МБОУ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА ИМ. В. А. МАТРОСОВА
Проектно-исследовательская работа
Направление: гуманитарное
«Великая Отечественная война глазами современных детей»
Автор: Кулагин Никита,
учащийся 10 класса
Руководитель: Довыденкова Татьяна Михайловна,
учитель истории и обществознания
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………….. 2
Теоретическая часть ………………….……………………………3
Практическая часть………………………………………………. 6
2.1. Анализ анкетирования………………………………………….....6
2.2. Интервью с преподавателем истории………………………….. 7
2.3. Составление буклета ……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………… 8
Список используемой литературы………………………………….. 9
Приложение……………………………………………………………10
Введение
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна».
Юрий Воронов.
Темой моей исследовательской работы является “ Великая Отечественная война глазами современных детей”. Я считаю, что данная тема всегда будет актуальна. Ведь каждый уважающий себя человек должен знать историю своей Родины. С каждым годом участников, свидетелей Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. А ведь они отдали свои жизни за победу, а значит и за нашу жизнь. Поэтому современная молодежь просто обязана знать и помнить их подвиг. А мне, как будущему защитнику Родины, эта тема очень близка.
Слово война - очень страшное слово. Война - это взрывы снарядов, бомб, это плач детей, седина матерей. Война - это смерть многих тысяч людей. Война - это еще и Память, вечная и верная память. Память о тех, кто сражался на фронтах 2-ой мировой войны. Кто вернулся домой, и кто не вернулся. Военные пути наших земляков - ветеранов пропахли порохом, овеяны ветрами и грозами. Наши земляки - солдаты. Они освобождали нашу Родину, освобождали и другие страны. Среди всех праздников, которые остались из советского прошлого, День Победы - самый величественный и сакральный. Память о событиях и героях Великой Отечественной войны должна жить вечно в сердцах и умах россиян всех поколений. И вот я задумался, а знают ли современные дети о той войне.
Цель исследования: выяснить, действительно ли современные дети ничего не знают о войне и их отношение к ней.
Задачи:
Разработать и провести анкетирование по данной проблеме.
Обработать полученные данные.
Выяснить, как тема Великой Отечественной войны представлена в учебниках истории.
Провести дебаты среди одноклассников на тему «Великая отечественная война глазами современных детей: помним мы или нет?»
Провести интервью с учителем истории.
Сделать буклет с основной информации о ВОВ.
Этапы работы.
1. Определение цели и задач.
2. Анкетирование одноклассников учащихся МБОУ Татарская школа имени В. А. Матросова.
3. Поиск и изучение литературы и других источников информации по теме.
4.Беседа с учителем истории Довыденковой Т. М.
5. Дебаты среди школьников на тему «Великая отечественная война глазами современных детей: помним мы или нет?»
6. Анализ и обобщение собранного материала.
7. Оформление продукта проекта.
Объект исследования: ученики МБОУ Татарской школы им. В. А. Матросова.
Предмет исследования: знания о Великой Отечественной войне и отношение к ней.
Гипотеза: Я предполагаю, что современные дети очень мало интересуются Великой Отечественной войной и практически ничего о ней не знают.
Период работы: ноябрь 2022-февраль 2023
Методы исследование: анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение и систематизация полученных данных.
1. Теоретическая часть:
Все взрослые знают, что Великая Отечественная война 1941-1945 г.- это война Советского Союза против нацистской Германии и её союзников (Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии, Хорватии). Она является важнейшей частью Второй мировой войны.
На рассвете, 22 июня 1941г., без объявления войны германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики, Началась Великая Отечественная война советского народа. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за сталинских репрессий конца 1930-х годов состояла в основном из малоопытных полководцев. Верховный главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля. Именно в таком состоянии нашу страну застигла фашистская Германия. Но благодаря смелости и мужеству советского народа, СССР смогла противостоять врагу и победить его.
На защиту Родины поднялся весь народ. Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной. Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Так же быстро и легко Гитлер и его маршалы и генералы намеревались завоевать СССР. Но их расчет на молниеносную войну с треском провалился.
От пограничной Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг продвигался с тяжелыми боями и всюду встречал героическое сопротивление. Яростный отпор получил противник под городом Ельней. Здесь на какое-то время неудержимый натиск немецких полчищ был приостановлен. И все же враг продолжал рваться вглубь страны, и был уже на подступах к Москве. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Но все усилия овладеть Москвой закончились полным провалом. Советские войска остановили немцев и заставили отступить. Это было первое крупное поражение врага.
Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Тяжелые дни переживал и Ленинград. 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг перекрыл все подступы к нему, что сделало невозможным подвоз продовольствия. От холода, голода, непрерывных бомбежек и обстрелов погибло почти 850 тысяч человек. Но город выстоял. В начале 1943 года блокада была прорвана.
Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом. Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней продолжалось великое сражение, в котором противник потерял убитыми, раненными и пленными почти полтора миллиона человек. Огромная группировка немецких войск, говоря языком военных, была взята в клещи и разгромлена.
Затем советские войска уничтожили крупное скопление вражеских сил в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захватчиков через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.
Страшась сокрушительного поражения своих войск, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством. Вскоре Берлин был взят, и 9 мая 1945 года кровопролитная война с германским фашизмом завершилась. С тех пор эта дата стала великим народным праздником Победы. Стоит также отметить, что Советская армия освободила не только СССР, но и другие страны.
Победу ковали не только на фронте, но и в тылу. Вместо ушедших на фронт мужчин на военных заводах трудились их отцы, матери, сестры, жены и дети. Иным мальчишкам и девчонкам, чтобы они могли дотянуться до станков, ставили под ноги ящики. Согласно моему опыту общения с взрослыми 40 лет и старше, эти сведения так или иначе известны всем.
Что же касается современной молодежи, то сейчас на различных сайтах и форумах посвященных победе, можно встретить рассказы о родственниках-участниках ВОВ. Так, в начале работы над проектом я посетил некоторые информационные порталы, касающиеся данной темы. Удивительно, но там я нашёл очень мало рассказов о войне, о прадедах-ветеранах. Я полагаю, что и эти творения были написаны только ради какого-нибудь конкурса, скорее всего при помощи взрослых. Вот некоторые из них:
“Мой прадед - из поколения 20- х годов. На его долю выпало самое трудное время - голод, война и послевоенная разруха...
Пришлось пережить столько, сколько хватило бы на несколько жизней»
«22 июня 1941 года был летний теплый день….. Мы окончили школу, вечером должен быть выпускной бал, встреча рассвета, костер у озера! Но в 2 часа дня по радио мы услышали о начале войны. Этим страшным, жестоким словом из репродуктора ворвалась она в мирную жизнь».
“Мне очень жалко, что я не была лично с ними знакома, но я так много хороших слов слышала от своей мамы, бабушки и даже просто от знакомых, которых мы встречаем часто в городе. Они мне говорили: «Это правнучка Раисы Александровны и Андрея Спиридоновича? Как жалко, что они так рано умерли, они были очень добрыми, хорошими людьми!».
«Когда я смотрю фильмы про войну, мне становится очень страшно, а еще страшней, когда я думаю, что мои бабушка и дедушка прошли всю войну с 1941-1945г. Ведь они пошли на войну такими молодыми и не побоялись ценой своей жизни защищать Родину от фашистов. Я бы хотела немного рассказать о своих прадедушке и прабабушке…»
«Я горжусь теми людьми, которые защищали нашу Родину! Каждый раз, идя в бой, бойцы вспоминали своих близких, и это им придавало сил. Во время их рассказов часто в глазах стояли слезы…»
В нашей школе часто проводятся мероприятия патриотической направленности. Я являюсь их непосредственным участником.
У нас есть школьный музей, в котором имеются экспонаты времен Великой Отечественной войны. Эмоции, которые получаешь, находясь в этом музее, просто не передать словами. Наш музей хоть и маленький, но помогает ощутить ту атмосферу, которая была в те ужасные годы.
Также ежегодно проводится торжественная линейка на 9 мая, организовываются митинги, тематические линейки. Пока были живы ветераны ВОВ, наши земляки, с ними проводились встречи. Я считаю, что их проводить необходимо как можно чаще, так как с каждым годом становится все меньше и меньше очевидцев тех ужасных дней. Также происходит обновление стендов боевой славы, проводится историко-географический диктант и много разных других мероприятий.
В рамках работы над проектом были устроены дебаты “ Великая Отечественная война глазами современных детей: помним ли мы или нет?”. Для проведения дебатов было сформировано 2 команды из 5 человек. Ведущий следил за соблюдением правил выступления команд. Участники: команды учащихся 7-11 класса. Каждый раунд дебатов судила судейская коллегия, состоящая из 3 человек. Каждая команда по очереди доказывала свою точку зрения на тему "Великая Отечественная война глазами современных детей: помним мы или нет?" В доказательство своих точек зрений участники приводили аргументы, факты. Так, команда, которая была за то, что дети помнят, т.е. “за”, говорили, что проводятся митинги, вешаются стенды с информацией о войне, а волонтеры ухаживают, помогают ветеранам. Однако те, кто был “против” утверждали, что все это часто проводится принудительно, а к этим стендам никто не подходит. Дети чаще лучше помнят дату выхода новой версии компьютерной игры, а не даты битв. Победила команда, доказывающая мнение о том, что современная молодёжь все таки знает о Великой Отечественной войне.
На этом этапе работы над проектом я сделал следующий вывод - современная молодежь интересуется Великой Отечественной войной, принимает участие в поддержке ветеранов. Разумеется, есть и те, кто не принимает во всем этом никакого участия. Поэтому, чтобы узнать объективное отношение и уровень знаний о Великой Отечественной войне, я провел исследование.
2. Практическая часть.
2.1. Анализ анкетирования
Какие представления у учеников о ВОВ? Что они знают о ней? Чтобы выяснить это, я составил и провел анкетирование в школе.
На первый вопрос “ Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?” все участники опроса ответили правильно. Это означает, что люди все-таки интересуются ей. Все опрашиваемые ответили, что в войне участвовали СССР (Россия) и Германия.
У многих учеников родственники принимали участие в ВОВ.
На вопрос “ Почему Великую Отечественную войну называют “Отечественной” является популярным ответом: “Воевало все Отечество, воевали за Отечество” Однако некоторые не ответили на этот вопрос.
На вопрос “ Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели” было много ответов, они представлены в таблице.
Все ученики ответили положительно на вопрос “Нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны?”.
Далее следовало задание “ Подчеркните имена полководцев, участвовавших в Великой Отечественной Войне”. Результаты представлены в таблице.
В ответе на вопрос “Какие города-герои вы знаете” самыми популярными ответами стали: Санкт-Петербург (Ленинград), Москва, Волгоград.
Следующим был вопрос “Какие мероприятия проводятся для увековечивания памяти о Победе?”. Ответы были разные: сказали о митингах, упомянули Бессмертный полк , парад на 9 мая, сказали о Свече памяти и линейках в школе, упомянули вахту памяти. Согласно опросу все участники получили достаточно информации о ВОВ на уроках истории.
Вывод
В результате исследования я выяснил, что современная молодежь все-таки интересуется Великой Отечественной войной. Конечно, многое было перепутано, не сказано, но, несмотря на это, чувствуются патриотические настроения.
2.2. Интервью с преподавателем истории
В ходе работы над проектом я поговорил с учителем истории Татьяной Михайловной Довыденковой. Она отметила, что, раньше в программе , катастрофически не хватало времени на изучение Великой Отечественной войны. Сейчас ситуация поменялась, на изучение событий времен ВОВ отводится больше времени. Ведь данное событие - это огромный массив фактов, сражений, имен, а уместить всё это в несколько уроков, было просто невозможно. Она подчеркнула, что та информация, которая находится в учебниках, конечно, самое общее, сама основа, которую мы должны знать. Если же досконально изучать историю Великой Отечественной войны, то нужно привлекать дополнительную литературу. Она считает, что в школьную программу необходимо добавить целый курс по изучению этого события, либо же расширить часы, которые даются нам на изучение войны. Ведь Великая Отечественная война - это то, чем мы должны гордиться и помнить.
2.3. Составление буклета.
Я решил внести свой вклад в приобщении школьников к памяти о Великой Отечественной войне. Я составил буклет, который является наглядным пособием важнейших этапов войны.
Заключение:
Очевидно, что у каждого поколения свой взгляд на прошлое. Во время проведения исследования и обработки результатов, было видно, что война не так серьезно воспринимается молодежью. Учащиеся мало задумываются о том страшном времени. По результатам исследования можно увидеть, что люди со значительной разницей в возрасте, дают в принципе одинаковые ответы, но в сознании нашей молодежи ВОВ начинает переходить из ранга "события особой важности" в ранг "одного из значительных исторических событий, происшедших когда-либо в России".
В результате я могу с уверенностью сказать, что моя гипотеза подтвердилась частично. Исследовательская работа “ Война глазами современных детей” показала, что молодежь интересуется Великой Отечественной войной, но их знания не четкие, присутствуют пробелы и путаница с другими войнами.
В дальнейшем я бы хотел продолжить работу по данной теме. Мне интересно будет узнать о последствиях такого погружения в тему «Великая Отечественная война».
Список использованной литературы и интернет ресурсов
"Великая Отечественная война. 1941-1945. 70 лет Победы". – М.: "ОЛМА Медиа Групп", 2015г.
https://studopedia.ru/2_79704_tri-etapa-velikoy-otechestvennoy-voyni.html
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/03/26/rasskazy-detey-o-rodstvennikah-uchastnikah-velikoy
https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina
. http://traditio-ru.org/wiki/Великая_Отечественная_война
http://www.otvoyna.ru/
http://militera.lib.ru/research/pravda_vs-1/02.html
http://memory.cdo-revda.edusite.ru
Приложение 4.
Анкетирование №1
1. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?
А) Великая Отечественная война началась в
Б) Великая Отечественная война закончилась
В) Какие государства участвовали в Великой Отечественной войне?
2. Твои родственники участвовали в Великой Отечественной войне?
3. Читаешь ли ты книги о войне? а) Да. б) Нет. в) Нет, но эта тема мне интересна.
4. Знаешь ли ты михайловцев, которые принимали участие в Великой Отечественной войне? а) Да. б) Нет.
Анкетирование №2
Напишите, когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
Какие страны участвовали в Великой Отечественной войне?
Твои родственники участвовали в Великой Отечественной войне?
Почему войну называют “Отечественной”?
Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели
Как вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?
7.Подчеркните имена полководцев, участвовавших в Великой Отечественной войне: Г. К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.В.Суворов, П.И.Пестель, В.И.Чапаев, М.Б. Бараклай-де- Толли, М.В.Фрунзе.
8.Какие города- герои вызнаете?
9. Знаете ли вы михайловцев, которые принимали участие в Великой Отечественной войне?
10. Какие мероприятия проводятся для увековечивания памяти о Победе?
Анкетирование №3
Напишите, когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
Какие страны участвовали в Великой Отечественной войне?
Почему войну называют “отечественной”?
Назовите фильмы о войне, которые вы смотрели
Как вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?
Подчеркните имена полководцев, участвовавших в Великой Отечественной войне: Г. К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.В.Суворов, П.И.Пестель, В.И.Чапаев, М.Б. Бараклай-де-Толли, М.В.Фрунзе.
Знаете ли вы михайловцев, которые принимали участие в Великой Отечественной войне?
Какие мероприятия проводились для увековечивания памяти о Победе?
Оскорбляют ли вас попытки некоторых стран сделать СССР виновником Второй мировой войны или вам все равно?
Достаточно ли вы получили информации о Великой Отечественной войне на уроках истории
Приложение 1
Название фильма | Педагоги и взрослые | Ученики |
Т-34 | 3 | 7 |
Мы из будущего | 4 | 1 |
Спасти Ленинград | 3 | 3 |
Битва за Севастополь | 11 | 1 |
Офицеры | 16 | 10 |
Брестская крепость | 16 | 2 |
17 мгновений весны | 16 | - |
Они сражались за Родину | 15 | 2 |
Сталинград | 10 | 1 |
А зори здесь тихие… | 16 | 4 |
В бой идут одни старики | 17 | 7 |
Помни имя свое | 14 | - |
Батальоны просят огня | 17 | 3 |
28 панфиловцев | 10 | 2 |
Горячий снег | 10 | - |
В двух шагах от «Рая» | 12 | - |
Дума о Ковпаке | 10 | 1 |
Приложение 2
| Педагоги и взрослые | Ученики |
Г.К.Жуков | 20 | 27 |
К.К.Рокоссовский | 23 | 13 |
И.С. Конев | 23 | 13 |
А.В. Суворов | 20 | 5 |
П.И. Пестель | 15 | 1 |
В.И. Чапаев | 23 | 6 |
М.Б. Бараклай-де-Толли | 20 | 3 |
М.В.Фрунзе | 10 | 3 |
Приложение 3
Какие города-герои вы знаете?
| Ученики |
Москва | 15 |
Санкт-Петербург (Ленинград) | 18 |
Михайлов | 3 |
Тула | 14 |
Волгоград (Сталинград) | 12 |
Владимир | 1 |
Новороссийск | 3 |
Севастополь | 7 |
Смоленск | 3 |
Керчь | 3 |
Одесса | 4 |
Курск | 3 |
Минск | 2 |
Киев | 1 |
Мурманск | 2 |
Симферополь | 1 |