"Профессиональная ориентация воспитанников СУВУ через учебный предмет биология»
Работу выполнила учитель биологии
Казаковцева В.М.
Орловское СУВУ 2025
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
Вопрос «Кем быть?» важен для каждого обучающегося. Ответ на него оказывает влияние на его дальнейшую жизнь. Выбор каждого ученика во многом зависит от нас, педагогов. И, чтобы их выбор был осознанным, нам необходимо ввести ученика в мир профессий всесторонне развитым и с большим багажом знаний.
В процессе обучения на уроках биологии, формирую готовность к профессиональному самоопределению по средствам общеобразовательных предметов, активизирую внутренние ресурсы подростка с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность обучающийся, мог в полной мере реализовать себя в ней.
При выполнении практических работ на уроках, использую различные таблицы, гербарии, муляжи. На лабораторных работах, обучающиеся учатся работать с микроскопами, микропрепаратами.
Определённые виды деятельности на уроках биологии требуют не только теоретические знания, но и практические, которые в дальнейшем могут сыграть большую роль при выборе профессии.
В 5 классе, при прохождении темы «Увеличительные приборы», знакомлю ребят с профессией лаборант, обучающиеся знакомятся с лабораторным оборудованием и правилами работы с ним. При проведении лабораторной работы по теме «Строение клетки», обучающиеся готовят микропрепарат кожицы лука и рассматривают под микроскопом, зарисовывая в тетради, как выглядят растительные клетки.
На уроках биологии в 6 классе, изучая тему: «Вегетативное размножение растений» и выполняя практическую работу (заготовка посадочного материала) ребята знакомятся с профессиями садовод, ландшафный дизайнер, флорист, раскрываю значение этих профессий, что в дальнейшем способствует профессиональному предопределению.
В 7 классе, проходя тему «Многообразие растительного мира, значение растений в природе и жизни человека», обучающиеся узнают, что многие растения человек применяет как лекарственные, для использования в пищу, для лечения определённых заболеваний. Знакомлю обучающихся с такими профессиями, как фармацевт, фитодизайнер.
При изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” - в 8 ых классах, знакомлю со специальностями природоохранной деятельности: эколог, орнитолог, ихтиолог, энтомолог, раскрываю значение каждой профессии. Даю задание обучающимся приготовить рефераты по этим профессиям и на обобщающем уроке выступить.
На уроках анатомии человека в 9 ых классах, знакомлю обучающихся с узкими специалистами.
Изучая темы: «Внутренняя среда организма» - врач кардиолог. Учу ребят правильно измерять давление, считать пульс
«Гуморальная система» – врач эндокринолог.
«Опорная – двигательная система» – врач хирург, ортопед, травматолог.
Подводя итоги выше сказанного, следует еще раз отметить, что важной задачей учителя в организации профессиональной ориентации школьников в урочное время становится такая профориентационная деятельность, которая не только сформирует представление о характере профессионального труда разных специалистов, но и даст возможность школьникам «окунуться» в содержание труда специалиста.