Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.
Работая в школе на протяжении нескольких лет, я не перестаю удивляться и радоваться искреннему желанию школьников всё узнать, всему научиться, особенно в младших классах.
Как горят глаза у малышей, когда они впервые открывают краски, берут в руки кисточку и рисуют « по-взрослому». Малышам интересно всё, каждый рисунок для них – открытие, открытие мира линий, мира цветов, мира художественных традиций. Но проходит несколько лет, и этот интерес начинает потихоньку угасать, а к шестому и седьмому классам у некоторых ребят он исчезает совсем. Им становится скучно на уроках изобразительного искусства и технологии. И, несмотря на использование на занятиях различных нетрадиционных техник, приемов работы и т.п., чувствуется какое-то напряжение в атмосфере урока. Здесь и следует задуматься над тем, почему так происходит, что сделать, изменить, чтобы интерес к предмету не угас, а, наоборот, возрастал.
Сейчас каждый учитель пытается заинтересовать учеников в обучении, используя для этого всевозможные методы работы.
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Введение творческих заданий в курс технологии помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Моя задача помочь ребенку преодолеть эти «подводные камни», определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения. Для решения этой задачи на своих уроках я помогаю преодолевать учащимся разные барьеры. Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.
Выбор метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов.
Проект – это метод обучения. Может применяться на уроке и во внеурочное время. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален, он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектирование – это содержание обучения. Может быть частью предмета «Технологии», самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса – может стать альтернативой классно – урочному обучению. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности и философия результатов и достижений.
Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. При очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); - целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования:
постановка проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Но, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
Использование проектных технологий инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».
Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога - ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Гипотеза моего собственного исследования: эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:
проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;
проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, они включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;
осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;
учащиеся включаются в активную творческую деятельность.
В ходе выполнения проектов ребята получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, обучающиеся активизируют личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности, с успехом могут применять траекторию действий обучающегося в рамках работы над исследовательским и творческим проектом по технологии.
Любой творческий проект (работа) предполагает абсолютно самостоятельные последовательные действия учащегося в осуществлении определенного замысла и кроме этого, любая творческая работа предполагает развитие воображения, применение фантазии. Творческая работа - это определенная последовательность действий в осуществлении определенного замысла. Такую правильную последовательность действий, т.е. методику осуществления творческого проекта (замысла), раскрывает с помощью знаний, умений и навыков преподаватель курса технологии. Научить учащихся овладеть этими методами исследований - одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем технологии.
При создании любого проекта приходиться решать массу проблем, как учащимся, так и педагогу, поэтапное решение проблем, а также последовательное применение знаний, умений, навыков, полученных при изучении технологии – ключ к успешному выполнению любого творческого проекта или работы, повышению уровня знаний по основному предмету, развитию практических навыков, творчества в работе, саморазвитию и профессиональной ориентации.
Как же организовать проектную деятельность учащихся?
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1-погружение в проблему. Деятельность учителя – формулирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Деятельность учащихся - осуществляют: личностное присвоение проблемы; вживание в ситуацию;
принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи. 2- организация деятельности. Деятельность учителя – предлагает:
спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»); при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.); возможные формы представления результатов проекта. Деятельность учащихся - осуществляют:
планирование работы; разбивку на группы и распределение ролей в группе;
выбор формы и способа представления информации. 3- осуществление деятельности. Деятельность учителя – не участвует, но:
консультирует по необходимости учащихся; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по презентации результатов. Деятельность учащихся - работают активно и самостоятельно:
по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов. 4- презентация, самоанализ и самооценка результатов. Деятельность учителя –принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты
подводит итоги обучения. Оценивает: глубину проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений; умение аргументировать свои заключения, выводы; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; эстетику оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов. Деятельность учащихся -демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы. Осуществляют: рефлексию деятельности и результатов;
взаимооценку деятельности и ее результативности.
«Конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен:
Web-сайт; анализ данных социологического опроса; бизнес-план; видеофильм;
видеоклип; электронная газета; электронный журнал; коллекция; дизайн - макет; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; пакет рекомендаций; публикация;
путеводитель; рекламный проспект; серия иллюстраций; сказка; справочник; словарь;
статья; сценарий; сборник сочинений; дневник путешествий; главы из несуществующего учебника.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; - количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации; - уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способ решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.