СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность , в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность , в условиях реализации ФГОС»



Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность, в условиях реализации ФГОС.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. В коррекционной школе учитель - это всё для ученика - друг, соратник, близкий человек. Учитель для них олицетворение всего нового, неизвестного.

Говоря о профессионально-педагогической готов­ности педагога к работе с детьми, имеющими особен­ности психофизического развития, можно считать, что структурно-содержательной ее основой могут стать следующие компоненты:

  • информационный (компетентностный) - обладание соответ­ствующей композицией профессиональных знаний, умений, навы­ков и профессиональных компетенций;

  • эмоционально-нравственный - умение эмоционально пра­вильно реагировать на реальные педагогические ситуации на основании знания и выполнения нравственных норм и правил;

  • эмпирический - умение действенно сопереживать ребенку с особенностями психофизического развития;

  • мотивационный - умение определять направленность профес­сиональной деятельности в организации взаимодействия с ребен­ком с особенностями психофизического развития;

  • установочно-поведенческий - наличие психологической на­строенности на работу с проблемным ребенком и построение адек­ватной модели профессионального поведения;

  • действенно-оценочный - умение использовать вариативные оценки, опираясь на субъективную успешность ребенка, побужда­ющие его к дальнейшему взаимодействию с педагогом;

  • рефлексивно-коррекционный - владение знаниями и умения­ми проводить рефлексию и коррекцию собственной профессио­нальной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе предъявляет к учителю высокие требования. Успех общения участников педагогического процесса (учитель – ученик) во многом зависит от личности самого педагога. С позиций профессионально-педагогических качеств личности, необходимых в работе с умственно отсталыми детьми, педагогический такт, честность, откровенность, доброта, справедливость, уважение и любовь к своим воспитанникам являются главными. Педагог- это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в результатах своей профессиональной деятельности. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями. Учитель должен постоянно помнить о своём поведении, так как его эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на самочувствие школьников, на их личностное и интеллектуальное развитие.

В специальных школах быть педагогом очень нелегко, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.
От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости, добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

Серьезные требования предъявляются к личности педагога: Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой.
 Свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения, дифференцированными и индивидуальными формами работы.
Без этих знаний он не сможет организовать эффективный учебно-воспитательный процесс, придать ему коррекционную направленность, помочь советами родителям. Кроме педагогических знаний учитель должен хорошо знать общую и возрастную психологию, ее детский и специальные разделы.
Без этого нельзя понять природу, сущность и характер отклонений в психической деятельности ребенка, обусловленных его дефектом, нельзя правильно прогнозировать результаты, перспективы развития.

Педагог коррекционной школы должен быть очень добрым и терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения детей. Должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике.  Ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях. Он должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.
Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.

Педагогическое мастерство совсем не пустое дело. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагог – это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. Поэтому он придавал особое значение педагогическому мастерству, педагогическому призванию. Что же понимается под педагогическим мастерством? Это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. В содержании этого определения можно вычленить такие признаки, как владение знаниями, обобщёнными специальными умениями, необходимыми педагогу в его практической деятельности, педагогическое призвание. Без профессиональных знаний и профессиональной направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Нужно уметь воздействовать на воспитанников. Нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Дети симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

Эстетическая выразительность педагога – это не только опрятный вид, культура речи и поведения. Это нечто сложное и важное, скорее нечто профессиональное, выражающее педагогическую направленность всей личности учителя. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владеть взглядом, жестом, голосом, уверенность в себе, успехе своей работы – всё это привлекает учащихся, вызывает положительное отношение к учителю, готовность к восприятию идущего от него влияния.

Учителя - профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Творчество - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя. Специфика учительского труда заключается в том, что педагог поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с детьми и творчески преобразовывать их. Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач.

Вследствие того, что произошло изменение целей современного образования, изменилась методическая система. Учителю приходится создавать собственные индивидуальные программы, что стимулирует его творчество. Повышение квалификации, работа в предметных МО, самообразование, участие в педагогических конкурсах, создание собственных публикаций, обобщение и распространение опыта работы, самоанализ деятельности - обеспечивает постоянный творческий рост педагога, его профессиональное мастерство.

Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.

Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики.

В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Профессиональная честь и достоинство. Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей.

Педагогический авторитет. Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение.

Школа как государственное учреждение призвана осуществлять всестороннее развитие личности. Этот процесс предполагает высокое чувство ответственности всех учителей за воспитание каждого учащегося, проявляющееся в единстве их действий и требований.

Там, где у педагогического коллектива нет единого тона, там, по существу, нет коллектива, а, следовательно, не может быть никакого воспитательного процесса.

Взаимопомощь и взаимодоверие в педагогическом коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. Проявляются они в постоянном обмене информацией, почерпнутой из педагогической, методической и другой литературы, в обмене опытом, "находками" в процессе педагогического труда.

В атмосфере бережного отношения к учителю рождаются мастера педагогического труда, составляющие костяк коллектива. Педагогическая этика считает правильной критику, которая направлена на недостаток, а не на его носителя – личность, критику, которая проникнута заботой об улучшении дел и поведения человека.

Учитель - это, прежде всего, образец подражания для учеников. Следовательно, его взаимоотношения с коллегами должны соответствовать нормам педагогического такта и педагогической этики.