Одним из важнейших условий качества образования педагогическая наука и передовая педагогическая практика называют профессиональное мастерство педагога, высокий уровень развития профессионально-педагогической компетентности, умение выбирать оптимальные способы организации образовательного процесса. Переход к компетентностному подходу в системе школьного образования объективно ставит проблему пересмотра содержания и результата профессиональной подготовки (переподготовки и повышения квалификации) педагогических кадров современной школы, в частности такого ее аспекта, как формирование ключевых компетенций учащихся, во взаимосвязи с развитием методической компетентности педагогов. В основе компетентностной модели современного учителя лежит его профессиональная компетентность, т. е. совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения им своих профессиональных функций. Критериями развития профессиональной компетентности могут быть: самооценка профессиональных качеств и притязаний; сформированность профессионального целеполагания; способность к выработке программы действий, ее реализации, анализу и коррекции.
Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Обучение понимается как динамичный процесс, во время которого ученики используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения, а не просто как усвоение "готовых знаний" (информации, сведений, фактов) из различных областей, подчас не связанных между собой. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. Педагоги и учащиеся должны активно экспериментировать, открывать и создавать.
Учитывая современные взгляды на обучение, компетентностную модель современного учителя можно представить в виде входящих в нее элементов:
ценности, принципы и цели;
профессиональные качества;
ключевые компетенции;
педагогические методы, способы и технологии;
профессиональные позиции
Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции. Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений ,способности управлять своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности необходимо создавать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения. В большей степени этому способствует профессиональное знание и применение учителем основных методов моделирующей технологии обучения.
Выделяют основные методы моделирующей технологии:
1.организационно-деятельностные игры (ОДИ). Это организация коллективной мыследеятельности через развертывание содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций, решаемых через взаимодействие всех субъектов обучения. Задача руководителя ОДИ - «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого;
2.ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения
3.деловые игры — имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Эта форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.). При этом необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения его игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации;
4.познавательно-дидактические игры. В них создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. При этом следуй различать дидактические игры с внешней занимательностью и игры, требующие действий, входящих в состав деятельности, подлежащей усвоению.
5. Метод проектного обучения. Проект — организация деятельности учащихся, направленной на решение практико-ориентированной задачи (проблемы), осуществляемой в режиме поиска (исследование) и комплексности.
6. Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела определенные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить, какая была проблема, сформулировать ее, определить какие были условия, какие выбирались средства решения проблемы.
7. Решение ситуаций. При этом моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но разделившись на группы дать варианты решения проблемы, а потом идет «защита» решений, коллективное обсуждение.