ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ
Семакина Л.А.
ФГБОУ ВПО Чайковский государственный институт физической культуры
Ключевые слова: иностранный язык, языковая подготовка, обучение.
Актуальность. Совершенствование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку специалистов в области физической культуры и спорта должно заключаться в переосмыслении путей и условий формирования профессиональной компетентности, с ориентацией на их конечные профессиональные функции. Возникает проблема между возрастающими потребностями развития международных связей в области физической культуры и спорта, значительного расширения международных контактов и низкой готовностью специалистов сферы физической культуры и спорта использовать иностранный язык, как средство профессионального общения; в рационализации программного обеспечения учебного процесса по данному направлению. (М.Ю. Удалова, 2001)
Значительное расширение возможностей практического использования иностранного языка делает его средством оптимизации профессиональной деятельности специалиста высокой квалификации, в том числе и физкультурной направленности. (Ж.В. Перепелкина, 2008)
Однако при наличии довольно большого количества теоретических наработок и практических методик преподавание иностранного языка уровень владения им у специалистов физкультурных вузов достаточно низкий.
Серьезными причинами низкой результативности обучения являются: невостребованность иностранного языка в практической деятельности специалистов физкультурного профиля; отсутствие современных средств обучения; недостаточная разработанность ряда важных вопросов обучения и организации учебного процесса по иностранному языку с учетом специфики вузов и факультетов спортивного профиля, отсутствие учебных материалов и пособий, адекватных целям и условиям обучения. (Э.В. Масалкова, 2006)
В ФГСВПО описаны некоторые общекультурные компетенции, которыми должен владеть выпускник вуза:
уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств (Общекультурная компетенция №2);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (Общекультурная компетенция №17);
Цель исследования: повысить уровень языковой подготовки студентов физкультурного вуза по методике проведения фитнес тренировок на иностранном языке.
Новизна. Разработан специальный курс на английском языке для студентов физкультурного вуза. Разработано методическое пособие и специальный словарь фитнес – терминов, который позволит значительно увеличит словарный запас студентов, и как следствие повысить уровень владения языком. Словарь составлен на русском и английском языке, содержит разделы по атлетической гимнастике, аэробике, базовой нормативной лексики, анатомические термины, а так же содержит конспекты занятий на фитболах, комплексы с гантелями, набивными мячами, общеразвевающие комплексы.
В качестве примера ниже представлена часть конспекта занятия.
Good morning dear friends today I’m hold with u lesson in English. I think it’s very useful for your professional development, and may be one of us will be work abroad. Let’s start our training.
30 minutes workout with Fitball and dumbbells
Please take your dumbbells and we will start our workout.
Exercise 1. Please sit on the balls with one dumbbell, deep in breath and hands up, out breath hands down. Shoulders, biceps, small part of back muscles work in this exercise. And one more. Super!1-2 hands up, 3-4 breath hands down. Repeat 5-6 times.
Exercise 2. The next exercise is pullover imitation. Slide down to the balls, your head is the center of the balls in breath hands up, out breath put them, your dumbbells behind your head. Focused on your triceps muscles. Triceps, deltoid muscles work in this exercise. Repeat 5-6 times.
Well done!
Exercise 3. Ok, please take your pair of dumbbell and slide down to the balls, your back is the center of the balls, your dumbbells end to end near the chest level, press the dumbbells up and slightly forward, when your shoulder blades together and return to the starting position, focusing on your chest muscles. Repeat 5-6 times.
Cool! Slowly stand and then put your dumbbells on the floor.
Exercise 4. Wonderful job! Relax your arms, deep in breath and out breath.
Now place the balls between your legs and put your palm together at the chest level, push your hips and push your palms, 8-1, only legs 4-1. Adductors, glutes muscles work in this exercise. Attention! Stabilized your core! Repeat 8 times.
Back upright!
Exercise 5. Nice! How are you feeling? Super!Please stand with your feet shoulder-width apart, stabilized your core, in breath-out breath squat down and lift your balls up. You can stop, when your thighs are parallel to the floor, rise up. Repeat 5-6 times.
Exercise 6 And the last take your balls over head and raise your heel on the floor and return the starting position. Calf muscles work in this exercise 8-1.Good job friends! Repeat 5-6 times.
Примеры слов из методического пособия:
Warm up разминка
Perform the exercise in the out breath выполнение упражнения на выдох
Repeat the complex повторение комплекса
Correct performing technique правильная техника выполнения упражнения
Muscles strengthening of the back, legs, press, arms укрепление мышц спины, ног, пресса, рук
Aim today’s lesson цель сегодняшнего урока
Bends forward backward наклон вперед/назад
Twist waist to the right-left поворот туловища вправо/влево
Bending legs arms сгибание рук, ног
Healthy recreational direction рекреационно-оздоровительно й направленности
Coordination координация
Add moving amplitude амплитуда больше
Return the starting position вернуться в исходное положение
Stabilized your core зафиксируйте корпус
Back upright спина прямая
Focusing on your chest muscles сконцентрируйтесь на мышцах груди
Cloakroom раздевалка
Coaching тренировка
Stamina выносливость
Jogging бег «трусцой»
Attention внимание
Hand aside, up, down, forward руки в стороны, вверх, вниз, перед собой
Pressing by arms, legs жим руками, ногами
Perform slowly, faster – выполняем медленно, быстро
Place your feet shoulder width apart ноги на ширине плеч
Результаты исследования: интерес к иностранному языку увеличился на 51 % , словарный запас увеличился на 20 % (высокий 13-15 слов; средний 8-10 слов; низкий 5-8 слов); 83 % исследуемых отметили, что такие занятия значительно повысят профессиональную компетентность будущих специалистов и 95 % отметили значимость данного курса в преодолении языкового барьера.
Студенты научились применять на практике теоретические знания, полученные на дисциплине английский язык, овладели счетом и базовыми командами, а так же проявили интерес к самостоятельному поиску необходимой англоязычной информации. Таким образом, данный курс во многом определяет уровень языковой подготовки, являясь не только критерием интеллектуальной личности, но и расширяя круг его профессиональных возможностей.
Список литературы.
Волков К.Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе: автореф. дис. …канд. пед наук. – 2012.– Омск. – 184с.
Сурнин Д. И. Структура и содержание коммуникативной компетентности специалиста Физической культуры и спорта / Д. И. Сурнин // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 505-507.
Ткаченко А.В. Активизация процесса формирования навыков иноязычной коммуникации при подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис ….канд. пед. наук.– 2009. – Омск.– 116 с.
Kirsch, David Sound mind, sound body. Printed in the USA, Library of Congress: RODALE, 2002.-236p.