Государственное бюджетное профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» Тема 3.6. Профессиональные качества медицинского работника Москва 2020
Практическое занятие
ОП.02. ПСИХОЛОГИЯ
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация выпускника: Фельдшер
Преподаватель
Буцхрикидзе Л.Д .
Содержание учебного занятия
- Профессиограмма и психограмма медицинского
работника среднего звена
- Профессионально важные качества медицинского
работника разных направлений и сфер
медицинской деятельности
Государственное бюджетное профессиональное
Пройденный материал….
- 1. Что такое эмпатия?
- 2. Какие качества личности необходимы медицинскому работнику?
- 3. Назовите классы профессии (по Климову).
- 4. К какому классу профессии относится профессия фельдшера?
- 5. Что изучает деонтология?
- 6. Что такое врачебная тайна?
- 7. Расскажите о современном понятии врачебной тайны.
Государственное бюджетное профессиональное
Изучив тему, вы должны:
- Знать, какие личностные качества, интересы, склонности необходимы для работы в качестве фельдшера
- Знать психологические особенности медицинских работников.
- Объяснять суть работы фельдшера в
разных сферах медицинской деятельности
- Дать характеристику психологическим
аспектам
- Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
- Способности
- Эмпатия
- Аффилиация
- Эмоциональная стабильность
- Сенситивность к отвержению
Способности: способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания; способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для лечения данного заболевания; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.
Эмпатия. При завышенном уровне эмпатичности свойственно чрезвычайно тонкое реагирование на настроение собеседника, появляется чувство вины в связи с опасениями причинить другим людям беспокойство, повышенная уязвимость и ранимость. Все это препятствует профессиональной работе врача и наносит урон наиболее важным качествам в работе: решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу играют огромную роль в лечебном процессе любого специалиста. Чрезмерная вовлеченность в переживания пациента может привести к эмоциональному выгоранию и как эмоциональному, так и физическому истощению.
Аффилиация. Это стремление принадлежать и относить себя к определенному сообществу, социальной группе, а также желание находиться с другими людьми, общаться с ними, устанавливать эмоциональные связи и быть включенным в межличностное взаимодействие. Наличие этой черты способствует специалисту в установлении контакта и сохранении заинтересованного отношения к пациентам, стремления помогать и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма.
Эмоциональная стабильность. Душевное равновесие врача, его эмоциональная стабильность являются незаменимым подспорьем в работе так как они способствуют созданию доверительной обстановки и вызывают у пациента чувство надежности. Зачастую сами пациенты не отличаются эмоциональной устойчивостью и проявляют неуверенность, агрессивность, вспыльчивость. В такой обстановке резкие реакции со стороны врача разрушают терапевтический процесс, в то время, как проявление стабильности поможет убедить пациента в важности совместной работы и установить доверие.
Сенситивность к отвержению. В своей работе специалисту медицинской специальности зачастую приходится сталкиваться с негативным отношением пациентов. Данное отношение может возникнуть на любом этапе лечения, как проявление сопротивления так и других реакций. В то время, как такие реакции действительно предоставляют некоторую «обратную связь», позволяющую корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больными, бывает сложно отгородиться от переживаний. Именно поэтому чувствительность к отвержению не должна быть слишком высокой. «В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилятивную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности» (Маслова О.П., Калмыкова О.Ю., Хайкин М.Б., 2010, с. 451). Такая реакция может заставить специалиста сомневаться в своей профессиональной компетентности, что безусловно влияет на качество работы и принимаемые профессионалом решения.
Доминирующие виды деятельности:
1) выявление причин различных заболеваний;
2) оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
3) диагностика и лечение больных в стационаре и амбулаторно;
4) осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
5) внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
6) осуществление санитарно-просветительской работы среди населения;
7) осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
8) оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
9) разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
1
Важные личные качества фельдшера
- Физическая выносливость;
- устойчивость к воздействию стрессогенных факторов;
- хорошая долговременная и оперативная память;
- способность к быстрой оценке и принятию оперативных решений;
- наблюдательность;
- ответственность;
- аккуратность;
- дисциплинированность;
- терпеливость и выдержанность;
- доброжелательность и приветливость;
- тактичность;
- оптимистичность;
- внимательность;
- готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь;
- бескорыстность.
1
Медицинские противопоказания
- тяжелые функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы;
- отклонения в психике;
- аллергия на лекарственные препараты;
- нарушения зрения (в основном фельдшер-лаборант);
- снижение зрения;
- Бактерио - и вирусоносители.
.
1
Требования к профессиональной подготовке
- хорошие знания в области химии, анатомии и физиологии человека (иногда, животных);
- знание правил асептики и антисептики;
- наличие теоретической и практической базы по травматологии, хирургии, педиатрии, психологии, фармакологии, терапии и сестринскому делу;
- ориентация в методах диагностики заболеваний, правилах проведения вакцинации и диспансеризации;
- знания основных симптомов заболеваний взрослых и детей;
- знания инструкции по применению медикаментов, правил их хранения и учета;
знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии; знание основ инфекционного контроля, правил применения и хранения препаратов и лекарственных ср-в.
- владение методикой и техникой ухода за больными;
- навыки реанимации пострадавшего;
- умение принять роды, провести первичный осмотр и диагностику,
собрать анализы;
- умение вести определенный объем отчетной документации.
Специальность фельдшера разделяется на множество специализаций. В каждом из направлений свои требования к подготовке медицинского работника.
Их конкретные функции зависят от специализации и прописываются в должностной инструкции.
1
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности
- безответственность;
- невнимательность;
- эгоистичность;
- эмоциональная несдержанность;
- жестокость; брезгливость;
- нетерпимость;
- рассеянность.
1
Виды фельдшеров и профессиональные обязанности специалистов
- Акушер
- Детский фельдшер
- Фельдшер - лаборант
- Санитарный фельдшер
- Главный фельдшер
- Военный фельдшер
- Ветеринарный
- Участковый
- Фельдшер скорой помощи
1) Акушер — ведение беременной с момента постановки на учет до поступления в роддом. При необходимости прием родов, отслеживание состояния пациентки после выписки;
2) Детский — прием, осмотр и оценка состояния здоровья детей всех возрастов. При необходимости постановка прививок, выполнение ряда лечебных или профилактических манипуляций;
3) Фельдшер - лаборант — организация сбора биологического материала для анализа или прямое выполнение манипуляций. Работа на современных анализаторах с целью проведения основных проверок биомассы;
4) Санитарный — помощник профильного врача. Обычно выполняет задания руководства по проверке санитарного состояния общественных заведений (школы, детские сады, парикмахерские, продовольственные магазины);
5) Главный — фельдшер с высшим медицинским образованием, имеющий опыт работы не менее пяти лет и сертификат. Последний дает ему право управления средним и младшим медицинским персоналом. Обычно работает в качестве помощника руководителя учреждения;
6) Военный — одни специалисты принимают участие в осмотре призывников с целью оценки их готовности к несению службы. Другие работают непосредственно в военных частях, где отвечают за состояние здоровья солдат и офицеров, их лечение в медчасти или полевых условиях;
7) Ветеринарный — выполняет функции ветеринарного врача с рядом ограничений. Осматривает животных, ставит им диагнозы, назначает лечение, проводит определенные процедуры. Отдельные специалисты подтверждают чистоту породы и родословную «клиентов», оценивают их состояние перед соревнованиями, выставками, вязкой;
8) Участковый — ведет прием пациентов в поликлиниках, на предприятиях, в общественных учреждениях (детском саду, школе). Следит за условиями учебы или труда подопечных, оказывает доврачебную помощь, организует транспортировку пациентов;
9) Фельдшер скорой помощи — помогает врачу, закрепленному за бригадой, или сам возглавляет команду. Выезжает на вызовы, проводит осмотр пациентов, оценивает их состояние, ставит предварительные диагнозы. Назначает лечение на месте или организует перевозку больного в лечебное заведение. Констатирует наступление смерти, оформляет документы для полиции.
1
Профессионально важные качества среднего медицинского работника
Психологические особенности труда среднего медицинского работника
Профессионально важные качества медицинского работника разных направлений и сфер медицинской деятельности
Медицинские работники должны обладать такими качествами, как:
- высокое мастерство
- профессиональная настойчивость
- наличие необходимых практических и теоретических знаний
- компетентность
- наблюдательность
- проницательность
- развитое клиническое мышление и пристрастие
Государственное бюджетное профессиональное
Закрепление новой информации
Что такое профессиограмма?
Что такое психограмма?
Расскажите о к ачествах, необходимых для успешного
выполнения профессиональной деятельности.
Назовите медицинские противопоказания для получения
профессии фельдшера.
Расскажите о требованиях к профессиональной подготовке?
Назовите важные личные качества фельдшера.
Государственное бюджетное профессиональное
Рефлексия
Закончите предложение:
1. Сегодня я узнал...
2. Мне понравилось...
3. Сегодня я задумался над...
4. Сегодня я научился...
5. Этот урок дал мне для жизни...
Государственное бюджетное профессиональное
Домашнее задание
1. Изучить конспект по теме занятия.
2. Ознакомиться с материалами учебника стр. 255.
3. Составьте 2 ситуационные задачи и запишите эталоны ответов.