет его внимание, «включает» его в работу, уточняя учебное задание. Направляющая помощь – формирует самостоятельность оперировать учебным заданием. Обучающая помощь –способствует формированию сознательной и самостоятельной деятельности. Поможет наметить стратегии коррекционной работы при обнаружении отставания школьников в обучении и развитии. Поможет формированию навыков самоконтроля, умению ставить задачи для дальнейших действий. |
Обобщающий | Май 2017 г. | Анализ результатов эксперимента. Оформление и описание хода и результатов. | Создание методических рекомендаций. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
а) Эффекты образовательного проекта:
- повышение качества знаний учащихся
- повышение учебной мотивации детей
- сформирование у выпускников начальной школы личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
б) Результативность в области детской продуктивности:
- повысится количество учащихся с высоким уровнем общеучебных интеллектуальных умений
- повысится количество учеников-участников в конкурсах и олимпиадах с высоким результатом
в) результаты деятельности педагога
- создание и презентация проекта;
- опубликование материалов на сайте «Мультиурок»
Список литературы:
Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьников в связи с обучением. – М., 1996.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников./ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1982.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей./ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1981.
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1999.
Зверева М. И. Мыслительная деятельность // Обучение и развитие/ Под ред. Л. В.Занкова.- М., 1999.
Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей детей. М., 1996.
Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., 2003.
Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика как область педагогической науки и педагогической практики. – М., 1988.
Рубинштейн С. Г. Основы общей психологии. – СПб., 2006.
Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационности образования // Инновационное образование. – М., 2003
Приложение
Работы учащихся