Профессиональная компетенция «Критическое мышление как адаптивный ресурс»
Бабенко Л.Л. Щербиновский индустриальный техникум Краснодарского края
Прорабатываемые навыки
Как можно определить критическое мышление
- Анализ. Умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
- Оценка. Умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов.
- Объяснение (аргументация). Умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы.
- Выведение гипотез (планирование решений). Умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
- Саморегуляция (контроль). Рефлексия, самопроверка и коррекция.
Как можно определить креативность, или креативное мышление
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; проговаривание ассоциации);
самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей. Здесь выделяются два аспекта :
оригинальность предложенных идей;
гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
Как можно определить коммуникацию
Готовность к коммуникации:
отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос.
Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру :
в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнера.
Убеждающая коммуникация:
использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации.
Как можно определить кооперацию
Принятие общих целей:
умение разделять цели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе.
2. Социальное взаимодействие :
участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды;
готовность помочь им; готовность взять на себя ответственность за общий результат.
3. Выполнение взятых на себя обязательств :
готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде;
ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата.
4. Самостоятельность и инициативность:
способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи;
умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать.
Организационно-технологический компонент занятия
- учебная задача предполагает больше одного или множество возможных решений;
- в центре учебной задачи лежит либо мини-проект, либо создание/конструирование некоторого продукта с использованием нестандартных средств;
- учебное задание дает возможность для развития кратко очерченного сюжета в рамках заданной профессиональной проблемы;
- учебное задание предполагает работу в группе с возможным выделением подзадач для автономной либо парной работы;
- учебная задача требует самостоятельного поиска необходимой информации в открытых источниках (например, на сайте работодателя);
- учебная задача может включать поиск и использование информации из других дисциплин, профессиональных модулей.
Ресурсы
- https://multiurok.ru/id31547018/files
- https://hub.sfedu.ru/repository/material/800754997/
- https://hub.sfedu.ru/repository/material/801290878/
- https://hub.sfedu.ru/repository/material/800392529/