Профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ
Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В настоящее время получить профессиональное образование лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут в специальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов и лиц с ОВЗ конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих. Подготовка ведётся по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.
В ГОУ СПО ЛНР «Луганский техникум – интернат» создаются специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, одновременно ведется работа по по трём направлениям:
- профессиональная реабилитация;
- социальная реабилитация;
- медицинская поддержка.
Прием в техникум лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в порядке, установленным Уставом и правилами приема. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить образование по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям:
Портной;
Обувщик (широкого профиля);
Сборщик обуви;
Оператор электронного набора и вёрстки;
Художник росписи по дереву;
Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства;
и по Специальности:
На обучение в техникум по образовательным программам среднего профессионального образования принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды II и III групп. Как правило, такие обучающиеся приходят в техникум имея программу ИПР, согласно которой им не противопоказано обучение в техникуме по данной профессии или специальности.
Наше образовательное учреждение имеет смешанный контингент обучающихся, учитывая разные нозологии, сирот и лишённых родительской опеки.
Согласно государственных образовательных стандартов ЛНР срок обучения, для такой категории лиц увеличивается на 6 месяц для квалифицированных рабочих, а для специалистов среднего звена – 1 год.
Образовательный аспект социальной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к условиям среднего профессионального образования может рассматриваться в дидактическом и организационном контекстах. Организация работы с обучающимися с инвалидностью требует соответствующих компетенций и навыков преподавательского состава. Несколько компетенций, которыми преподаватель должен обладать: социально-личностные, общенаучные, инструментальные.
Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами необходима дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека. Педагогические работники техникума знакомятся с психологофизиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывают их при организации образовательного процесса. С этой целью в техникуме проводится первый педагогический совет, на котором предоставляется информация, где все заинтересованные лица получают необходимую информацию об обучающихся с особыми потребностями.
Работа практического психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в техникуме заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья. Социальный педагог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством ЛНР порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов сирот и л.р.о в государственных органах и органах местного самоуправления.
Важную роль в обеспечении доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ профессионального образования играет применение дистанционных технологий обучения. Преподаватели Луганского техникума-интерната используют современные формы и методы обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, ГИА. Для выполнения самостоятельной работы обучающихся, которая согласно учебным планам составляет 50% учебной нагрузки, имеется зона вайфай.
В штате техникума имеется медицинское отделение, которое осуществляет медицинское сопровождение круглосуточно. Для обучающихся организовано бесплатное четырехразовое питание и проживание.
Для профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся дни открытых дверей, с проведением экскурсии по техникуму. Педагоги рассказывают абитуриентам о профессиях и специальности, обучение по которым осуществляет техникум.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляются во взаимодействии с Фондом социального страхования на случай безработицы ЛНР. Основными формами содействия трудоустройству выпускников являются презентации и встречи работодателей с обучающимися, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, участие в ярмарках вакансий, организуемых центром занятости населения. Выпускники Луганского техникума – интерната получают справку о свободном трудоустройстве.
В качестве формального показателя успешности профессионального образования лиц с инвалидностью является количество трудоустроенных инвалидов, работающих по полученной специальности и профессии.
Необходимо отметить, что выбор профессии в большинстве случаев напрямую зависит от физических возможностей обучающихся и уровня его интеллектуального развития. Конечно, любой человек с инвалидностью имеет право получить высшее образование, стать высококвалифицированным специалистом и заниматься умственным трудом, но только при условии, что его развитие будет способствовать этому. В том случае, когда диагноз с ОВЗ подтверждает определенные сложности в интеллектуальном плане, то ему следует обратить внимание на другие возможности для реализации во взрослой жизни.
Полученные в нашем образовательном учреждении профессии и специальность, дает им возможность реализовать свои знания, умения и обеспечить себя в процессе самозанятости.
Конечно, возможности здоровья у лиц с ограниченными возможностями разные, однако в современном мире каждый сможет обеспечить себя.
Для социальной адаптации лиц с ОВЗ играет воспитательная работа, которая раскрывает творческий потенциал и спортивные возможности наших обучающихся.
2