МКОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.»
Тема исследовательской работы: «Корабли Древнего мира»
Выполнили: Образцов Владислав, Бричеев Павел, ученики 5-А класса
Руководитель: Осипова С.Г., учитель истории
Кетово 2018
Содержание: Тема, актуальность, гипотеза……………………………………2 Введение……………………………………………………………..3
Корабли Древнего Египта…………………………………………..3
Кораблестроение в Древней Финикии………………………………4-5
Корабли в Греции………………………………………………………..5-6
Ранние боевые корабли Китая…………………………………………….6-7
Корабли Викингов…………………………………………………………..7-8
Сравнительная таблица судов……………………………………………….8-9
Заключение…………………………………………………………………..9
Источники…………………………………………………………………….9 Приложения………………………………………………………………..10-15 1.Карты 2. Изображения судов 3. Словарь терминов
Тема: Корабли Древнего мира Актуальность работы: изучение кораблей Древнего мира, позволяет глубже изучить историю Древнего мира в 5 классе. Гипотеза: наличие кораблей в разных странах Древнего мира дает возможность странам выйти на новую ступень развития, обогатить свою культуру. Цель: изучение флота Египта, Финикии, Греции, Китая, кораблей викингов, Задачи: изучить сравнительные характеристики судов, дать оценку их роли в торговых и военных операциях. Методы работы: поисковый, сравнительный анализ, наглядный.
Введение
В современном мире благодаря археологическим открытиям и точным исследованиям становится понятно, как был устроен Древний мир, но все чаще современное человечество убеждается, что древние технические достижения и инженерные решения, особенно в области кораблестроения достойны восхищения.
Мореплавание и судостроение с древнейших времен были передовыми областями знаний. И это естественно, ведь море объединяло народы. Торговля и война определяли облик Древнего мира и зачастую были единственными средствами обмена не только товарами, но и техническими достижениями. С архаичных времен морское владычество определяло границы и благосостояние царства и народов, а в эпоху империй стало важнейшим фактором могущества и политической стабильности. Не удивительно, что строительству флотов сильные мира сего всегда уделяли решающее значение.
Важность контроля над морскими путями и торговлей прекрасно осознавали мореплаватели. Умелое маневрирование флотами, высадка воинов на побережье, да и просто появление боевых кораблей у берегов как демонстрация силы - становились привычными элементами политической борьбы.
В этой работе мы хотим провести сравнение кораблей древних государств и исходя из этого сделать вывод об их развитости и могуществе.
Корабли Древнего Египта
Древние египтяне одними из первых начали осваивать науку судостроения. Их корабли отличает особый конструкционный элемент - канат, которым стягивался корпус. Это объясняется тем, что египтяне еще не умели строить прочную обшивку и для дополнительного крепления обвязывали ее веревками.
В гробницах III династии были найдены изображения грузовых судов, приводимых в движение не только веслами, но и парусом. На отдельных изображениях судов комплекса памятников додинастического периода Египта (4 тыс. до н. э.) тоже отчетливо виден парус.(Рис. 1 Приложение 2)
Узкий прямоугольный парус крепился к двуногой съемной мачте. На кормовом помосте закреплялись шесть длинных рулевых весел. Гребные весла убирались, гребли ими без упора, как на современных каноэ.
Корпус набирался из тщательно обработанных акациевых плашек, был непрочен, и для более жесткой связи судостроители Древнего Египта протягивали вдоль корпуса канат на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля.
Суда этого типа имели различное назначение и были в основном речные. Длина 14 - 20 м, ширина 2 - 5 м. Имели палубу.(Рис. 1 Приложение 2)
Кораблестроение в Древней Финикии
Финикийцы, обитавшие на восточном берегу Средиземного моря, были пионерами кораблестроения, изобрели первый алфавит, существенно обогатили науку той эпохи знаниями, полученными во время далеких путешествий, и даже смогли собрать сведения о еще неизвестных в ту эпоху землях.
Древние финикийцы – опытнейшие мореходы своего времени.
Финикийцы были довольно искусными судостроителями, что можно объяснить как стремлением местных купцов расширить сферу своего влияния, так и наличием на их родине материала для создания кораблей в большом количестве. На берегах Средиземного моря древние финикийцы основали множество колоний. (рис.1 Приложение 1) Об этом народе, известном своим пристрастием к торговому делу, знали в самых далеких землях, расположенных за Гибралтарским проливом.
Значение изобретений финикийцев для современного судостроения трудно переоценить. Они первыми разработали проекты судов, на шпангоутах которых предусматривалась обшивка, а важнейшей частью являлся киль. Также помещения, в которых размещался груз, на финикийских кораблях находились под палубой. Максимальная длина судна составляла 31,6 м, максимальная ширина равнялась 4,8 м.
В XII в. до н.э. финикийцы смогли создать суда нового типа, которые могли перевозить большие грузы и без особых проблем перемещаться на дальние расстояния. Во многом этому послужило высокое качество материала – ливанского кедра, из которого изготавливались корабли. Финикийские суда, как и у «народов моря», были килевыми, а не плоскодонными, что давало возможность значительно увеличить их скорость. К мачте на две реи крепился прямой парус: эта конструкция была заимствована у древнеегипетских моряков. Гребцы рассаживались вдоль борта в один ряд, а на корме прочно закреплялась пара мощных весел, позволявших легко повернуть судно в нужную сторону. Трюм был очень вместительным, поэтому в нем перевозили кожаные бурдюки или амфоры, содержащие масло, вино, зерно. В некоторых случаях для большей сохранности продуктов трюм даже заполняли водой. Более дорогие товары помещали на палубу и ограждали их деревянными решетками. На корабельном носу устанавливали большой сосуд, в который наливалась питьевая вода. Длина корабля могла составлять 20-30 м, а численность экипажа колебалась в пределах от 20 до 30 человек. (Рис. 2 Приложение 2)
Особенности военных кораблей финикийцев
После X в. до н.э. финикийцы начали строить специальные военные корабли. Они имели большую длину и высоту, чем торговые, но в то же время отличались меньшей массой. Чтобы обеспечить таким судам высокую скорость, гребцов размещали на двух палубах. Над ними находилась небольшая узкая площадка, по периметру которой устанавливались щиты. С нее воины во время сражения забрасывали врагов стрелами и метали в них дротики. Однако наиболее грозным оружием считался таран, возвышавшийся над водой и окованный медью. (Рис.3 Приложение 2)
Корма судна немного напоминала хвост скорпиона, т.к. высилась над его
остальной частью. Поворотные весла, имевшие большой размер,
устанавливались и на корме, и на носу, что давало возможность практически
молниеносно совершить поворот. Корабль был предназначен для перевозки
почти сотни людей, среди которых были члены экипажа, воины и рабы.
К IV столетию большая часть ливанских кедров была уничтожена, поэтому
судостроение вступило в период упадка. Господство над торговыми морскими
путями перехватили греки, сумевшие к тому времени разработать более
совершенные корабли.
Корабли в Греции
В архаичный период с XII по VIII век до нашей эры наиболее распространенным типом кораблей древних греков были пентеконторы.
(Рис 4) Приложение 2
Пентеконтор представлял собой 30 метровое одноярусное гребное судно, приводимое в движение двадцатью пятью весельными с каждой стороны. Ширина составляла около 4 м, максимальная скорость хода 9,5 узлов.
Пентеконторы были в основном беспалубными открытыми судами. Однако иногда этот корабль древних греков оснащался палубой. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, лошадей, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников, способных противостоять неприятельским судам.
Первоначально древнегреческие пентеконторы предназначались в основном для перевозки войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вступали в сражение. Иными словами, пентеконтор не был боевым кораблем, специально предназначенным для уничтожения других военных судов, а являлся войсковым транспортом. (Прим. Так же, как корабли викингов и ладьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники).
Возникновение желания топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы, способствовало появлению на корабле древних греков устройства, получившего название - таран.
Для боевого корабля древних греков, участвовавшего в морских сражениях с использованием тарана, в качестве главного противокорабельного оружия, важными показателями оставались: маневренность - возможность стремительного ухода от ответного удара, скорость хода - способствующая развитию силы удара, и броня – защищавшая от аналогичных неприятельских ударов.
Сохранение этих характеристик сводило на нет расчеты средиземноморских кораблестроителей XII века до нашей эры, тем самым вынудило древних греков искать более рациональные идеи. И изящное решение было найдено. Если корабль нельзя удлинить, значит, его можно сделать выше, и разместить еще один ярус с гребцами. Благодаря этому количество весельных удалось удвоить, существенно не увеличивая длину древнегреческого корабля. Так появилась бирема.
В результате добавления второго яруса с гребцами увеличилась и защищенность древнегреческих кораблей. Чтобы протаранить бирему, форштевню неприятельского судна теперь требовалось преодолеть сопротивление большего количества весел.(Рис. 5 Приложение 2 )
Ранние боевые корабли Китая
Судостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше, чем в Египте. На своих судах китайские мореплаватели совершали дальние путешествия. До наших дней дошли сведения о плавании их в заморскую страну, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до новой эры.(Рис.2 Приложение 1)
Военный флот был также характерен для Китая, как и осадная техника.
Уже в 486 г. до н. э. в период Чунь- Цю («Весна и Осень») мы встречаем упоминания о боевых кораблях, по характеристикам похожих на те, что применялись и веком позже. В 219 г. до н. э. боевые действия вел флот императора из династии Цинь. Большие флоты применялись правителями династии Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Особенно крупной была экспедиция в Корею в 108 г. до н. э.
Первое известное нам изображение китайского боевого корабля сделано на бронзовой вазе, датированной IV в. до н. э. Надпись на кувшине гласит, что это корабли эпохи Враждующих государств (463–221 гг. до н. э.). На изображении показан двухэтажный корабль. Гребцы занимают нижний этаж, тогда как на верхнем этаже находятся воины, вооруженные топорами и короткими мечами, а также развеваются флаги. Другое похожее изображение относится к раннему периоду Хань (202–209 гг. до н. э.). Здесь заметно больше лучников, на правом корабле один солдат бьет в барабан.
Глиняные модели лодок, обнаруженные в ходе археологических раскопок, добавляют нам информации о том, как выглядели боевые корабли эпохи Хань. Деревянная модель речной лодки обнаружена в княжеской гробнице, также относящейся к этому периоду. Это плоскодонный баркас с веслами, рулем на корме и простой деревянной «рубкой». Большие корабли представляли собой катамараны, когда поверх двух корпусов ставили одну общую платформу с многоэтажной ступенчатой башней. Такого типа корабли можно было использовать только на реках и в устьях. Известны детали морского корабля конца эпохи Хань (25-220 гг. н. э.). Корабль имел квадратный нос и корму, а также плоское днище. Словом, он вполне попадал в разряд кораблей, известных как «китайская джонка». (Рис.6)Приложение 2
Корабли Викингов
Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии. Господства викингов на морских просторах – это VIII-XI вв. Поэтому их корабли мы берем лишь для сравнения с древними кораблями Средиземноморья и Китая.
Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.( Рис. 5 Приложение 2)
В 1880 г. в Осеберге была обнаружена ладья, датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте – ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева. Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска. Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами). (Рис.7 Приложение 2)
Но, если говорить о первых боевых судах, то они появились еще 3 000 лет назад, и тогда же начался процесс их эволюции. Так, ладьи, которые у викингов появились намного позже, плавали по Нилу уже в начале третьего тысячелетия до н.э. Однако в Средиземноморье уже к середине второго тысячелетия до н.э. ладьи были почти полностью вытеснены судами более совершенного образца. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет, Финикия, Греция, расположенные на побережье Средиземного моря, быстро перенимали изобретения соседей, совершенствовали их. Это позволяет говорить об ускоренном развитии государств Древнего мира по отношению к людям моря.
Сравнительная таблица судов
Страны | Размер | Назначение | Скорость | Вместимость | Другие особенности |
Египет | 20 х 5м | торговый | 15м | 25 человек | Речной транспорт |
Финикия | 30 х 5 м | торговые | — | 30 человек | — |
40х 10 м | военные | 16м | 100 человек | Таран, |
Китай | 25 х3 м | торговые, военные | ? | ? | Двух-трехкорпусные. Таран |
Греция | 30 х 4 м | Торговые | 9,5 узлов | | |
| Военные: | | | маневренность |
| | галера | | | |
| | бирема | | | Линейный корабль |
| 42х5 м | триера | *9 узлов (16,6 км/ч) без паруса, гребцы отдыхают по очереди *37-38 км/ч (с парусами) | 180 гребцов, Экипаж 30 чел., матросы- 10 чел. | 3 мачты |
| 28х33 м | пентеконтора (Перевозка воинов.) | 9.5 узлов(17.5 км/ч) | 50 чел. | Таран, маневренность (в поэмах Илиада, Одиссея, Арго) |
Корабли викингов | 30-40 м | военные | ? | 30-60 человек | Называли драконами. Две кормы и носовых части |
По таблице видно, что больше всего информации мы имеем по греческим судам, которые превосходят по своим характеристикам египетские, финикийские, корабли викингов. В силу того, что Египет – речная цивилизация, а финикийцев завоевали персы, мы не говорим о превосходстве их кораблей, сведения о китайских первых корабля, не считая плотов, скудные. Таким образом, по нашим данным греческий флот, а стало быть, и государство античности более развиты.
Заключение
В глубине столетий скрыт от современности тот миг, когда первое судно было спущено на воду, но некоторые дальнейшие шаги человечества в области судостроения со временем открывают человечеству занавес, создавая полную картину процесса в окончательном виде. Исследователи могут долго спорить о том, какие гребные суда считались лучшими, но ясно одно – кораблестроение помогло странам Древнего мира ускорить процесс своего развития, обрести торговый и военный флот, наладить внешнеполитические связи с другими странами. Это подтверждает нашу гипотезу.
Источники:
http://www.letopis.info/themes/ships/korabli_vremen_vikingov.html
http://korabley.net/news/drevnie_korabli_grecii/2010-07-18-605
http://www.letopis.info/themes/ships/korablestroenie_v_drevney_finikii.html
korabley.net/_nw/2/22786.jpg
http://egyptopedia.info/k/1337-korabli-drevnego-egipta
https://newsland.com/user/4297736489/content/morskie-drakony-zabytyi-flot-drevnego-kitaia/4268700
http://xlegio.ru/navy/medieval-ships/history-of-shipbuilding/ancient-chinese-junk.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис.1 Средиземноморские страны Древнего мира: Финикия, Египет, Греция.
Рис.2 Древний Китай
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Корабли Древнего мира
Рис.1 Египетский торговый корабль
Рис.2 Финикийский торговый корабль
Рис.3 Военный финикийский корабль
Рис.4 Грузовой греческий корабль
Рис.5 Военный греческий корабль
Рис.6 Военный китайский корабль (Средневековье)
Рис.7 Военный корабль викингов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Словарь терминов:
Шпангоут - поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля или летательного аппарата.
Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна и обеспечения устойчивости.
«Народы моря»— группа средиземноморских народов, начавших миграцию в условиях «катастрофы бронзового века», в XIII веке до н. э., к границам Египта и государства хеттов, предположительно из региона Эгейского моря...
Ма́чта- (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая оттяжками, т. н. вáнтами, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
рея - горизонтальная перекладина, на которой подвешивается парус.
Старинное египетское судно с рейковым парусом Финикийское парусное судно
Древнеегипетская речная лодка Ладья викингов
с парусом из папируса
Китайский плот Китайская джонка
*Древнерусский коч ледового класса