СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное самоопределение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по запуску заполнения «Дневника профессионального самоопределения»

Борисова Е.А., учитель математики и информатики,

МАОУ СОШ №10 (НОЦ), г. Чайковский, Пермский край

 

Слайд 1  На фото с кругами гиперссылка на переход на Ролик

 https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=yYuX1foqX_o смотрим до 1 мин. 45 сек.

 

Слайд 2

            В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Почему так происходит? Как вы думаете? Пауза. А вот из моего опыта общения с выпускниками следует, что очень важно попробовать и понять: подхожу я профессии или она мне, и на каких основаниях я ее выбираю. Давайте назовем мы нашу встречу «PROпуск в PROфессию». Слайд 3

Просмотр содержимого документа
«Дневник профессионального самоопределения»

Дневник профессионального самоопределения


Ф. И. О.:

Класс:

Изучаемые профильные предметы:



План-задание

ЗАДАЧИ, которые нужно решить:

  1. «Психологическая» - проанализируй свои склонности и способности и ответь на вопрос: сможешь ли ты успешно работать по данной профессии?

  2. «Информационная» - собери как можно больше информации о выбранной профессии, об учебных заведениях, в которых планируешь получить образование.

  3. «Практико-рефлексивная» - пройди пробу, заполни страницу в ИОП, посвященную профессиональным пробам (для тех, кто прошел профессиональную(-ые) пробу(-ы)).

  4. «Аналитическая» - проведи анализ своего профессионального самоопределения.




Блок 1. Оценка профессиональной предрасположенности


Пройдите онлайн Тест «Готовность к выбору профессии», http://prof.ht-line.ru/m-tests/?testing=0f9ebefd4e160e71 и заполните таблицу.

Тест поможет оценить вашу внутреннюю и внешнюю готовность к профессиональному выбору, а также общую готовность.

Внутренняя готовность. Насколько хорошо вы знаете себя, свои интересы, возможности, особенности характера, насколько готовы совершать самостоятельный выбор и нести за него ответственность, как Вы относитесь к выбору профессии.

Внешняя готовность. Насколько хорошо Вы знаете многообразный мир профессий (чем больше профессий знаете, тем больше вероятность сделать правильный выбор). Вы сможете узнать, насколько вы осведомлены в особенностях образования, правилах поступления и т.д., чтобы правильно выбрать стратегию профессионального развития и становления. Также можно будет посмотреть ваши критерии выбора профессии, которые вы используете. Часто психологи отмечают, что сам выбор профессии окружен множеством заблуждений, которые мешают сделать верный выбор. Вы сможете оценить уровень ваших заблуждений. Часть заданий ограничена по времени. Итак, насколько вы готовы сделать свой собственный самостоятельный выбор профессионального будущего? Насколько хорошо вы знаете себя и окружающий вас мир профессий? На эти и другие вопросы вам поможет ответить этот тест.

КТО Я?



НА ПУТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

МИР ПРОФЕССИЙ

ГОТОВНОСТЬ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

ЗНАНИЕ СЕБЯ



ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

ПРОФЕССИИ

ВНУТРЕННЯЯ ГОТОВНОСТЬ



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



ОБРАЗОВАНИЕ

ВНЕШНЯЯ ГОТОВНОСТЬ



ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ


ОТСУТСТВИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

ОБЩАЯ ГОТОВНОСТЬ




Блок 2. Информационный

(можешь заполнить несколько профессиограмм, если ты выбрал несколько профессий;

одну из них можешь представить творчески – например, в виде плаката)


ПРОФЕССИОГРАММА

Сайты, которые могут вам помочь при составлении профессиограммы:

  1. http://profigrama.ru/profession/all

  2. http://effecton.biz/109.html

  3. http://www.profvibor.ru/catalog/index.php?sort=name&order=desc&SECTION_ID=132

  4. http://prof.eduprof.ru/

  5. http://atlas100.ru/ , http://atlas100.ru/future/

  6. https://clubshuttle.ru/professii-budushchego

  7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1572522


Профессия (название)


1

Содержание деятельности


2

Условия труда и место работы


3

Требования к индивидуальным особенностям специалиста


4

Квалификационные требования (в том числе ограничения по здоровью)


5

Области применения профессии


6

Особенности профессии (в том числе профессиональные риски)


7

Пути получения профессии (образовательные учреждения)


8

Перспективы карьерного роста


9

Уровень заработной платы


10

Смежные профессии


11

Требования к знаниям и умениям специалиста


12

Надпрофессиональные навыки, в выбранной вами профессии



КАРТА ВУЗОВ

Сайты, которые могут вам помочь при составлении карты:

  1. https://postupi.online/

  2. https://education.yandex.ru/universities/

  3. Более полную информацию вы сможете узнать на сайтах ВУЗов


1 ВУЗ (название, город):

1

Код специальности


2

Название специальности


3

Уровень подготовки


4

Вступительные экзамены


5

Срок обучения


6

Минимальные баллы


7

Проходные баллы


8

План приема (на 2019 год)


9

Учет индивидуальных достижений



2 ВУЗ (название, город):

1

Код специальности


2

Название специальности


3

Уровень подготовки


4

Вступительные экзамены


5

Срок обучения


6

Минимальные баллы


7

Проходные баллы


8

План приема (на 2019 год)


9

Учет индивидуальных достижений



3 ВУЗ (название, город):

1

Код специальности


2

Название специальности


3

Уровень подготовки


4

Вступительные экзамены


5

Срок обучения


6

Минимальные баллы


7

Проходные баллы


8

План приема (на 2019 год)


9

Учет индивидуальных достижений



4 ВУЗ (название, город):

1

Код специальности


2

Название специальности


3

Уровень подготовки


4

Вступительные экзамены


5

Срок обучения


6

Минимальные баллы


7

Проходные баллы


8

План приема (на 2019 год)


9

Учет индивидуальных достижений



5 ВУЗ (название, город):

1

Код специальности


2

Название специальности


3

Уровень подготовки


4

Вступительные экзамены


5

Срок обучения


6

Минимальные баллы


7

Проходные баллы


8

План приема (на 2019 год)


9

Учет индивидуальных достижений










Блок 3. Прохождение профессиональной пробы

(Сопровождающий специалист - учитель профильного предмета)


Заполни таблицу о деятельности на профессиональной пробе:


Место прохождения пробы ФИО ответственного на предприятии Время прохождения пробы Что я делал на профпробе? Результат прохождения мной пробы Кол-во часов Подпись учителя, курирующего пробу
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ Чайковский городской суд Волкова Елена Александровна, помощник судьи 27.04.2018 Посещение судебного заседания по уголовному делу в отношении Назарчука С. М. (ст. 264, ч. 2 УК РФ); беседа с прокурором Стерлядевой Ларисой Анатольевной; беседа с адвокатом Антроповским Владимиром Васильевичем; выполнение домашнего задания. Узнал… Понял… Появились вопросы…




Блок 4. Рефлексивный


Эссе «Оценка профессионального самоопределения»

Напишите эссе по данной теме. Для написания эссе используйте данные, которые вы получили, работая с первыми тремя блоками.

Вопросы, которые нужно учесть при написании эссе:

  1. Какую роль играет при выборе профессии отношение человека к учебному предмету и предметному содержанию?

  2. Почему, на ваш взгляд, важно при выборе профессии понимать то, с кем предстоит взаимодействовать?

  3. Какие свои индивидуальные особенности необходимо учитывать при выборе профессии?

  4. Какими навыками вы обладаете, в каких испытываете дефициты и как планируете их развивать?



Для тех, кто прошёл профессиональную пробу. Выберите одну из пройденных проб и заполните таблицу


РЕФЛЕКСИЯ по профессиональной пробе «Системный администратор»

образец


Что в профессии привлекает?






Что в профессии «напрягает»?





Какие качества требует от человека эта профессия?




Какими качествами я обладаю?





Чего пока нет, но могу развить?


Какой опыт уже есть?







Что хотел бы попробовать?




1


Просмотр содержимого документа
«Занятие»

Занятие по запуску заполнения «Дневника профессионального самоопределения»


Слайд 1 На фото с кругами гиперссылка на переход на Ролик

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=yYuX1foqX_o смотрим до 1 мин. 45 сек.


Слайд 2

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Почему так происходит? Как вы думаете? Пауза. А вот из моего опыта общения с выпускниками следует, что очень важно попробовать и понять: подхожу я профессии или она мне, и на каких основаниях я ее выбираю. Давайте назовем мы нашу встречу «PROпуск в PROфессию». Слайд 3


Слайд 4

Чем больше общения с людьми предполагает та или иная профессия, тем важнее для неё soft skills. Это так называемые надпрофессиональные навыки, которые, в отличие от hard skills, невозможно подтвердить дипломом об образовании и приобрести на курсах.

Чтобы отличить hard skills от soft skills, достаточно открыть два десятка вакансий по одной профессии. В каждой из них будет повторяться один и тот же список «жёстких навыков». Это всё, что можно получить в образовательных учреждениях, на курсах, во время профессиональной переподготовки. Обычно именно эти навыки необходимы для выполнения должностных обязанностей и чётко прописаны в должностной инструкции. Их можно разделить на простые составляющие, оценить и измерить. Сразу понятно, умеет ли соискатель водить автомобиль, с какой скоростью печатает, какими языками программирования владеет, в области какого юридического права специализируется. 

Специалисты сходятся во мнении, что освоить профессию, не владея hard skills, не получится. Но чтобы задержаться в ней и построить карьеру, понадобится уже soft skills. К ним можно отнести позитивный настрой, уверенность в себе, умение работать в команде, коммуникабельность, многозадачность и адаптивность.


Слайд 5

Мир профессий далеко не статичен. В нем постоянно рождаются новые, и умирают старые профессии. А еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться — буквально заново учиться новой профессии.

ПЕРЕХОД НА САЙТ «АТЛАС 100». Можно показать профессии будущего и профессии-пенсионеры


Слайд 6-8. Надпрофессиональные навыки классифицируются в разных источниках по разному.

https://clubshuttle.ru/professii-budushchego
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1572522

также рассмотрим еще один вариант надпрофессиональных навыков


Слайд 9. (атлас100) http://atlas100.ru/future/


Слайд 10. Задание (в парах): Написать какими надпрофессиональными навыками должен обладать специалист данной профессии. (5-10 минут)

На слайде 5 специальностей: логист, журналист, инженер-конструктор, дизайнер, химик-технолог



Слайд 11. По картинке открывается сам документ «Дневник профессионального самоопределения»

Здесь уже переходим к объяснению, как заполнять дневник, объясняем про 1 и 2 блок (профессиограмма)

Заполненный дневник профессионального самоопределения – допуск к сессии


Слайд 12.

Выбор будущей профессии и учреждения, где будет учиться выпускник школы — это настоящая дилемма практически для всех школьников и их родителей. Многие теряются среди разнообразия ВУЗов и факультетов и не могут найти что-то свое. Как же определить свое будущее и как сделать решающий выбор?

1) Однажды, несколько лет назад я услышала фразу: «Чем раньше подам документы, тем больше шансов поступить»

2) В 2015 году поступала моя дочь и мы, выбрав только литературу и английский язык, ограничили список ВУЗов, в которые могли бы подать заявление

Сегодня невозможно представить ВУЗ без официального сайта. И очень часто выпускники теряются в разнообразии сайтов, не могут выделить нужную и важную информацию. И важно не только набрать нужное количество баллов, но владеть всей информацией для поступления в ВУЗ.


Задание (по группам 4 человека). Напишите, какая информация должна быть на сайте ВУЗа


Результаты выписать на доске, посчитать количество за каждый критерий. Например, так:


Слайд 13. По картинке открывается сам документ «Дневник профессионального самоопределения»

Здесь уже переходим к объяснению, как заполнять дневник, объясняем про 2 блок (ВУЗы)





Что нужно найти на сайте ВУЗа? (проговариваем)

1. Найти вкладку «Абитуриенту» (поступление, поступающему)

2. После того, как вы определились со специальностью и хотите больше о ней узнать, зайдите в любой поисковик, введите код или название специальности

3. Минимальный балл – это балл, который нужно набрать по предмету, чтобы подать документы в ВУЗ и на бюджет и на контракт. Проходной балл – балл последнего зачисленного в прошлую приемную кампанию

4. Индивидуальные достижения. Олимпиады трехуровневые:

https://4ege.ru/materials_podgotovka/56879-olimpiady-shkolnikov-lgoty-bvi-preimuschestva.html


Задание группам: Найти информацию по специальности (вытягивают листок) и оформить в любой форме (таблица, схема, кластер и т.д.)

Работаем с сайтом «Пермского национального исследовательского политехнического университета» http://pstu.ru/
  • Биотехнология

  • Информатика и вычислительная техника

  • Энергетическое машиностроение

  • Управление качеством

  • Прикладная геодезия

  • Лингвистика

  • Наноматериалы

  • Экономика

  • Нефтегазовое дело


1

Код специальности

http://pstu.ru/files/2/file/adm/abiturientu/Prilozhenie_1.pdf

2

Название специальности

3

Уровень подготовки

4

Вступительные экзамены

5

Срок обучения

6

Минимальные баллы

http://pstu.ru/files/2/file/adm/abiturientu/priem2019/Prikaz_ot_2018_09_14__2410-v_o_minimalnykh_ballakh_2019.pdf

7

Проходные баллы

http://pstu.ru/enrollee/stats2018/list2018/

8

План приема (на 2019 год)

http://pstu.ru/files/2/file/adm/abiturientu/priem2019/PLAN_priema_2019_7.pdf

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/

Слайд 14-16 .Проговорить про блок 3 и 4.


Финал: К выбору специальности нужно подходить серьезно и делать это необходимо не в 11 классе, а в 10. Эта работа (заполненный дневник) будет для вас допуском к летней сессии, но в первую очередь это важно для вас. Для консультации по вузам вы можете подходить к Е.М.Сосниной, но не в ВК, а лично в 23 кабинет.

Видео «Как выбирать профессию...» 3.50 https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=DaA6aL2vkrI


ПРИЛОЖЕНИЯ


На печать специальности для работы в группах с сайтом ВУЗа


Биотехнология

Биотехнология

Информатика и вычислительная техника (Автоматизация управления социальными и экономическими системами)

Информатика и вычислительная техника (Автоматизация управления социальными и экономическими системами)

Энергетическое машиностроение

Энергетическое машиностроение

Управление качеством

Управление качеством

Прикладная геодезия

Прикладная геодезия

Лингвистика

Лингвистика

Наноматериалы

Наноматериалы

Экономика

Экономика

Нефтегазовое дело

Нефтегазовое дело

Заполненные таблицы по специальностям


1

Код специальности

19.03.01

2

Название специальности

Биотехнология

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Химия, Русский язык

5

Срок обучения

4 лет

6

Минимальные баллы

Математика 36

Химия 40

Русский 45

7

Проходные баллы

217

8

План приема (на 2019 год)

10(0)/8 Бюджет 10

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


1

Код специальности

09.03.01

2

Название специальности

Информатика и вычислительная техника (Автоматизация управления социальными и экономическими системами)

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

209

8

План приема (на 2019 год)

7(0)/5 Бюджет 7

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


1

Код специальности

13.03.03

2

Название специальности

Энергетическое машиностроение

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

166

8

План приема (на 2019 год)

9(0)/5 Бюджет 9

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/






1

Код специальности

27.03.02

2

Название специальности

Управление качеством

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

165

8

План приема (на 2019 год)

18(2)/7 Бюджет 16

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


1

Код специальности

21.05.01

2

Название специальности

Прикладная геодезия

3

Уровень подготовки

специалитет

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

5 лет

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

139

8

План приема (на 2019 год)

20(2)/10 Бюджет 18

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


1

Код специальности

45.03.02

2

Название специальности

Лингвистика

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Иностранный язык, Обществознание, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Иностранный язык 30

Обществознание 45

Русский 45

7

Проходные баллы

263

8

План приема (на 2019 год)

17(2)/60 Бюджет 5

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/









1

Код специальности

28.03.03

2

Название специальности

Наноматериалы

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

154

8

План приема (на 2019 год)

0(0)/25 Бюджет 0

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


1

Код специальности

38.03.01

2

Название специальности

Экономика

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Обществознание, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Обществознание 45

Русский 45

7

Проходные баллы

231

8

План приема (на 2019 год)

13(2)/120 Бюджет 11

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/




























1

Код специальности

21.03.01

2

Название специальности

Нефтегазовое дело

3

Уровень подготовки

бакалавриат

4

Вступительные экзамены

Математика (профильный уровень), Физика, Русский язык

5

Срок обучения

4 года

6

Минимальные баллы

Математика 36

Физика 40

Русский 45

7

Проходные баллы

163

8

План приема (на 2019 год)

55(6)/25 Бюджет 49

9

Учет индивидуальных достижений

http://pstu.ru/enrollee/admission/achievements/


4


Просмотр содержимого презентации
«PRO»

По жизни есть всегда дилемма...  Кем всё же в жизни этой стать...  Хоть есть накатанная схема...  Но выбор есть, чтоб выбирать...

По жизни есть всегда дилемма... Кем всё же в жизни этой стать... Хоть есть накатанная схема... Но выбор есть, чтоб выбирать...

PRO пуск в PRO фессию ( PRO фессиональное самоопределение )

PRO пуск

в PRO фессию

( PRO фессиональное самоопределение )

HARD SKILLS – профессиональные навыки SOFT SKILLS – надпрофессиональные навыки

HARD SKILLS – профессиональные навыки

SOFT SKILLS – надпрофессиональные навыки

Профессии будущего

Профессии будущего

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

Навыки будущих профессий

  • Экологическое мышление
  • Управление проектами
  • Системное мышление
  • Работа с людьми
  • Работа в условиях неопределенности
  • Программирование/робототехника
  • Навыки художественного творчества
  • Мультиязычность и мультикультурность
  • Межотраслевая коммуникация
  • Клиентоориентированность
  • Бережливое производство
Задание:  Выберите одну профессию. Напишите какими надпрофессиональными навыками должен обладать специалист данной профессии.

Задание: Выберите одну профессию. Напишите какими надпрофессиональными навыками должен обладать специалист данной профессии.

  • Логист
  • Журналист
  • Инженер-конструктор
  • Дизайнер
  • Химик-технолог
http://pstu.ru/ Задание группам:  Найти информацию по специальности и оформить её в любой форме (таблица, схема, кластер и т.д.)

http://pstu.ru/

Задание группам:

Найти информацию по специальности и оформить её в любой форме (таблица, схема, кластер и т.д.)