Труниной Елены Николаевны
учителя начальных классов
МАОУ «Школа № 21»
«Проекты как средство развития
навыков исследовательской деятельности
младших школьников»
Срок реализации 2017 – 2020 г.
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Задачи:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
Исследовать результативность применения метода проектов;
Использовать метод проектов в классно-урочной и внеклассной деятельности.
Актуальность:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
Теоретические основы технологии учебных проектов
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практическая основа технологии учебных проектов
- коллективные проекты во внеурочной работе;
- уроки в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) | Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); |
II этап: Сбор и обработка информации | Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); |
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. |
IV этап: Реализация плана действий (проекта) | Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); |
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции оформляют портфолио, готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. |
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) | Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). |
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). |
Банк проектов
«Путешествие с куклами»
«Моя семья»
«Мифы Зелёного леса»
«Молодые города России»
«Если б я был спортсмен»
«Моя родословная Беркут»
«Птичьи улицы Москвы»
«Живая сказка»
«Тайна моего имени»
«Как встречают Новый год в разных странах»
«В гостях у Чиполлино»
«Где раки зимуют?»
«Человеческое в мире животных»
«Какого цвета солнце?»
т.д.
Опытно-экспериментальная работа
Участие в окружных, всероссийских и городских конкурсах проектных работ;
Защита учебных проектов в классе и в школе на конференциях, уроках и во внеклассной работе;
Обобщение и представление опыта работы на ШМО учителей начальных классов;
Победа в конкурсе авторских работ по теме «Совместная проектная работа с детьми и родителями» при ФИРО сентябрь 2012г.
Ожидаемые результаты
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Используемая литература
Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.
Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г