Проекты во внеклассной работе по математике.
Педагогическая практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам математики, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Не секрет, что у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Можно осознавать необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезность проблемы оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности. Работа с детьми вносит свои коррективы, из которых, понимаешь, что обучая детей математике, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Проект – реалистический замысел желаемого результата, разрабатывается с целью его последующей реализации, ориентирован на реальный продукт, но изготовление продукта – это уже реализация проекта.
Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Хочу поделиться опытом проектной деятельности на уроках математики
Известно, что пространственные представления, воображение у умственно отсталых школьников развито чрезвычайно слабо. Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональный труд, рисование, черчение, физкультура, естествознание, география. Изучение геометрического материала для учащихся школы VIII вида представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности. Школьнику с интеллектуальной недостаточностью легче начертить фигуру, чем назвать ее, легче показать (найти) фигуру, чем рассказать о ее свойствах, т.е. наблюдается тенденция замены суждения наглядным действием. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения интереса к геометрии, наряду с другими методами и приемами, являются дидактические игры и занимательные упражнения.
В 5 классе «Геометрия вокруг нас»
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта:
Цели и задачи проекта
Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в группе
Образовательные. Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Развивающие. Расширение кругозора учащихся, познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Воспитательные. Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
В начале урока я провожу беседу о том все предметы вокруг нас напоминают различные геометрические фигуры. Например, доска, стена, крышка стола –прямоугольники, часы, зеркало- это окружности и т.д. Дети активно включаются в поиск предметов, которые похожи на те или иные геометрические фигуры. Затем я предлагаю разделиться на 4 группы и попробовать составить рисунок из геом.фигур.
В результате проекта каждая группа представляет творческий отчет о проделанной работе в виде рассказа о том из каких геометрических фигур состоит аппликация.
Затем вы переходим к индивидуальной работе.
В целом работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие все обучающиеся класса. Каждый был вовлечён в мыслительную и творческую деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания путём парной и групповой работы.
Название проекта: Числа в загадках, пословицах и поговорках
Тип проекта: учебный
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя), коллективный
Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных компетенций учащихся через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Задачи проекта:
направленные на достижение личностных результатов:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
направленные на достижение межпредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
- развитие операций мышления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
направленные на достижение предметных результатов:
- формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;
- формирование умения оценивать количество предметов числом.
Итоговый продукт: создание газет«Числа в загадках, пословицах и поговорках»
"Симметрия. Симметричные фигуры"
(мини-проект)
Цель:
образовательные: актуализация опорных знаний; умение применять теоретические знания на практике
развивающие: развитие интеллектуальных способностей через исследовательскую деятельность; развитие умения самостоятельного поиска необходимой информации; развитие и тренировка памяти в процессе выполнения конкретных заданий;
воспитательные: воспитание трудолюбия, настойчивости в получении знаний; воспитание умения работать в группе.
Данный проект нацелен на расширение кругозора, воспитание любознательности, развитие познавательных интересов
Учить выполнять симметричные фигуры путём складывания бумаги. Главный вопрос на который должны были дети дать ответ “Что такое ось симметрии?”
Благодаря использованию этого метода на уроках геометрии можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений, навыков.