СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа "Пути формирования учебной деятельности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет использовать систему учебных заданий обеспечивающих эффективность формирование учебной деятельности учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Пути формирования учебной деятельности в начальной школе"»

Проектно - исследовательская работа
«ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



Разработала:

учитель начальных классов Щур Л.П.



Актуальность:

В ориентации на воспитание творческого, самостоятельно мыслящего человека современная школа меняет цели образования: не столько приобретение, накопление знаний, сколько овладение способами их усвоения в учебной деятельности.

Нелёгкий переход младшего школьника к ведущей учебной деятельности вызывает существенные личностно значимые изменения. В связи с этим возникает немало вопросов, в поиске ответов на которые современному учителю приходится обращаться к педагогическому опыту прошлого, к наблюдениям за происходящими в современной школе процессами, которые ведут учёные-педагоги и медики, психологи и социологи, педагоги-практики и родители.

Дети приходят в школу с разным уровнем общего развития. Из этого следует, что особое значение в работе учителя, приступающего к решению проблемы подготовки первоклассников к учебной деятельности, принадлежит выявлению предпосылок к этой деятельности у каждого ребёнка начинающего учиться, т. е. диагностике.

Входная диагностика, которая выявила готовность детей к обучению в школе, показала нам результаты:

Высокий уровень готовности детей к обучению 3 человека, средний – 8 учеников, ниже среднего – 10, низкий уровень – 7 учащихся.

Таким образом, 61% детей будет испытывать трудности в учебной деятельности.

Поэтому проблема состоит в поиске приёмов и методов, способствующих формированию учебной деятельности младших школьников.

Цель проекта: использовать систему учебных заданий обеспечивающих эффективность формирования учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1. Формирование общеучебных интеллектуальных умений.

2. Формирование регулятивной компетенции.

3. Формирование познавательной компетенции.

4. Формирование личностной компетенции.

5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

6. Разработать и использовать учебные задания, направленные на формирование учебной деятельности.


Информация об участниках проекта:

В проекте принимают участие учащиеся 1 А класса МАОУ «СОШ №12»

ОБЛАСТИ, в рамках которых проходит проект

  • Филология

  • Математика

Вид: исследовательский

межпредметный

МАСШТАБНОСТЬ ПРОЕКТА

Данный проект рассчитан на учащихся 1-4 классов начальной школы (коллективный). Цель, задачи, содержание и механизмы проекта соответствуют возрастным особенностям участников проекта. Реализация проекта не требует больших материальных затрат.

РИСК ПРОЕКТА

- К социально-психологическим аспектам риска можно отнести отсутствие мотивации у детей к реализации проекта.

Диагностический инструментарий:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

  2. Изучение работ Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина

  3. Тестирование.

  4. Обобщение теоретического и практического опыта.

План – график



Этапы

Сроки

Содержание работы

Проектируемые

результаты


Подготовительный


Сентябрь

2016 г.


1.Разработать входную диагностику.

2.Определить уровень общеучебных интеллектуальных умений учащихся класса.

Выявить у первоклассников сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью.

Начать создание банка данных по развитию общеучебных интеллектуальных умений учащихся.







Практический











Сентябрь

2016 г.



Ноябрь

2016 г.



1.Изучить литературу по проблеме.



2. Подбор материала, учебных заданий направленных на формирование и коррекцию учебной деятельности младших школьников и организация работы на уроках с применением этих заданий.

Система учебных заданий следующих типов:

а) наблюдение, классификация, самоконтроль;

- слушание, классификация, самоконтроль;

- чтение, классификация,

самоконтроль

- наблюдение, обобщение, самоконтроль



б) Система дидактических игр









в) Организация работы на уроках с применением рабочей тетради.

(автор Е. А. Младковская)





г) Индивидуальная помощь детям в овладении учебной деятельностью










в) Контроль за успешностью детей в овладении учебной деятельностью.

- Тестовые задания






г) Введение «Листа учебных достижений учащегося»








Получить информацию о передовом опыте по проблеме.


Способствуют формированию

навыков самоконтроля, умению наблюдать, слушать, проводить сравнение и классификацию.

Будут способствовать выработке самодисциплины.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Строить логическое рассуждение.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.







Проследить влияние игры на активизацию мыслительной деятельности, мотивацию и формирование общеучебных интеллектуальных умений.





Использование рабочих тетрадей с целью оказания ребёнку существенную помощь в овладении словесно-логическим мышлением и его наглядно-образным (художественным) мышлением.

Стимулирующая помощь организует ребёнка, обостряет его внимание, «включает» его в работу, уточняя учебное задание.

Направляющая помощь – формирует самостоятельность оперировать учебным заданием.

Обучающая помощь –способствует формированию сознательной и самостоятельной деятельности.




Поможет наметить стратегии коррекционной работы при обнаружении отставания школьников в обучении и развитии.

Поможет формированию навыков самоконтроля, умению ставить задачи для дальнейших действий.





Обобщающий


Май

2017 г.

Анализ результатов эксперимента.

Оформление и описание хода и результатов.

Создание методических рекомендаций.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

а) Эффекты образовательного проекта:

- повышение качества знаний учащихся

- повышение учебной мотивации детей

- сформирование у выпускников начальной школы личностных,

регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

б) Результативность в области детской продуктивности:

- повысится количество учащихся с высоким уровнем общеучебных интеллектуальных умений

- повысится количество учеников-участников в конкурсах и олимпиадах с высоким результатом

в) результаты деятельности педагога

- создание и презентация проекта;

- опубликование материалов на сайте «Мультиурок»

Список литературы:


  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2005.

  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

  3. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьников в связи с обучением. – М., 1996.

  4. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников./ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1982.

  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

  7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей./ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1981.

  8. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. – М., 1999.

  9. Зверева М. И. Мыслительная деятельность // Обучение и развитие/ Под ред. Л. В.Занкова.- М., 1999.

  10. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей детей. М., 1996.

  11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., 2003.

  12. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика как область педагогической науки и педагогической практики. – М., 1988.

  13. Рубинштейн С. Г. Основы общей психологии. – СПб., 2006.

  14. Слободчиков В. И. Проблемы становления и развития инновационности образования // Инновационное образование. – М., 2003


























Приложение


Работы учащихся