Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «ГБПОУ КК ЕПК»
ПРОЕКТ
Тема: «Профессиональные и личностные качества учителя»
Подготовила: студентка группы Ш-11
Бескоровайная Мария Ивановна
Проверила: Великановская Л.А.
Преподаватель педагогики
2023 г.
Профессиональные качества учителя
Среди профессиональных качеств учителя наиболее значимыми являются следующими:
ответственность;
пунктуальность;
аккуратность;
выдержка;
решительность;
организаторские способности;
умение преодолевать трудности;
высокий уровень теоретической подготовки;
умение реализовывать теоретические познания в практической деятельности;
разумное сочетание исполнительности с креативностью.
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, её не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.
Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для неё профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И всё-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т.е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.
Личностные качества учителя
Идеальному педагогу свойственны следующие свойства:
сдержанность;
терпеливость;
оптимизм;
эмоциональная уравновешенность;
терпимость;
душевная щедрость;
точная и быстрая реакция.
Важными критериями на должность учителя является умение работать с детьми и понимать их. При этом нужно сохранять тактичность и самообладание, не забывать о требовательности. Педагог должен быть общительным, выслушивать учеников при общении.
Каким же должен быть учитель, обучающий и воспитывающий младших школьников?
Учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям – это не желание, а назначение педагога нести людям добро и милосердие;
учитель должен понимать детей;
учитель должен заботиться об их будущем.
Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.
Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности – неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.
К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм – словом, он должен быть идеалом для своих учеников.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение – основа педагогической деятельности.
Заключение
Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.