Просмотр содержимого документа
«Профессиональные качества личности учителя»
Эпиграф
Если Вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, Вы никогда не сделаете их лучше. Если же Вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, Вы поднимаете их на ту высоту, на которой бы Вы хотели их видеть. Гете
Наказать и не вызвать обиды - это искусство, которым необходимо овладеть каждому квалифицированному педагогу.
Профессиональные качества личности учителя
(выступление на курсах по методике преподавания ИКАО)
Умственные
Дидактические - способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.
Персептивные качества - умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность
Организаторские качества
Волевые профессиональные качества - умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.
Коммуникабельность
Тактичность
Педагогическое воображение, способность к распределению внимания
Динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению
Эмоциональная устойчивость - способность владеть собой
Способность к оптимистическому прогнозированию
Креативность
«Компетенция» (от латинского - добиваюсь, соответствую, подхожу) -
Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица
Знание, опыт в той или иной области
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег.
Один из главных факторов успешности педагога - это учет им личностных особенностей учащихся. Оценивать курсантов нужно не только по успеваемости, не как объект учебной деятельности, а как целостную личность. Направленность личности и характер учащегося оцениваются часто исходя из его успеваемости. Как характеризуют часто учащегося: хорошо учится, занимается спортом, работоспособен, скромен, дисциплинирован.часто преподаватели не могут сказать об идеалах, убеждениях, о коммуникативных качествах учеников - приветливость, искренность, чуткость, уживчивость, способность к разрешению конфликтных ситуаций, стремление к преобладанию над другими, недоверчивость, капризность, озлобленность. Не учитывают эмоциональный мир учащегося: уравновешенность, подвижность нервной системы и т. д. Часто бывает, что учащийся имеет хорошие задатки, но ленив; общителен, но эгоистичен; веселый, остроумный, но неуживчивый; гордый, самолюбивый, но нахальный.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ БАЗОВЫЕ НАВЫКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЕГО ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
Приверженность образовательному учреждению
выражается в умении жертвовать своими интересами ради интересов учреждения, готовность разделять ценности и цели учреждения, напряженно трудиться для всеобщего блага
Работа с детьми и в интересах детей - искренняя поддержка, радость и сочувствие, проявление деликатности в общении, подчеркивание значимости и уникальности каждого. Преподаватели должны верить, что они выполняют работу для себя, а не только в интересах ОУ
Увлеченность и энтузиазм - это ключи к успешной деятельности педагога в сочетании с упорной работой, доминирующее конкурентное преимущество. Педагогу нужно любить то, чем он занимается
Эмоциональный интеллект - понимание собственных чувств, умение управлять ими, умение распознать эмоции других людей и управлять ими
Настойчивость ярко выраженное стремление к профессиональному росту. Истинные профессионалы не позволяют себе ощущать самоудовлетворенность
Устойчивость и широта жизненных ценностей обеспечивают признание, уважение и доверие со стороны учащихся, их родителей. Известно, что дети идут за лидером преданным и компетентным
Личное обаяние - это качество личности делает педагога более убедительным, располагает к открытому общению
Стрессоустойчивость достигается собственным поведением, уровнем самооценки, умением противостоять внешним и внутренним негативным явлениям
Интуиция позволяет принимать объективные и обоснованные решения, своевременно предложить помощь или выразить недоумение, действовать уверенно, восприимчиво относиться к необходимым переменам
10. Уверенность в делах придает особый настрой на работу