«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА:
ПРИЧИНЫ, КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром эмоционального выгорания, ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.
Основными признаками эмоционального выгорания являются:
Истощение, усталость;
Психосоматические осложнения;
Бессонница;
Негативные установки по отношению ученикам, коллегам, родителям;
Негативные установки по отношению к своей работе;
Пренебрежение исполнителем своих обязанностей;
Увеличение объема психостимуляторов;
Уменьшение аппетита или, напротив, переедание;
Негативная самооценка;
Повышение уровня агрессии;
Усиление пассивности;
Чувство вины.
Распространенной является модель синдрома выгорания К.Маслач и С.Джексона (1981г.). Они выделяют 3 его основных составляющих:
Эмоциональное истощение – обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
Деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – может проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств или возможностей.
Выделяют 3 группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
Личностные факторы – к ним относятся склонность к интроверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и т.д.
В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, те, кто полностью поглощены работой, постоянно трудятся без отдыха, еждневно работают с полной самоотдачей и ответственностью.
Статусно-ролевые факторы – включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом; низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность.
Корпоративные (профессионально-организационные) факторы – к ним относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами; отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде; недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки и т.д.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Однако, выделяют и качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания:
Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, ЗОЖ); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях или возможностях.
Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность.
Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы:
Организация деятельности.
Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть укомплектована библиотека изданий периодической печати. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
Улучшение психологического климата в коллективе – следующее направление профилактики. Здесь важно создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива, существующего как единое целое. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности преподавателей, из-за чего педагоги не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр и т.д. так же требуют времени и материальных возможностей.
Работа с индивидуальными особенностями педагогов.
Рекомендации «Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием?»
Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение;
Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
Любите себя.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Работа – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других их жизнью. Живите своей. Живите не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
«Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества» - писал В.А.Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы и прочее, и постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затеем переносят свой вывод на предмет, который тот преподаёт.
У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, меняйте прическу, ходите на работу разными маршрутами. Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может он справится сам?
Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
Научитесь жить с юмором. Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-либо, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
Снизьте темп жизни! Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо.
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4+4+4» (четыре секунды на вдох, четыре на задержку дыхания, четыре на выдох). Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна.
Мудра Земли. (Мудра – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека). Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы – саамы уравновешенный человек. Улыбнитесь!
Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая.
Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка.
Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.
Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
При переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
При угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
При выраженной раздражимости, гневе - «Сентиментальный вальс» Чайковского;
При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
Расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
Тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.
Очень рекомендую воспользоваться формулой выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил, релаксации, чувственной разрядки, очищения, способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать как исправить положение).
Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома.