СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектный метод обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектный метод обучения в начальной школе»

Давайте разберёмся, что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Проект - это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.



Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.



Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры, спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

С первоклассниками мы работали над проектом «Зимняя кормушка».

Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.

Задачи:

1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;

2) Изучить, чем питаются птицы;

3)Провести акцию по сбору птичьего корма;

4) Изготовить кормушки;

5) Разместить кормушки на пришкольном участке;

6) Следить за кормушками, обновлять корм;

7)Презентация.

Во время прогулки дети наблюдали, какие птицы прилетают на их кормушки. После занятий кормили птиц, наблюдали и считали количество прилетевших пернатых, фотографировали, рисовали. Интерес к данной теме, кроме общественной пользы, связан, прежде всего, ещё и с личным интересом, так как учащиеся получили новые знания и умения.

В целом при работе над проектом учитель:

• помогает ученикам в поиске нужных источников;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поощряет учеников;

• поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.



Отметим правила успешности проектной деятельности:

• В команде нет лидеров, все равны.

• Команды не соревнуются.

• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом .

• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть «спящих партнеров».

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.



Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

На чём основана работа по созданию проекта?

Каковы принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта.

Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:

• Выбери тему исследования

• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы

• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

• Сделай выводы

• Оформи результаты своей работы

• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.

Для формирования успешной реализации проектно-исследовательской деятельности школьников выделим следующие умения:

1. Умения, поисковые, т.е. выбор темы, постановка цели и задач исследования, применение доступных методов исследования;

2. Умения работать с информацией, т.е. находить источник информации, умения работать с текстом, выделять главное, формулировать вывод.

3. Умения организовать свою работу, т.е. организовать свое рабочее место, планирование работы;

4. Умения представить результат своей работы, т.е. использовать различные формы представления, уметь задавать и отвечать на вопросы, точно и правильно говорить;

5. Умения оценочные, т.е. оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки.

Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами:

- владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности;

- стремится реализовать личностный подход к учащимся;

-включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам обучения”. И, как показывает опыт работы, проектный метод обучения успешно применяется в начальной школе. Много проектов в рамках предмета «Окружающий мир». Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

1.Проект «Моя родословная» (изучение семейного архива, знакомство со своей родословной, получение информации от родителей, родственников, продукт – плакат «Родословное дерево»).

2. Проект «Богатства, отданные людям». Дети искали информацию об интересных людях, которые богаты внутренним миром, прославились чем-то и т.д. Продукт –журнал, книги, плакаты.

3. Проект «Кто нас защищает». Цель этой работы была познакомиться с деятельностью различных служб, узнать о специфике работы, понять, как именно та или иная служба защищает наши жизни. Продуктом стали плакаты и книги.