ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Презентацию
подготовила
студентка группы ОП18-1
ГАУ КО ПОО КСТ
Уткина Валерия
СОДЕРЖАНИЕ
- СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
- УСЛОВИЯ И РЕЖИМ ТРУДА
- ФОРМЫ ТРУДА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
- ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Возможно несколько вариантов такого соотношения.
В первом варианте, свойственном главным образом представителям умственного труда, хорошей ОФП достаточно для успешного осуществления профессиональной деятельности. Вместе с тем даже в этом варианте возникает необходимость применять специальные физические упражнения для профилактики таких негативных проявлений, как остеохондроз шейного отдела позвоночника, головокружение вследствие длительного неподвижного положение тела с наклоном головы вперед. Как правило, большая нагрузка падает на органы зрения, что требует применения комплексов специальных упражнений для отдыха глаз.
Во втором варианте ОФП не обеспечивает должного уровня физической и психической готовности человека к труду. Это касается, например, работы летного состава гражданской авиации, геологов, спасателей. Здесь обязательна ППФП, основанная на детальном изучении особенностей профессиональной деятельности. Такая подготовка осуществляется в вузах соответствующего профиля. Однако не менее важно поддерживать хорошую специальную подготовленность самостоятельно после окончания учебы.
Третий вариант занимает промежуточное положение между первыми двумя. Именно такой вариант соотношения ОФП и ППФП имеет место для большинства профессий. Для одних из них более важно освоить умение быстро и точно манипулировать небольшими предметами и инструментами. Как показали наблюдения, это актуально для специалистов очень многих инженерных профессий, врачей. Для других основное внимание уделяется развитию прикладных физических и психических качеств. Например, у инженеров-электриков, осуществляющих монтаж и эксплуатацию электросетей, такими качествами являются ловкость, в частности, способность сохранять равновесие, общая и специальная выносливость. Им же необходимы самообладание, уравновешенность, смелость. Из прикладных специальных качеств часто требуется проявление способности противостоять резким перепадам температур. Это свойственно, например, химикам-технологам, которым приходится неоднократно переходить из помещения на открытые рабочие площадки.
УСЛОВИЯ И РЕЖИМ ТРУДА
Условия труда характеризуются перечисленными далее особенностями трудовой деятельности.
- Микроклиматические условия, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замкнутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафандре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), атмосферное давление, освещённость.
- Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вынужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
- Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая свободную рабочую позу), зона досягаемости.
- Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазованность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромагнитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.
По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость ветра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в сравнении с предельно допустимыми нормами и пр.), А также указывается продолжительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.
Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятельности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продолжительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация длительности труда и отдыха или свободный график.
Условия и режим труда у представителей разных профессий значительно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов химических предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при загазованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, работников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.
ФОРМЫ ТРУДА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с преобладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физического труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимости от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. Например, представители многих инженерных профессий во время проектных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях оборудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.
Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой деятельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудовой деятельности , в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уровень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка профессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.
Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть использованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, большое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равновесия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.
Оценка способности к сохранению равновесия производится посредством определения устойчивости после совершения кувырков. Выполняются 5 кувырков вперед за 10 с. Если после кувырков наблюдается уверенное сохранение основной стойки, то способность к сохранению равновесия отличная; неустойчивость и схождение с места иа 1 шаг — хорошая; неустойчивость и схождение с места на 2 шага — удовлетворительная; более значительное отклонение и падение — неудовлетворительная.
Для оценки объема внимания применяется тест Шульте. Он заключается в возможно быстром отыскании и показе натурального ряда чисел от 1 до 25 в квадрате 5х5клеток, в котором цифры расположены в беспорядке. Если задание выполняется менее, чем за 34 с, то объем внимания отличный, 34-42 — хороший, 43-58 — удовлетворительный, больше 58 — плохой.
Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чисел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже если они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» глазами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.
Оценка переключения внимания осуществляется в процессе следующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух производить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За каждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отличное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.
Наряду с другими волевыми качествами особое значение для многих профессий имеют смелость и решительность . Одним из наиболее простых методов оценки этих качеств является поочередное выполнение упражнений на низкой и высокой опорах (гимнастических бревнах разной высоты). Вначале нужно пройти вперед и назад (спиной вперед) по низко расположенному бревну с одновременными движениями, требующими проявления координации (одно движение на каждый шаг), затем повторить то же на бревне высотой 1,5 м (со страховкой). Если упражнение выполняется на высоком бревне так же, как и на низком, сохраняется уверенность и точность движений, то смелость и решительность оцениваются на отлично; присутствует некоторая неуверенность и 1-2 ошибки — хорошо; наблюдаются признаки робости и 2-4 ошибки — удовлетворительно; наблюдается робость, ведущая к искажению упражнения — неудовлетворительно; упражнение не выполняется, происходит падение или отказ от прохождения спиной вперед — очень плохо.
ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
Для каждой профессии, естественно, невозможно составить рекомендации по использованию тех или иных упражнений и видов спорта. Дело в том, что многие профессии требуют от человека сходных качеств, которые можно тренировать по одной методике.
Исходя из сложности и массовости профессий, предложено несколько систем. При этом классификация должна охватывать весь диапазон рабочих профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, иметь четкую структуру и учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки..
Наиболее полную классификацию профессий, представляющую интерес для ППФП, предложил Ф.Т.Ткачев. Она включает 15 групп профессий.
Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения на расслабление мышц; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку; укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.
Работа стоя влечет не только застой крови в сосудах ног, но и утомление мышц. Эффективный отдых обеспечат в этом случае упражнения на расслабление, особенно при выполнении статической работы. Рекомендуются также и упражнения, улучшающие кровообращение. При работе, связанной со значительной двигательной активностью при выполнении различных производственных операций, большое значение имеют упражнения на координацию движений, на расслабление мускулатуры, потягивание.
Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Благодарю за просмотр! И представляю Вашему вниманию социальный опрос: