Проектный метод на уроках географии в 5 классе педагога
Рябцовской Надежды Петровны (2023-2024 уч.год)
Тема урока «Земля во Вселенной».
Тип проекта по доминирующей деятельности: информационный, направлен на сбор информации о Вселенной и планете Земля, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Основной общей учебной задачей информационного проекта является формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию.
По предметно-содержательной области: межпредметный.
По количеству участников: групповой.
Работая над проектом, выделила три основных этапа реализации проекта:
Первый этап – организационный (подготовительный) включал в себя формирование творческих групп. Определение темы, планирование деятельности. Определение источников информации, форм отчета. География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для проектной деятельности огромен.
Ребята в классах были поделены на группы: историки, астрономы, географы, космонавты. Заранее разработала задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Вопросы-задания для групп:
Название группы | Вопросы |
историки | Как люди разных стран в древности представляли себе Землю и Вселенную |
астрономы | Что такое звезда? Как различают звезды по размерам и цвету? Что такое созвездия? |
географы | Какие особенности нашей планеты отличают ее от других планет Солнечной системы? |
космонавты | Почему люди осваивают космос? Какова роль нашей страны в освоении космоса? |
Второй этап – технологический (конструктивный) включал в себя сбор и анализ информации, выработку и обсуждение идей, оформление работы в виде электронной презентации
Третий этап – защита проектов (заключительный). Здесь ребята представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Данный проект удачно вписался в программу по предмету. Темы, над которыми работали ребята в группах совпадали с темой урока, поэтому представление работ проводилась на уроке.
Защита работ оценивалась по трем критериям:
ораторское искусство.
содержательная часть.
оформление, техническая поддержка.
Учитель на данном этапе слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации. Именно проектная деятельность интегрирует в себе предметный, метапредметный и личностные уровни, которые являются неотъемлемой часть ФГОС.
Список использованных источников
Крылова С.В. Проектная деятельность школьника и педагога. Диалог с воображаемым оппонентом. Народное образование. 2005. - №7.
Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова. Н.В.Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.