СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные интересы, склонности и способности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе профессии важно учитывать свои интересы и склонности. Цель урока: Раскрыть сущность понятий «интересы», «склонности», выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные интересы, склонности и способности»

Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность». Задачи: Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»; Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям; Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность».

Задачи:

  • Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;
  • Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
  • Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
 Под интересом  понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.  Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Под интересом  понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются: по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.),
  • по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону),
  • по глубине (глубокие или поверхностные),
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).
Значение интереса: благодаря интересам человек 1). Овладевает знаниями 2). Расширяет кругозор 3). Помогает преодолевать препятствия   Основные характеристики интереса: Положительная эмоция по отношению к деятельности Радость познания Деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься

Значение интереса:

благодаря интересам человек

1). Овладевает знаниями

2). Расширяет кругозор

3). Помогает преодолевать препятствия

 

Основные характеристики интереса:

  • Положительная эмоция по отношению к деятельности
  • Радость познания
  • Деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься
Как рождается интерес? Любопытство (необходима интеллектуальная активность) - любознательность  (стимулирует потребность в познавательной деятельности) – интерес

Как рождается интерес?

Любопытство (необходима интеллектуальная активность) - любознательность (стимулирует потребность в познавательной деятельности) – интерес

Профессиональный интерес  – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес способствует повышению продуктивности работы, учебы.

Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес способствует повышению продуктивности работы, учебы.

Интересы проходят несколько этапов : 1.  Временные – положительное отношение к определенному предмету. Если эти интересы не развивать, то они могут скоро ослабеть и угаснуть.  2.  А если интересы закрепляются при изучении того или иного предмета, то они становятся устойчивыми.  Устойчивые интересы часто переходят в склонности

Интересы проходят несколько этапов :

1. Временные – положительное отношение к определенному предмету.

Если эти интересы не развивать, то они могут скоро ослабеть и угаснуть.

2. А если интересы закрепляются при изучении того или иного предмета, то они становятся устойчивыми.

Устойчивые интересы часто переходят в склонности

Склонность  – стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельностью. Интересы выражаются формулой  « Я ХОЧУ ЗНАТЬ»,  а формула склонностей « Я ХОЧУ ДЕЛАТЬ ». Успешность деятельности зависит от способностей человека .

Склонность – стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельностью.

Интересы выражаются формулой

« Я ХОЧУ ЗНАТЬ»,

а формула склонностей

« Я ХОЧУ ДЕЛАТЬ ».

Успешность деятельности зависит от способностей человека .

  Способности  - это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.  Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности  Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук. Формирование способностей происходит в процессе деятельности на основе задатков .

Способности - это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.

Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности

Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

Формирование способностей происходит в процессе деятельности на основе задатков .

Задатки  – это врожденные физиологические особенности человека (строение мозга, особенности органов чувств ) Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант  – это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности. Гениальность  – это наивысшая степень творческих проявлений личности Структура способностей: Задатки – условия развития – способности – талант – гениальность

Задатки это врожденные физиологические особенности человека (строение мозга, особенности органов чувств )

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант – это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности.

Гениальность – это наивысшая степень творческих проявлений личности

Структура способностей:

Задатки – условия развития – способности – талант – гениальность

Вывод: Каждый человек на что-то способен, т.е. в каждом из нас природой заложены разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности . Задание №1 Выделите общие и специальные способности: Трудолюбие Настойчивость Любовь к детям Хорошее запоминание способов решения задач Сообразительность Память на числа, цифры, формулы Техническая наблюдательность Целеустремленность Скорость и точность реакций и движений  Эмоциональность

Вывод: Каждый человек на что-то способен,

т.е. в каждом из нас природой заложены разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности .

Задание №1

Выделите общие и специальные способности:

  • Трудолюбие
  • Настойчивость
  • Любовь к детям
  • Хорошее запоминание способов решения задач
  • Сообразительность
  • Память на числа, цифры, формулы
  • Техническая наблюдательность
  • Целеустремленность
  • Скорость и точность реакций и движений
  • Эмоциональность
Задание №2 Проанализируйте нижеперечисленные примеры и  определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет . Высокий рост баскетболиста Стремление ученика быть чем-то занятым Хорошая осведомленность в области астрономии Человек хорошо различает оттенки разных цветов Ученик правильно декламирует на уроке стихотворение Школьник быстро запоминает и правильно повторяет  мелодию новой песни Ученица правильно решает у доски задачу

Задание №2

Проанализируйте нижеперечисленные примеры и

определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет .

  • Высокий рост баскетболиста
  • Стремление ученика быть чем-то занятым
  • Хорошая осведомленность в области астрономии
  • Человек хорошо различает оттенки разных цветов
  • Ученик правильно декламирует на уроке стихотворение
  • Школьник быстро запоминает и правильно повторяет

мелодию новой песни

  • Ученица правильно решает у доски задачу
Воспользуйтесь советом: Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Интересы и склонности становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека. Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь не поймешь, твоё это или нет. Поэтому попробуйте свои силы в разных видах деятельности.

Воспользуйтесь советом:

Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.

Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь не поймешь, твоё это или нет.

Поэтому попробуйте свои силы в разных видах деятельности.

 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?  Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных? Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных? Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
  • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
  • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
  • В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных? Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов? Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
  • В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
  • Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
  • Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов?
  • Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
  • Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
  • Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
Практическая работа №1  Методика «Профиль» Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс (+), если не нравится минус (-)

Практическая работа №1

Методика «Профиль»

Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике?

Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс (+), если не нравится

минус (-)

Практическая работа №2 «Опросник профессиональных склонностей» При выборе профессии важно учитывать свои склонности. Инструкция: Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов ответов ( «а», «б», «в») и отметьте их в бланке.

Практическая работа №2

«Опросник профессиональных склонностей»

При выборе профессии важно учитывать свои склонности.

Инструкция: Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов ответов

( «а», «б», «в») и отметьте их в бланке.

Домашнее задание

1. Задание: проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

  • А) высокий рост баскетболиста;
  • Б)стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;
  • В)хорошая осведомленность в области астрономии;
  • Г)человек хорошо различает оттенки разных цветов;
  • Д)ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;
  • Е)школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки.

2. Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между назва­ниями и определениями специальных способностей.

1. Технические

2. Математические

А) Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

3. Педагогические

Б) Способности к литературной деятельности, овладение языками

4. Организаторские

В) Творческое воображение, образное мышление

5. Литературно-лингвистические

Г) Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

6. Способности к искусствам

Д )Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Е) Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Спасибо за урок

Спасибо за урок