ФИО: Сибилева Татьяна Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС ООО»
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя технологии в условиях реализации ФГОС ООО»
Обучать - значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности. Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. В моем понимании «профессиональная компетентность учителя» — это, прежде всего учитель умеющий организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне, проявляющий огромную заинтересованность в собственном профессиональном развитии, в получении и освоении новых знаний. Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
Основные показатели профессиональной компетентности учителя технологии включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются практическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью. Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя технологии является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.
Успешность деятельности ученика на уроке технологии будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя технологии призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции - овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, владение современными технологиями обучения.
Я как учитель постараюсь, стать тем строителем, который заложит надежный фундамент и будет соответствовать модели учителя новой формации.
Согласно современным тенденциям образования, деятельность учителя направлена на то, чтобы научить учиться. Каким же должен быть учитель?
Несомненно, педагог должен много знать. Но, мы понимаем, что наличие даже большого количество знаний не делает человека учителем. Это не тот критерий, по которому оценивают значимость учителя. В чем же эта «изюминка»?
По моему мнению, это человек с богатым внутренним миром, желающий поделиться своими знаниями и, получающий удовлетворение, наблюдая хотя бы маленький успехи своих подопечных. Педагог не только огорчается, если у обучающихся что-то не получается, но и ищет пути вовлечения их в свою деятельность. Как правильно заметил Я.А.Каменский: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я бы добавила: « И не дать этому стремлению погаснуть».
Чем сложнее общество, тем сложней и дети. Со своими израненными душами, с некоторой болью в глазах. Или наоборот – легкие и воздушные, ранимые, но всепрощающие. Говорят, что когда проходит много лет, ученики вырастают, их черты стираются в памяти учителей. Но, больше всего запоминаются те «трудные» дети, которые требовали много дополнительного внимания и иногда огромного терпения.
И осознание того, по какой причине эти ученики требуют такого большого внимания, дает возможность иногда более спокойно реагировать на их поступки. Обучение хорошистов и отличников не вызывает больших проблем. У большинства из них привычка учиться и дальнейшая жизненная мотивация расписана на годы.
Возникает вопрос: Каким должен быть учитель математики, чтобы к нему на урок с огромным желанием, а не для отбывания какой-то повинности, приходили сильные слабые и «трудные» ученики? Что означает педагогическая компетентность?
Нам говорят, что согласно новой образовательной политике мы должны составлять технологические уроков, рабочие программы с описанием формируемых УУД. При этом, согласно базовым компетенциям, учитель должен во время урока, в случае нештатной ситуации уметь изменять ранее намеченную программу деятельности. И, если обратиться к словам Сухомлинского: «Хороший учитель,- если говорить так, как оно есть,- не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».
А это означает, что у учителя есть цель – что он хочет сделать, четкий план - как это сделать, но он может вносить коррективы в зависимости от сложившейся на уроке ситуации. Учитель должен быть мобильным. И если это действительно хороший учитель, то он не будет на уроке задумываться, какие УУД ему надо формировать, а будет просто работать с душой и сердцем. И все у него получится автоматически правильно и верно, поскольку он всегда так делает, он любит детей и очень хочет, чтобы даже если из учеников не получатся знаменитые ученые, юристы, и т.п., главное, чтобы они не потерялись по жизни, были хорошими людьми. И, возможно, они будут и без высших образований мастерами своего дела. Ведь если вовремя увидеть что-то удивительное и своеобразное в ребенке, то потом наступит время, когда этим человеком можно будет гордиться. Не это ли самое главное для учителя?!
Как говорил Сухомлинский: « Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на урок, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Нужно, чтобы учитель был другом и наставником. И очень приятно иногда слышать, когда, проучившись не очень много времени, девочки пятиклассницы в разговоре о будущем говорят, что они хотели бы стать учителями математики. Это ли не радость для учителя!
Предмет технологии, что бы не говорили, это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Это контроль не должен быть тоталитарным и всеподавляющим. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке.
Также учитель не должен стоять на месте, он постоянно саморазвивается, учится. По словам Ж .Жубера: «Обучать – значит вдвойне учиться»
По словам Ч.Темпла: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте».
При переходе к ФГОС нового поколения в школе мы уже столкнулись с множеством проблем.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно нравственного развития и воспитания школьников;
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.
Компетентностная модель учителя.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.
Ценности, принципы и цели.
Профессиональные качества.
Ключевые компетенции.
Педагогические методы, способы и технологии.
Профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
свобода учащегося быть самим собой;
каждый человек обладает своим «совершенством»;
помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
иметь развитую способность к критике и рефлексии;
воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации идиалогу и т.п.
демонстрировать увлеченность своим предметом;
использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя:
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценкиРазнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:
Коммуникативная компетентность;
Информационная компетентность;
Компетентность разрешения проблем.
Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом образования.
Итак, если подвести некоторый итог моим размышлениям, педагог-это профессионал высшего разряда, который любит и понимает детей, и сделает все от себя зависящее, чтобы воспитать ученика- достойного гражданина нашей страны и хорошего человека, способного самостоятельно разрешать возникшие ситуации и идти по жизни с поднятой головой.
Закончить я хочу словами Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».