Профессиональные деформации (общепрофессиональные, профессионально-типологические, специальные, индивидуализированные)
Процесс освоения профессии проходит:
деструктивно: наблюдается разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста
конструктивно: личность развивается, происходит усиление и совершенствование качеств, способствующих успешности в деятельности
Профессиональная деформация личности – это постепенно накопившиеся под влиянием профессиональной деятельности устойчивые изменения личностных качеств, которые негативно отражаются на продуктивности труда, на деловых и межличностных отношениях, а также на развитии самой личности.
По мнению Э.Ф. Зеера ПД могут проявляться на четырех уровнях:
1.Общепрофессиональные деформации
2. Специальные профессиональные деформации
3. Профессионально-типологические деформации
4. Индивидуализированные деформации
Можно выделить и более конкретные типологии, взяв в качестве основания разные параметры. Например, по сферам проявления можно выделить:
1) деформации, проявляющиеся в работе;
2) деформации, проявляющиеся в отношениях с близкими людьми вне работы;
3) деформации, проявляющиеся в досуговой деятельности
По длительности (продолжительности) деформации могут быть:
1) длительные, затянувшиеся и проявляющиеся постоянно;
2 ) эпизодически проявляющиеся;
3) проявляющиеся в определенных (провоцирующих) ситуациях и т.п.
По деструктивной направленности:
1) на себя;
2) на других;
3) на работу (включая коллег, руководителей, партнеров, заказчиков, посетителей и т.п.);
4) на вышестоящее руководство (в управлении, в департаменте, в стране);
5) на весь мир.
По креативности:
1) примитивные деформации;
2) высококреативные, изобретательные;
3) в крайних случаях - близкие к паталогическим проявлениям.
По степени осознанности:
1) неосознаваемые;
2) слабо или ложно осознаваемые;
3) хорошо осознаваемые.
По уровню зависимости личности от других людей и обстоятельств:
1) полная зависимость;
2) вынужденная зависимость;
3) частичная зависимость;
4) независимая позиция.
психическая напряженность
конфликты
Следствия:
снижение продуктивности
профессиональной деятельности
личности
неудовлетворенность жизнью и
социальным окружением.
В педагогической деятельности наиболее распространенными деформациями являются:
1. Авторитарность
2. Демонстративность
3. Педагогический догматизм
4. Доминантность
5. Педагогическая индифферентность
6. Консерватизм
7. Ролевой экспансионизм
8. Социальное лицемерие
9. Поведенческий трансфер
10. Дидактичность
11. Педагогическая агрессия
«Профессиональные деформации» характеризуются следующими важными моментами:
1) негативные качества работника;
2 ) эти качества являются следствием длительного (часто многолетнего) выполнения одной и той же работы;
3 ) часто сам работник воспринимает эти качества как «позитивные» (чуть ли не «благоприобретенные»);
4 ) часто работник плохо осознает деструктивные последствия этих качеств как для выполняемой работы, так и для своего личностного развития;
5 ) сама «деструктивность» таких качеств должна оцениваться в контексте общей моральной и деловой атмосферы данной организации (как ни парадоксально, но коллеги и руководство могут оценивать такого «деградирующего» работника как вполне успешного и «адекватного»).