СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-ориентированное обучение как фактор успешной социализации личности обучающегося

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектно-ориентированное обучение как фактор успешной социализации личности обучающегося»

Использование проектно-ориентированного обучения как одного из факторов успешной социализации личности обучающегося

Итак, прежде, чем начать, я хочу задать вопрос: А что же такое успешная социализация для обучающегося? Мы, конечно, можем углубиться в теорию, сказав, что «Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками. Это все, конечно, так, но, давайте скажем это простым языком. Социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же помочь ребенку достичь в будущем эту гармонию?

Современная начальная школа работает по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Перед педагогом стоит задача организовать образовательную деятельность, которая бы способствовала развитию универсальных учебных действий, развитию личности ученика, его социализации. Образовательная деятельность – это в первую очередь совместная деятельность, в результате которой происходит максимальная активизация коммуникативной деятельности учащихся. Организовать образовательную деятельность на уроках английского языка помогают современные образовательные технологии. В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование универсальных учебных действий, на его будущую социализацию в обществе. Одной из таких технологий является метод проектов. Ни для кого не секрет, что метод проектов – это развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В образовательном процессе метод проектов нужен для того, чтобы:

  • научить обучающихся самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией, применять получаемые ими знания при решении практических задач;

  • научить принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

Признаки проектно-ориентированного обучения:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;

  • интерес к реализации проекта со стороны субъектов образовательного процесса;

  • самоорганизация и ответственное отношение участников проекта;

  • нацеленность на создание конкретного продукта;

  • междисциплинарный характер проектов.

Как показывают социально-психологические исследования, младший школьный возраст является сензитивным для процесса социализации. Решающим фактором социализации младшего школьника становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных универсальных учебных действий, складывающиеся в школе межличностные отношения. Все это возможно благодаря проектной деятельности. К проектной деятельности можно отнести учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и заранее выработанные представления о продукте деятельности. При прохождении любой темы в английском языке, в конце обязательно идет задание «Проект». На этом этапе происходит систематизация и активизация познавательной и творческой деятельности обучающегося. Именно ученик здесь для себя решает, в какой форме и как он будет вести работу над завершением темы. Мы рассматриваем несколько форм работы. Для каждого класса, естественно, виды проектов и формы работы над ним разные, так как здесь учитываются индивидуальные особенности и способности каждого ученика, поэтому формирование групп для защиты проекта тоже разнообразное. И нет повторяющихся. Чтобы каждый ученик примерил на себя определенную роль. Наиболее интересными видами проектов для младших школьников отмечаем: ролевые, игровые, исследовательские, творческие. Формами работы над проектами для учеников хотелось бы отметить: «Рафт-технология», Плакат, Lapbook (книжка-раскладушка), презентация, Страничка для журнала.

Теперь рассмотрим каждую форму чуть подробнее.

Каждая буква в названии технологии несет в себе определенный смысл.

R – Role (Роль)

A – Audience (Аудитория)

F-Forma (формат)

T-Topic (тема)

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

То есть ребенок выбирает роль, затем решает кому будет предназначаться его текст, определяется с форматом и темой. Нередко часть условий уже заданы. Например, тема. А она определяет роли. Однако роли здесь тоже могут быть очень нетипичные.

Использование технологии происходит в несколько этапов:

Стадия вызова — на этой стадии происходит мотивирование обучающихся, сообщение общей темы. Например, пройдя тему «What do you celebrate», каждой группе было предложено выбрать вид проекта. Далее предстояло выбрать любого члена семьи и рассказать и показать, как он или она готовятся к какому-либо празднику. Нужно объяснить ребятам, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.

2. Стадия осмысления — здесь ребята пытаются более серьезно осмыслить получившиеся тексты, соотнести их с персонажами.

3Стадия рефлексии — этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного. Дети обсуждают и сравнивают информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов.

Следующая форма – плакат

Работа над плакатом — довольно интересный вид деятельности, которая позволит ученикам применить свои креативные навыки и дать волю своему воображению. Но вместе с тем работа над плакатом — нелегкий труд, поскольку необходимо донести целую историю или большую мысль с применением минимального количества инструментов.

Далее «Lapbook»

Что он собой представляет? Это своего рода тематическая папка или книжка-раскладушка, самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.

Конечно, если не углубляться в теорию создания и работы над проектом, то кратко можно описать следующие этапы: 

  1. выбор темы;

  2. обсуждение плана;

  3. создание макета;

  4. создание шаблона лэпбука;

Как я уже говорила ранее, данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения.  Для этого я выбрала урок-проект, которым обычно завершается вторая четверть и дети уже за полугодие выучили алфавит и владеют общей информацией и лексикой по языку. Тему для нашего лепбука я предложила детям сама — My English book. Заблаговременно ребятам раздала задания кому и что принести( картинки с животными, карточки с буквами алфавита, фломастеры, клей-карандаш, ножницы). Основное оформление (картинки) заранее подготовила сама. Проектная работает занимает 2 урока. За один урок успеть невозможно. На первом уроке мы вырезали картинки и подготавливали материал, раскрашивая картинки. При этом дети вспоминали слова тех действий, которые они выполняли ( read – читать, write – писать, draw — рисовать). Было очень приятно наблюдать, что уроки английского не проходят просто так. 

И как раз лепбук  является новым современным инструментом учителя для работы в условиях ФГОС. 

Теперь давайте заглянем внутрь нашей красивой

Здесь мы видим всевозможные кармашки, конвертики и вкладыши. А в них собран обзорный материал, который прорабатывался с  детьми на протяжении двух четвертей. Очень интересная идея числительных с открывающимися окошками-створками.

 Ромашка — это личные местоимения.

 В одном из конвертиков мы вложили карточки с буквами английского алфавита, а в другом поместились картинки с животными . А вот в этой книжке поместились названия членов семьи. В общем вот такой у нас Lapbook!

Таким образом каждый из детей вносит вклад в создание того или иного проекта, причем ни один из учеников не чувствовал, что на каком-то этапе он бесполезен, что самое страшное, как я считаю. Дети чувствовали поддержку учителя и друг друга. Помимо того, что метод проектов формирует у обучающихся все УУД, способствует развитию организаторских и творческих способностей, он помогает ребенку в будущем успешно социализироваться в обществе, не боясь предлагать свои идеи и пути решения тех или иных проблем, так как на этом этапе у ребенка появляется уверенность в себе, в своих силах и в том, что его мнение очень важно для всех.

Подытожим сказанное: в процессе проектной деятельности у младших школьников формируются следующие умения:

– умения социального взаимодействия (сотрудничать в процессе образовательной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

– исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

– информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких способов действий недостает);

– оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

– презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

– рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

– менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность в начальных классах позволяет учащимся выйти за рамки урока, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А значит, она способствует развитию